Участие линкоров типа «Советский Союз» в обороне Севастополя. История плавучей батареи №3

23
Картина Севастопольская батарея №3 в бою

Картина «Севастопольская батарея №3 в бою»

Содержание:

История создания

Во второй половине 1930-х годов на судостроительном заводе №198 в Николаеве для проведения натурных испытаний по чертежам линкора проекта 23 был построен отсек, на котором воспроиз­во­дилась конструкция системы ПМЗ корабля. Он имел форму прямоугольника с размерами — длина 50 м, ширина 30 м, высота борта 15 м, водоизмещение 4000 тонн. В 1938 году в Севастополе прошел второй этап натурных опытов, в ходе которых были проведены 27 подрывов отсека. По результатам этих опытов комиссия определила, что предельной для ПМЗ линкора проекта 23 была мощность взрыва заряда в 750 кг. После окончания испытаний опытовый отсек использовали в качестве мишени для учебных стрельб, а потом его поставили на прикол в одной из севас­то­поль­ских бухт.

Переоборудование

В июле 1941 года на «квадрате» начались работы по монтажу общекорабельных систем и установке вооружения. Работу над проектом возглавлял главный конструктор инженер Л. И. Ивицкий. Строи­тельство батареи осуществлялось рабочими Севастопольского морского завода имени Серго Орджо­ни­кидзе (директор — Сургучев, главный инженер — Феликс Иванович Кривчик) во главе со старшим строителем инженером В. А. Лозенко, с привлечением личного состава будущей батареи. Бригадиры Анатолий Раслундовский и Савелий Койга со своими бригадами, чтобы не тратить время на поездки домой и обратно, устраивались на короткий ночной отдых прямо в отсеке. Внутри отсека оборудовали жилые помещения, камбуз, радиорубку, склады и погреба. На палубе установили боевую рубку, дальномеры и два прожектора. Для спуска-подъема шлюпки смонтировали шлюп­балку. Якорь использовали готовый, по утверждению рабочих завода, это был адмиралтейский якорь с линкора «Императрица Мария». Общее время переоборудования составило 17 суток (по другим данным 18 дней).

Плавбатарея получила искажающую камуфляжную окраску под цвет штормового Черного моря — белые и синие волнообразные полосы. Экипаж плавбатареи составили 130 человек (по другим данным 150), 50 из них призвали из запаса, остальных набрали с кораблей ЧФ.

3 августа 1941 года на отдельной плавучей батарее №3 был поднят военно-морской флаг. Приказом командующего ЧФ от 4 августа она была включена в состав Охраны водного района Главной базы. Командиром плавбатареи №3 был назначен старший лейтенант Сергей Яковлевич Мошенский, военным комиссаром — старший политрук Нестор Степанович Середа (призван из запаса).

Вооружение

Артиллерия плавбатареи №3 была сведена в три орудийные батареи:

  • две 130-мм орудийные установки Б-13 (поставлены из арсенала), командир полубатареи – лейтенант Михаил З. Лопатко; в боекомплект орудий включили «ныряющие» снаряды для борьбы с подводными лодками;
  • четыре 76,2-мм зенитных орудийных установки 34-К, командир батареи – лейтенант Семён Абрамович Хигер (закончил Черноморское училище);
  • три 37-мм зенитных автомата 70-К, командир батареи – лейтенант Николай Даньшин;
  • три 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК.

Есть сведения, что позднее дополнительно была смонтирована счетверенная установка пулеметов «Максим».

В конце октября 1941 года оба 130-мм орудия демонтировали и вместе с расчетами отправили на сухопутный фронт. Весь боезапас снарядов для них, кроме «ныряющих», также был свезен на берег. В результате экипаж корабля сократился до 111 человек.

Плавучая батарея №3 в Казачьей бухте. Фото 1942 года

Плавучая батарея №3 в Казачьей бухте. Фото 1942 года

Служба

Плавбатарея решала задачи в тесном взаимодействии со вторым дивизионом 61-го артполка. Связь между командным пунктом и батареей осуществлялась по радио.

Первые месяцы службы

9 августа буксиры перевели плавбатарею в Бельбекскую бухту. Место стоянки батареи отгородили несколькими рядами противолодочных сетей, с берега она была прикрыта береговыми батареями. Экипаж батареи приступил к ежедневным отработкам борьбы за живучесть, учебным стрельбам и другим тренировкам.

16 августа 1941 года два буксира вывели батарею на внешний рейд, где она была установлена на мертвый якорь в 4-х милях к северо-западу от входа в главную базу мористее Херсонесского маяка. В море перед плавбатареей было установлено 36 противоторпедных сетей с глубиной притопления 10–12 метров. Общий сектор ограждения составил 156 градусов.

Перед экипажем плавбатареи командованием были поставлены три задачи:

  • не допускать авиацию противника к главной базе флота, расстраивать зенитным огнем боевые порядки самолетов, срывая тем самым прицельное бомбометание по базе и кораблям;
  • быть готовыми к отражению атак подводных лодок и торпедных катеров;
  • вести постоянное наблюдение за воздухом и морем, своевременно оповещать командование ПВО флота о появлении морских и воздушных сил врага, а также о сброшенных с его само­летов минах.

18 августа 1941 года батарея впервые открыла огонь по самолетам противника. Был отражен налет 9 бомбардировщиков Ju-88, во время которого на батарею были сброшены 36 бомб.

31 августа 1941 года в 10 часов 25 минут на дистанции 21 кб сигнальщиками батареи был замечен перископ подводной лодки. Батарея открыла огонь из 130-мм орудий, произведя 15 выстрелов «ныряющими» снарядами. В 16:27 по пеленгу 300° на дистанции 50 кб с батареи наблюдали взрыв большой силы.

Перевод в Казачью бухту

В начале ноября 1941 года на Чёрном море начались сильные штормы. Усилия станового якоря не хватало, чтобы удерживать плавбатарею на месте, и волнами ее стало прибивать к берегу, который был уже занят немецкими войсками. К тому же точность огня зенитчиков батареи в условиях сильного волнения значительно снизилась. По предложению недавно назначенного на должность командующего ВВС ЧФ Н. А. Острякова было принято решение сменить место стоянки «квадрата».

В ночь с 10 на 11 ноября 1941 года морские буксиры СП-13 и СП-14 перевели батарею в Казачью бухту и для придания ей большей устойчивости посадили на мель. Командованием перед экипажем была поставлена новая задача – прикрывать зенитным огнем Херсонесский аэродром.

Днем 29 ноября 1941 года зенитчики плавбатареи №3 одержали первую победу – был сбит истре­битель Bf-109, который упал на берегу.

14 января 1942 года зенитчики батареи записали на свой счет еще один Ju-88, самолет упал в море. Всего за этот день, отражая атаки самолетов противника, согласно докладу командира было израс­ходовано боезапаса калибра 76,2 мм – 193 выстрела, 37-мм – 606 выстрелов, патронов к пуле­метам ДШК – 456 выстрелов.

3 марта 1942 года орудийным огнем батареи сбит Не-111.

19 марта 1942 года на батареи побывал писатель Леонид Соболев. Целый день он провел на «квадрате», побеседовал с командиром и экипажем, после чего был опубликован очерк «Не тронь меня!».

В марте 1942 года командиру батареи С. Я. Мошенскому было присвоено очередное воинское звание капитан-лейтенант, а за боевые заслуги он был награждён орденом Красного Знамени. Награды за сбитые самолеты получили и другие члены экипажа.

9 июня 1942 года в 14:13 плавбатарею №3 тремя заходами бомбардировали с пикирования три самолета противника Ju-88. Во время третьего захода прямым попаданием 76,2-мм снаряда подбит один самолет, который резко снизился, потерял скорость и на расстоянии 110 кб упал в море. С 14:45 до 15:00, во время отражения налета на аэродром большой группы самолетов противника Ju-88 (до 40 машин), шедших со стороны Балаклавы на высоте 4200 метров и пикировавших при бомбометании до высоты 1800–2500 метров, с батареи наблюдались хорошие разрывы и прямые попадания снарядов калибра 76,2 мм и 37-мм автоматов. Один самолет, получивший прямое попадание в фюзеляж в районе крыльев, еще до начала пикирования резко отвернул и упал в море. Второй самолет, получивший две очереди прямых попаданий из 37-мм автоматов упал в море. За время стрельб израсходовано 76,2-мм шрапнели – 95 штук, 76,2-мм дистанционных гранат – 235 штук, 37-мм осколочно-трассирующих гранат – 371 штука, патронов к пулеметам ДШК – 291 штука. Потерь и повреждений батарея не имела. Для орудий 76,2-мм калибра осталось всего 602 выстрела.

12 июня 1942 года в 19 часов 30 минут артогнем батареи подбит Bf-109, пытавшийся атаковать заходящий на посадку Ил-2. Поврежденный истребитель противника в сопровождении двух Bf-109 ушел курсом на Бельбек и позже упал в районе Учкуевки.

14 июня 1942 года с 11:42 до 11:50 батарею атаковали 23 Ju-87, было сброшено 76 бомб, прямых попаданий нет. От близких разрывов авиабомб вышел из строя прожектор, осколками срезана шлюпбалка, три моряка были ранены. При отражении налета сбито два Ju-87. Во второй половине дня атаки продолжились. В 14:12 батарея отразила налет трех Ju-88. В 17:07 плавбатарею атаковали два Bf-109, сбросившие 4 бомбы в воду в 150–200 метрах. С 18:20 до 18:50 береговая батарея противника произвела обстрел плавбатареи №3, 13 снарядов разорвались у борта, имелись пробоины от осколков.

19 июня 1942 года на «Не тронь меня!» был произведен очередной, 450-й по счету налет немецкой авиации. Из-за недостатка боеприпасов к орудиям немецким летчикам удалось прорваться к батарее. В 20.20 одна из бомб попала в левый борт «квадрата», вторая разорвалась прямо у борта. Убиты или ранены были расчеты зенитных орудий и автоматов, начался пожар в кормовом арт­погребе, который, однако, удалось потушить. Погиб командир батареи и еще 28 членов экипажа. Было ранено 27 моряков, которые на катерах были переправлены на берег. К вечеру экипажу удалось ввести в строй 37-мм автомат и два пулемёта ДШК, но боеприпасов к ним практически не было.

Последний бой

25 июня 1942 года на батарее из боеприпасов оставались только патроны для пулеметов и по нескольку обойм для 37-мм зенитных автоматов. В этот день Плавбатарея №3 была уничтожена экипажем Ju-88 обер-лейтенанта Эрнста Хинрихса из состава 2-й эскадрильи эскадры KG 51 «Edelweiss». За эту победу Хинрихс был сразу же представлен к Рыцарскому Кресту, который получил 25 июля 1942 года.

К 26 июня 1942 года на батарее № 3 осталось менее половины действующих стволов и личного состава. Тяжелораненых, в их числе был и комиссар Н. С. Середа, отправили в Камышевую бухту.

27 июня 1942 года согласно приказу контр-адмирала В. Фадеева плавбатарея №3 была расфор­ми­рована. Моряки сошли на берег и влились в морскую пехоту, защищавшую Херсонесский аэродром и 35-ю береговую батарею. Раненых вывезли на Большую землю корабли Черноморского флота.

Всего согласно корабельному журналу на батарею было сброшено более 1100 бомб.

Координаты гибели плавбатареи №3: 44°34’32″N 33°24’10″E

Послевоенная судьба

После освобождения Севастополя корпус плавбатареи №3 продолжал стоять на отмели в Казачьей бухте. В конце 1940-х годов его подняли и отбуксировали в Инкерман на разборку.

Боевой счет батареи «Не тронь меня!»

Согласно различным источникам, за 7 месяцев боев батареей было сбито от 22 до 28 самолетов противника. Это своеобразный рекорд – лучшего результата нет ни у одного корабля ВМФ СССР.

Сразу тремя документами (рапорт командира плавбатареи капитана-лейтенанта Мошенского о проведённом бое с указанием времени и места падения самолёта, подтверждение от постов ВНОС, или рапорты и доклады из частей, бывших свидетелями сбития, а также рапортом оперативного дежурного по ОВРу с указанием типа, времени и места сбития самолёта) подтверждено 18 побед зенитчиков батареи:

  • 29 ноября 1941 года расчетом 37-мм ЗА сбит Bf-109. Самолет упал в районе аэродрома Херсонес;
  • 17 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в Камышовой бухте в 500 м от батареи;
  • 22 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчетом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в районе аэродрома;
  • 23 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётом 76-мм орудий сбит Ju-88. Самолет упал у берега на траверзе аэродрома;
  • 17 января 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес в 10 ч 24 м расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в расположении 35-ой батареи;
  • 17 января 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес 13 ч 21 м – 13 ч 31 м были подбиты и ушли в сторону Качи два He-111;
  • 14 апреля 1942 года в ходе второго налета на аэродром Херсонес расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в расположении 92-го ЗАД;
  • 27 мая 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётами 37-мм ЗА сбиты два Bf-109. Один самолет упал на мысе Херсонес у аэродрома, второй — в море у мыса Фиолент;
  • 27 мая 1942 года в ходе второго налета на аэродром Херсонес сбит расчетом 76-мм ЗО Do-215. Самолет упал в море по пеленгу 220, удаление 8 кабельтовых;
  • 9 июня 1942 года на аэродром Херсонес произведено сразу три налета. Расчётами 37-мм ЗА во время этих налетов сбито три Ju-88. Самолеты упали: один у береговой черты, один в море, один на мысе Фиолент;
  • 12 июня 1942 года расчетом 37-мм ЗА сбит Bf-109, который упал на край аэродрома Херсонес (гнался за нашим подбитым истребителем; немецкий летчик выжил и после войны в своих мемуарах все описал);
  • 13 июня 1942 года произведено два налета на аэродром Херсонес. В 16 ч 50 мин расчётом 76-мм ЗО сбит Ju-88. Самолет взорвался в воздухе;
  • 14 июня 1942 года противник произвел три налета на аэродром Херсонес. Расчётами 37-мм ЗА и 76-мм ЗО сбито три Ju-87. Один упал в районе аэродрома Херсонес, один упал в море и один рядом с маяком на Херсонесе. Ещё два Ju-87 были повреждены и ушли в сторону Качи;
  • 19 июня 1942 года в ходе налtта на аэродром Херсонес расчетом 37-мм ЗА сбит Ju-88. Самолет упал в море в 10 кб от плавбатареи.

Еще как минимум шесть побед подтверждаются единичным источником (доклад дежурного по ОВРу, доклады командира 92-го ЗАД и командира ИАП), но на них не обнаружено рапортов командира батареи Мошенского, или второго подтверждения. Следует отметить, что не все рапорты Мошен­ского сохранились.

Командиры:

август 1941 – июнь 1942 года – старший лейтенант (с марта 1942 года – капитан-лейтенант) Сергей Мошенский.

napoleon_6
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account