Линкоры типа «Кинг Джордж 5» здорового англичанина
Хотя и не архивная работа но в поисковике ссылка всё ещё ведёт на старый адрес. Поэтому решил поднять работу что бы обновить её адрес в поисковиках.
Содержание:
История проектирования
Спуск на воду в 1926 году новейших линкоров «Нельсон» и «Родней» исчерпал лимит на постройку линкоров, разрешённый Великобритании Вашингтонским соглашением. После подписания в 1930-м году Лондонского морского соглашения строительство новых британских линкоров было возможно не ранее конца 1930-х годов. В этих условиях конструкторы пробовали свои силы только на чертёжных досках, а некогда сильные производства брони и крупнокалиберных орудий постепенно приходили в упадок. Первые попытки проработки облика новых линкоров были предприняты в 1928 году.
Всерьёз работы по проектированию новых линкоров начались только в 1933 году. Срок действия Лондонского соглашения истекал 1 января 1937 года, перспективы подписания следующего были весьма туманны, и могла начаться новая гонка размеров капитальных кораблей. С другой стороны, по политическим и финансовым причинам Великобритания не желала первой начинать эту гонку, вследствие чего возникло желание не менять текущее положение вещей. Эти обстоятельства привели к выработке в 1933 году достаточно сомнительных требований на проектирование линкора программы 1937 года. Для выработки требований к новому линкору Морской штаб инициировал стадию предварительных проработок проектов линкора. Специалисты Штаба считали идеальным вооружение из 381-мм или 406-мм орудий, размещённых в четырёх двухорудийных башнях. В крайнем случае допускалось установить три трёхорудийные башни. Кроме того, было озвучено довольно странное требование разместить двенадцать 152-мм орудий в казематах. Зенитное вооружение должно было состоять из 102- или 120-мм зенитных орудий, размещённых по три с каждого борта, либо по два по бортам и одно — по диаметральной плоскости. Зенитную артиллерию ближнего действия должны были составлять четыре установки 40-мм «пом-помов». В состав вооружения также должны были входить шесть самолётов с двумя катапультами и два бортовых пятитрубных надводных торпедных аппарата. Бронирование должно было защищать от 406-мм снарядов и 914-кг бомб. Броневая палуба должна была обеспечить защиту машинной установки от бомб калибром вплоть до 454 кг. Подводная защита, как и у «нельсонов», должна была противостоять торпеде с 340-кг боевой частью. Максимальная скорость корабля должна была составлять 23 узла. Эти требования были оформлены Морским штабом и переданы на утверждение Контролёру флота в июне 1933 года.
На переговорах в Женеве Англия предложила ограничить водоизмещение новых линкоров в 22 000 тонн, а калибр орудий — в 305 или даже в 280 мм. Япония предварительно была согласна на ограничения в 25 000 т и 356 мм, Франция уже строила «Дюнкерк» в 26 500 т с вооружением из 330-мм орудий и готова была согласиться не превышать эти параметры. Британцы надеялись «уломать» неуступчивых американцев и добиться на переговорах ограничения в 28 000 т и 305 мм. Поэтому на совещании 10 января 1934 года между Первым морским лордом адмиралом Четфилдом, заместителем начальника морского штаба, представлявшим Британию на переговорах, вице-адмиралом Литтлом и Контролёром флота контр-адмиралом Форбсом было принято решение при проектировании новых линкоров ограничиться именно этими параметрами.
5 апреля 1935 года руководитель Отдела кораблестроения представил четыре проекта, водоизмещение которых находилось в пределах от 28 130 до 28 500. Скорость в проектах «12N» и «12О» составляла 23 узла, а в проектах «12Р» и «12Q» — 23,25 узла. Первая пара имела более толстый пояс — 318 мм против 305 мм в районе погребов, 293 мм против 280 мм в районе МКО и палубу — 140 мм против 127 мм над погребами и 88 мм вместо 76 мм над МКО и рулевым устройством. На всех проектах башни и барбеты имели защиту толщиной 293 мм. Вооружение проектов «12О» и «12Q» составляли девять 305-мм орудий в трёхорудийных башнях, в проекте «12N» и «12Р» 305-мм орудия размещались в двухорудийных установках, только на первом их было восемь, а на втором десять. На всех проектах дополняли вооружение 12 152-мм орудий в казематах, 12 120-мм зениток в спаренных установках, четыре 8-ствольных «пом-пома» и 10 надводных торпедных аппаратов. Несмотря на ряд оставшихся «ретроградных» решений (два вспомогательных калибра, казематное расположение 152-мм орудий, торпедные аппараты), в проектах появились и решения, сохранившиеся в итоговом проекте. Так, вместо внутреннего наклонного пояса на всех проектах был использован внешний вертикальный пояс. Кроме того, был сделан вывод о невозможности корректно вписать столь разнородную артиллерию из 152-, 120- и 40-мм орудий, после чего начальник Кораблестроительного департамента запросил у Морского штаба изменение требований к линкорам и отказ от 152-мм орудий. Были предложены модификации проектов «12P» и «12N» с увеличением количества 120-мм зенитных орудий до 24 и 28 соответственно. При этом в проекте «12N» также пришлось отказаться и от надводных торпедных аппаратов.
Рассмотрение проектов 12N, 12O, 12P и 12Q показало, что по всем статьям они проигрывают как новому французскому «Дюнкерку», так и модернизируемым линкорам типа «Куин Элизабет». Был сделан вывод о невозможности создать полноценный линкор в водоизмещении 25—28 тыс. тонн. Эта неудача сыграла свою роль в том, что Британия в дальнейшем не настаивала на ограничении водоизмещения линкора в 28 000 т. Все страны соперницы планировали создание быстроходных линкоров в рамках лимита в 35 000 т, поэтому в дальнейшем рассматривались только 35000-тонные варианты, и основные усилия были направлены на определение оптимального соотношения скорости, вооружения и защиты в рамках этого лимита.
Управлением кораблестроения был сделан ряд эскизных проработок с различными комбинациями вооружения, защиты и скорости. Общим для всех проектов было требование стандартного водоизмещение в 35 000 т и нормальный запас топлива в 4000 т.
Первоначально Адмиралтейство склонялось к 23-узловым проектам «14А» и «14Q» с хорошей защитой и вооружением из 356-мм орудий. Адмиралы желали получить однородную боевую линию из старых и новых кораблей, и скорость в 23 узла выбиралась исходя из скорости находящихся в строю линкоров. Но после получения сведений о разработке 30-узловых в Европе начальник кораблестроительного департамента дал задание на разработку 30-узловых проектов. Так появились проекты «16А», «15А», «14С», «14D» и «14E». В ходе их детального обсуждения развернулась дискуссия по поводу того, стоит ли жертвовать защитой ради скорости. С одной стороны, более высокая скорость позволит линкору догнать противника и выдерживать в ходе боя выгодные для себя дистанцию и курсовые углы. С другой стороны, при этом линкор должен быть достаточно хорошо защищён для боя на дистанции эффективной стрельбы.
В середине 1930-х годов штабные теоретики считали, что при бое на дистанции в 90—100 каб процент попаданий будет слишком мал для того, чтобы противники могли потопить друг друга. И для достижения решительного результата противники вынуждены будут сблизиться на дистанцию 60—80 каб. Некоторые при этом отмечали, что в решительном сражении большую роль играет не высокая скорость, а мощь линкора. И более оптимальной является скорость в 27 узлов. Так как три узла разницы не дают заметного преимущества в бою, а достижение 30-узловой скорости возможно только за счёт заметного ухудшения вооружения и бронирования. При этом выбор калибра орудий на дистанции в 60—80 каб был второстепенен. Бронепробиваемость 356-мм орудий была хоть и незначительно хуже, но достаточной, зато начинала сказываться их большая скорострельность — 2 выстрела в минуту против 1,5—1,7 у 406-мм. При времени полёта снаряда на этой дистанции в 20—30 сек это преимущество в скорострельности могло быть реализовано.
В итоге были разработаны 27-узловые проекты «16В», «16С», «15B» и «14F». Все 11 проектов были переданы для анализа в технический департамент Морского штаба. Их детальный анализ был изложен в выводах департамента. В целом выводы сводились к тому, что выбор следует сделать среди трёх основных вариантов:
30-узловый линкор с вооружением из 381-мм орудий;
27-узловый линкор с вооружением их 381- или 406-мм орудий;
23-узловый линкор с вооружением из 406-мм или 356-мм орудий.
Этот анализ был обсуждён лордами Адмиралтейства 20 сентября 1935 года. И сделан вывод в пользу линкора с девятью 381-мм орудиями и скоростью не ниже 29 узлов. Предполагалось, что эти линкоры будут построены для Европейского театра, а для противостояния более мощным японским и американским линкорам на Дальнем Востоке будет построена следующая серия линкоров с 406-мм орудиями. Но дальше в процессе проектирования нового линкора оказалась замешана политика
Британцы всеми силами стремились ограничить гонку вооружений. Осенью 1935 года по дипломатическим каналам удалось выяснить, что США готовы поддержать предложение об ограничении водоизмещения новых линкоров на отметке 35 000 т, а калибра орудий — 356 мм. Считалось, что к этому соглашению примкнёт и Япония. Между тем время для принятия решения уже наступило. С учётом срока ввода в строй новых линкоров в 1940 году на разработку и принятие на вооружение новых орудий оставалось около трёх лет. И хотя уверенности в заключении нового соглашения не было, британцами 10 октября 1935 года было принято решение строить 35 000-тонные линкоры со скоростью 28 узлов и вооружением из 356-мм орудий. Был дан старт предварительной разработке 356-мм орудий. Правильным решением было бы начать параллельную разработку 406-мм орудий, но по экономическим соображениям этого делать не стали. Дальнейшие события показали ошибочность принятого британцами решения. В Лондоне в конце 1935 — начале 1936 года прошла конференция об ограничении морских вооружений. Её результатом стала ратификация Великобританией, США и Францией в марте 1936 года соглашения об ограничении водоизмещения линкоров в 35 000 т, а калибра орудий — в 356 мм. Между тем, к договору не присоединилась Япония. Поэтому в тексте договора была сделана оговорка, что если Япония не подпишет его до 1 апреля 1937 года, то подписавшие договор страны имеют право увеличить калибр до разрешённых Вашингтонским соглашением 406 мм. Как показали дальнейшие события, ограничение в 356 мм по итогу никто не соблюдал. Французы изначально проектировали свой «Ришелье» под 380-мм орудия и не меняли калибр, американцы же заложили в проект «Саут Дакота» возможность замены на 406-мм орудия. Япония и вовсе заложила «Ямато» с 457-мм калибром орудий.
12 ноября 1935 года, через месяц после утверждения новых требований, Контролёру флота был представлен на рассмотрение проект «14L». В проекте предусматривалась новая для Британии схема энергетической установки с шахматным чередованием машинных и котельных отделений. Специалисты флота посчитали опасным использовать необходимые для этой схемы длинные валопроводы и потребовали создания альтернативного проекта с более короткими валопроводами. Разработанный проект «14N» по характеристикам мало отличался от «14L». Внешне он отличался наличием одной дымовой трубы вместо двух. Для уменьшения длины валов на 10 м пришлось сдвинуть турбины дальше в корму и сконцентрировать 114-мм зенитки одной группой перед машинным отделением. Ещё одним отличием этого проекта стало размещение главной броневой палубы на уровне средней с соответствующим уменьшением высоты пояса на одну треть.
Оба варианта рассматривались на заседании коллегии Адмиралтейства 2 января 1936 года. Заместитель начальника Морского штаба и Контролёр флота склонялись к варианту «14N», над которым и пошла дальнейшая работа. В процессе обсуждения был принят ряд решений по конструкции:
При проектном водоизмещении скорость составляла 28 узлов. Но при полном водоизмещении добавлялись 2000 т воды в систему конструктивной подводной защиты (КПЗ) и 4000 т нефти. В результате скорость падала до 27 узлов. Предложение Первого лорда об отказе от воды в системе подводной защиты отклонили, так как это значительно снижало её эффективность. Вместе с тем главному кораблестроителю было поручено рассмотреть возможность замещения воды системы КПЗ на нефть. Это сэкономило бы 2000 т водоизмещения.
Наиболее существенным результатом совещания стало решение об изменении состава вспомогательной артиллерии. Вместо 10 башен 114-мм орудий было решено установить 8 двухорудийных башен со 133-мм орудиями. Эти башни разрабатывались для крейсеров ПВО типа «Дидо». Решение о замене было принято несмотря на то, что проектирование новых установок ещё не начиналось, и директор отдела морской артиллерии готов был указать сроки разработки только к концу года.
При варианте бронирования как в проекте «14N» из-за уменьшения высоты пояса снижался боевой запас плавучести. Заместитель начальника штаба настоял на том, чтобы броневая палуба была размещена на уровне главной, а высота пояса возвращена к высоте проекта «14L».
Начальник инженерного департамента предложил увеличить проектную мощность машинной установки в надежде на предполагаемое увеличение эффективности котлов. За счёт 100 дополнительных тонн на силовую установку расчётную скорость можно было повысить на 0,5 узла.
Все эти изменения было решено внедрить. В результате родился вариант «14О» со 133-мм универсальной артиллерией и увеличенной до 28,5 узлов скоростью при стандартном водоизмещении. При полном водоизмещении с форсировкой ЭУ до 110 000 л. с. скорость должна была составить не менее 28 узлов. Для увеличения высоты пояса пришлось решиться на его меньшую толщину. Пояс на новом проекте изменялся не только по длине, но и по высоте. Верхняя часть пояса была на 25 мм тоньше центральной. В районе погребов по верхней кромке его толщина составляла 330 мм, 356 мм по ватерлинии и 152 мм по нижней кромке. В районе ЭУ, соответственно, 305, 330 и 127 мм. Горизонтальное бронирование также было несколько ослаблено — 140 мм над погребами и 114 мм над машинами.
Проект начал приобретать финальные очертания. Он был рассмотрен Морским штабом, выдавшим два замечания к проекту. Штаб посчитал размещение 133-мм орудий одной группой неоптимальным. Во-первых, из-за воздействия дульных газов на зенитные автоматы, во-вторых, при такой концентрации падала боевая устойчивость. Также защита была признана недостаточной, и штаб потребовал её усилить. В идеале под главной броневой палубой нужно было разместить дополнительную противоосколочную палубу толщиной 51 мм. Существовало несколько вариантов решения:
Разместить главную броневую палубу как на проекте 14N — на уровне средней. При этом высота пояса уменьшалась на одну треть. Из-за снижения боевого запаса плавучести это предложение всерьёз не рассматривалось.
Уменьшение скорости на 2 узла, что давало экономию в 500 т. Но это влекло за собой более короткий корпус и невозможность размещения авиационного вооружения. Также это приводило к тактическим неудобствам.
Уменьшение вооружения до девяти 356-мм орудий в трёхорудийных башнях. Это давало экономию в 1200—1400 т. Но при девяти орудиях огневая мощь британского линкора становилась хуже, чем у линкоров европейских стран, на которых размещалось от восьми до девяти 380/381-мм орудий.
Переход на вооружение из девяти 381-мм орудий в трёхорудийных башнях. Получалась экономия в 800 т. Этот вариант был самым лучшим с технической точки зрения. Но он был нарушением договора 1936 года, на что не могли пойти по политическим причинам… С другой стороны – данный договор никто не соблюдал.
Сам штаб принял компромиссное решение – проектировать линкор одновременно и под 9 381-мм (3х3) и под 12 356-мм (3х4) орудий, а дальше исходить из развития ситуации. Решение было принято на совещании совета Адмиралтейства 3 апреля 1936 года. Это приводило к необходимости разрабатывать фактически две башни, что сдвигало срок их готовности на два месяца. Но с этим пришлось смириться. Проект получил обозначение «14Р».
21 апреля 1936 года британский парламент санкционировал постройку по этому проекту двух линкоров программы 1936 года. 29 июля, ещё до утверждения окончательного проекта, был выдан заказ на новые линкоры. Утверждение проекта «14Р» советом Адмиралтейства произошло только 24 мая 1936 года. Разработка детальных чертежей велась под общим руководством Главного строителя флота С. Гудолла, главным конструктором проекта являлся Г. Пенгелли. Несмотря на сверхурочные работы, из-за небольшого штата чертёжников рабочие чертежи были готовы только к началу октября и утверждены советом Адмиралтейства 15 октября 1936 года.
Тем временем над Европой сгущались тучи будущей войны. В программу 1937 года было решено включить три линкора. К этому моменту уже было понятно, что Лондонское соглашение 1936 года не будет выполняться, официально Япония ещё не отказалась от его подписания. В результате, со спокойной совестью было принято решение строить линкоры с 9 381-мм орудиями. Однако разработка орудий шла тяжело, и первые три башни ожидались только к маю 1940 года, что сдвигало сроки готовности новых линкоров.
Между закладкой линкоров программы 1936 и 1937 года прошло менее полугода. 1 января 1937 года на верфях «Виккерс-Армстронг» и «Кэммел Лэрд» были заложены линкоры «Кинг Джордж V» и «Принс оф Уэлс». 5 мая 1937 года на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбанке был заложен «Энсон», который впоследствии переименовали в «Дюк оф Йорк». Последняя пара линкоров была заложена 1 июня и 20 июля 1937 года на верфях «Фэйрфилд» в Глазго и «Суон Хантер» в Уолсэнде. Первоначально они получили имена «Джеллико» и «Битти». Однако последние умерли совсем недавно — в 1935 и 1936 году, и название кораблей в их честь сочли нарушением традиций. Новые линкоры получили имена «Энсон» и «Хау» в честь «более древних» адмиралов.
Запланированный темп постройки выдержать удалось только для головного корабля. Сказывались задержки в строительстве и начавшаяся Вторая мировая война. С учётом исправления «детских болезней» реальная боеготовность наступала только через 4—6 месяцев после вступления в строй. В итоге Королевский флот получил первые новые линкоры только на втором году войны. Последняя пара вступила в строй уже тогда, когда острая необходимость в них отпала. Впрочем, такая ситуация была характерна для всех флотов ведущих морских держав — им приходилось достраивать свои линкоры уже в ходе начавшихся боевых действий.
Служба
«Кинг Джордж V»
Головной корабль серии был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Виккерс-Армстронг» в городе Ньюкасл-апон-Тайн. Спущен на воду 21 февраля 1939 года, официально вступил в строй 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.
В мае 1941 года «Кинг Джордж V» был привлечен к участию в операции против германского линкора «Бисмарк», но встреча не состоялась. В дальнейшем действовал в Северной Атлантике, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. Участвовал в сражении у мыса Нордкап 6 марта 1942, нанеся серьезные повреждения линкору «Тирпиц».
После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года корабль перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10—11 июля 1943 года «Кинг Джордж V» провёл отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии в ходе подготовки к высадке союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан, где вошёл в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июне 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 августа 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Англию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее был флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948—1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.
«Принс оф Уэлс»
Заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» в Биркенхеде. Спущен на воду 3 мая 1939 года, вступил в строй 31 марта 1941 года. Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом», линкор вступил в бой с немецким соединением, состоявшим из линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 10 вражеских снарядов — 4 калибра 380 мм и 6 — калибра 203 мм. В свою очередь, «Принс оф Уэлс» добился четырех попаданий 381-мм снарядами в «Бисмарк». Серьёзных повреждений они также не причинили, однако один из снарядов пробил носовую топливную цистерну, и это вынудило немцев прервать рейдерскую операцию и отступить.
«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.
После ремонта в мае — июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав Соединения H, после чего вернулся в состав Флота метрополии. В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур. Вместе с приданными эсминцами они стали именоваться Соединением Z.
После обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя адмирал Т. Филлипс принял решение перехватить японцев и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил, по мнению британцев, 2 торпедных попадания в левый борт, хотя обследование затонувшего корабля в 2007 году показало наличие только одной пробоины по левому борту. Последствия этого попадания были катастрофическими. Взрывом торпеды был разрушен кронштейн левого вала, в результате чего вращавшийся вал потерял центровку и буквально разворотил шахту вала. Вода стала быстро поступать внутрь. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра оказались обесточены и не могли вести огонь, стрельбу по противнику вели лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. Возможно, ещё более серьёзной проблемой стало то, что корабль лишился управления. В результате четвёртой атаки линкор получил, по свидетельствам очевидцев, четыре попадания торпедами в правый борт (обследование в 2007 году показало наличие только трёх пробоин). Ход снизился до 5—7 узлов. В ходе шестой атаки японцы добились 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибли 513 британских моряков, включая адмирала Филлипса.
С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлс» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена.
«Дюк оф Йорк»
Был заложен 5 мая 1937 года на верфи компании «Джон Браун» в Клайдбанке. Спущен на воду 28 февраля 1940 года, вступил в строй 4 ноября 1941 года. Заменил в составе Флота метрополии ушедший на Дальний Восток «Принс оф Уэлс».
В середине декабря 1941 года ещё не вполне боеготовый линкор совершил плавание через Атлантику, доставив в США У. Черчилля. Следующие 9 месяцев линкор действовал в составе дальнего прикрытия арктических конвоев. Получил тяжелые повреждения в ходе боя 6 марта 1942 года у мыса Нордкап, и по март 1943 года находился в ремонте. С 8 мая 1943 года стал флагманским кораблём Флота метрополии. В июле 1943 года совершил поход в норвежские воды в ходе отвлекающей операции. В октябре 1943 года прикрывал американский авианосец «Рейнджер» в ходе операции против судоходства в норвежских водах. Далее снова прикрывал арктические конвои.
В июле — августе 1944 года «Дюк оф Йорк» прикрывал авианосцы, дважды атаковавшие немецкие линкор «Бисмарк». С сентября 1944 года по март 1945 года проходил очередной ремонт, совмещённый с подготовкой к переводу на Дальний Восток. На новый театр военных действий линкор прибыл лишь в июле и в боевых действиях практически не отметился, однако принял участие в церемонии подписания капитуляции Японии 2 августа 1945 года.
Вернулся в Великобританию в июле 1946 года и прошёл новый ремонт. С декабря 1946 года по апрель 1949 года являлся флагманом Флота метрополии. Затем был выведен в резерв. В ноябре 1951 года линкор поставили на прикол, а 30 апреля 1957 года его официально исключили из состава флота. 18 февраля 1958 года «Дюк оф Йорк» продали на слом.
«Энсон»
Был заложен 20 июля 1937 года на верфи «Свон Хантер» (англ. Swan Hunter) в Уолсенде. Спущен на воду 24 февраля 1940 года, вступил в строй 22 июня 1942 года. В 1942—1944 годах входил в состав Флота метрополии, прикрывал арктические конвои, а также авианосные операции в норвежских водах. С июня 1944 года по март 1945 года проходил ремонт. В конце апреля 1945 года вместе с «Дюк оф Йорк» отправился на Дальний Восток. В боевых операциях участия не принимал.
В июле 1946 года «Энсон» вернулся в Великобританию, прошёл очередной ремонт и в октябре 1946 года вошёл в состав учебной эскадры. В августе 1950 года был выведен в резерв. 30 марта 1957 года его исключили из состава флота и продали на слом.
«Хау»
Был заложен 1 июня 1937 года на верфи «Фейфилд» в Глазго. Спущен на воду 9 апреля 1940 года, вошёл в строй 29 августа 1942 года. В январе — феврале 1943 года прикрывал арктические конвои, в марте — апреле 1943 года — трансатлантические. В мае 1943 года вошёл в состав Соединения H и участвовал в высадке союзнических войск на Сицилию.
В октябре 1943 года вернулся в состав Флота метрополии. В январе — апреле 1944 года прошёл ремонт и 1 июля 1944 года отправился на Дальний Восток. С августа 1944 года действовал в Индийском и Тихом океанах, главным образом прикрывая рейды авианосцев. В мае 1945 года участвовал в поддержке войск, высаживавшихся на остров Окинава.
С сентября (пройдя ремонт в августе) 1945 года стал флагманом Тихоокеанского флота. В Великобританию вернулся в январе 1946 года и вошёл в состав Флота метрополии. С августа 1946 года по май 1948 года входил в состав Учебной эскадры. В августе 1949 года, после очередного ремонта, был выведен в резерв. Исключён из состава флота в апреле 1957 года, а 2 июня 1958 года был продан на слом.
Оценка проекта
Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией линейных кораблей 1930—1940-х годов.
К числу недостатков этого типа традиционно относят ряд ошибок, допущенных ещё на стадии проектирования. Дальность плавания линкоров оказалась недостаточной, а мореходность — сравнительно низкой из-за не слишком обоснованного тактического требования вести огонь прямо по курсу, при нулевых углах возвышения орудий.
Плохо обстояло дело с подводной защитой. Все расчёты проектировщиков оказались неправильными. Глубина защиты получилась недостаточной, конструкция — несовершенной. В результате «Принс оф Уэлс» практически потерял боеспособность уже после двух попаданий относительно маломощных японских авиаторпед. Поспособствовало этому и неудачное решение в плане обеспечения корабля энергией.
Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит крепким середнячком, уступая американской «Айове» и японскому «Ямато», но имея преимущество перед французским «Решелье», итальянским «Литторио» и более-менее равен немецкому «Бисмарку».
Броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380—460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная, были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недовооружённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато»
С другой стороны, все современники «Кингов» оказались слабо защищены от британских снарядов, хотя и имели зоны неуязвимости в бою против линкоров типа «Кинг Джордж V». В результате, с формальной точки зрения, британские линкоры попадали бы в невыгодное положение.
Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость — это ещё далеко не всё.
Для линкоров со схемой защиты «всё или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпуса, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обеих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Бисмарком» и «Тирпицом» немецкие корабли были выведены из строя явно без пробитий погребов и машин (за исключением случайного попадания в гласис КО на «Тирпице»). В морском бою времён Второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему не самые совершенные, но умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.
****
Сегодня боевой пусть линкоров типа «Кинг Джордж 5» можно пройти в игре World of Warships (7 уровень)