Летающий отель Хуго Юнкерса. Гигантский пассажирский самолет Junkers G 38

15

Летающий отель Хуго Юнкерса. Гигантский пассажирский самолет Junkers G 38

Содержание:

Предисловие редакции: Еще в 1910 году Хьюго Юнкерс запатентовал свою идею планера аэродинамической схемы «летающее крыло». В те годы реализация столь необычного самолета была невозможной, но после нескольких проектных исследований Хуго Юнкерс смог сделать значительный шаг к реализации своей идеи. Об истории создания гигантского пассажирского самолета Junkers G 38 рассказывает Герберт Ринглштеттер.

Одно из исследований Хуго Юнкерса – гигантский пассажирский самолет J 1000 с пассажировместимостью 100 человек – предусматривало крыло с размахом 80 метров, длиной хорды 10 метров и высотой 2,3 метра. J 1000 был спроектирован по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным стабилизатором и был очень близок к аэродинамической схеме «летающее крыло», в которой все компоненты, не участвовавшие в создании подъемной силы, такие как двигатели, топливные баки, экипаж, пассажиры и/или груз, должны были размещаться в толстом крыле.

Идея Юнкерса о летающем крыле впервые обрела реальные очертания с постройкой G 38 в 1928-29 годах. Несмотря на то, что самолет все еще был спроектирован с использованием классической аэродинамической схемы с фюзеляжем и хвостовым оперением, несущая поверхность была заметно более объемной, чем обычно. При длине хорды 10 метров и высоте профиля 1,8 метр новая разработка компании Junkers по площади поперечного сечения примерно соответствовала характеристике проекта J 1000. Размаха крыла 44 метра должно было хватить. Ведь G 38 был лишь первым практическим шагом к самолетам аэродинамической схемы «летающее крыло».

Первые рулежные испытания G 38 (заводской номер 3301) были проведены 4 ноября, а первый 25-минутный полет гигантского самолета состоялся 6 ноября 1929 года под управлением главного летчика-испытателя компании Junkers Циммерманна (Zimmermann). Четыре дня спустя G 38, разработанный Хуго Юнкерсом и Эрнстом Зинделем (Ernst Zindel), впервые был представлен впечатленной прессе как немецкой, так и зарубежной.

Самый большой в мире самолет наземного базирования

G 38 (G = Großraumflugzeug; самолет большой вместимости) с огромным размахом крыла и длиной около 23 метров произвел фурор своими гигантскими размерами. Помимо того, что на тот момент G 38 был крупнейшим самолетом наземного базирования, в его конструкцию было внедрено множество технических новинок. Кабина пилота была оснащена самыми современными приборами, а планировка пассажирского салона была чрезвычайно функциональной и устанавливала новые стандарты.

Первоначально G 38 оснащался двумя 12-цилиндровыми двигателями Junkers L 88 с рабочим объемом 55 литров и мощностью около 800 л.с., а также двумя установленными снаружи двумя шестицилиндровыми двигателями Junkers L 8 мощностью по 400 л.с. каждый. Двигатель L 88/55 был авиамотором специальной конструкции, созданным на базе еще не готового к серийному производству L 88 и проверенного L 5, от которого были взяты газораспределительный механизм и цилиндры. Двигатели самолета могли обслуживаться в полете. Ответственным за это был старший бортмеханик, который сидел рядом с пилотом. Под руководством главного бортмеханика были три члена экипажа: техник по обслуживанию двигателей и два помощника техника. Мощность двигателя эффективно передавалась на воздушный винт с помощью редуктора, гибкого удаленного вала и масляной муфты. Каждый из внутренних двигателей вращал по одному четырехлопастному воздушному винту, а внешний – двухлопастный воздушный винт.

Мощное крыло цельнометаллической конструкции с гофрированной металлической обшивкой было разработано как свободнонесущее и вмещало не только четыре двигателя, а также топливо и большую часть багажа или груза. Тот факт, что часть пассажиров также могла разместиться в крыле, было более чем экстраординарным, что в то время, так и сейчас. Окна в передней кромке внутренних частей крыла обеспечивали фантастический обзор. В общей сложности G 38 изначально мог вместить 13 пассажиров, а после первого переоборудования их количество возросло до 19 пассажиров.

На земле колосс опирался на мощное шасси с тандемным размещением колес в стойках и с пневматическими тормозами; в хвостовой стойке вместо обычного те годы костыля была использована стойка с колесом. Для облегчения посадки был установлен акустический датчик посадки.

В левой консоли крыла был установлен небольшой вспомогательный дизельный двигатель для запуска двигателей и, в том числе, для работы тормозной системы и средств пожаротушения.

Хвостовое оперение коробчатого типа состояло из трех рулей направления с стабилизирующей поверхностью по центру и подкосного бипланного горизонтального оперения в виде испытанного «разрезного крыла» (Doppelflügel) компании Junkers.

Четыре мировых рекорда

В 1930 году самолет был допущен к эксплуатации и получил номер гражданской регистрации D-2000. К апрелю 1930 года на мерной трассе между Дессау и Лейпцигом уже было установлено четыре мировых рекорда с полезной нагрузкой 5000 кг:

      • рекорд продолжительности полёта – 3 часа 2 минуты;
      • рекорд скорости на дистанции 100 километров – 184,46 км/ч;
      • рекорд скорости на дистанции 500 километров – 172,95 км/ч;
      • рекорд дальности полета – 501,59 километр.

С июня 1930 года пассажирский самолет Junkers G 38, находившийся в собственности Имперского министерства путей сообщения (Reichsverkehrsministerium – RVM), был представлен в Германии и за рубежом, а с 4 по 18 ноября 1930 года G 38 совершил крупномасштабный ознакомительный перелет по замкнутому маршруту над всей Европой.

С июля 1931 года G 38, к этому времени сменивший внутренние двигатели с L 88/55 на L 88a, эксплуатировался авиакомпанией Deutschen Luft Hansa (DLH) с наименованием Deutschland. В авиакомпании DLH самолет быстро зарекомендовал себя и пользовался большим спросом, который не мог быть удовлетворен ни одной другой пассажирской машиной.

Улучшенный вариант

Успехи первой машины привели к созданию второго, усовершенствованного экземпляра G 38 (зав. номер 3302), который свой первый полет совершил 14 мая 1932 года. По сравнению с первым G 38, он имел двухуровневый фюзеляж с увеличенной высотой; одиннадцать пассажиров размещались в трех купе салона и еще четыре в купе для курящих. В дополнение к ним еще шесть пассажиров наслаждались своими местами в консолях крыла и еще два пассажирских места в носовой оконечности гигантского самолета компании Junkers. Данная компоновка позволяло 34 пассажирам насладиться полетом. На бортовой кухне о благополучии пассажиров заботился стюард; наличие уборных было само собой разумеющимся.

Другим изменение стало использование «разрезного крыла»: на втором экземпляре оно дошло до корневых частей, тогда как на первом экземпляре оно заканчивалось на уровне внутренних двигателей. Кроме того, вертикальное оперение второго экземпляра получило два боковых киля в дополнение к уже имевшемуся на первом экземпляре центральному килю. Второй экземпляр, получивший обозначение G 38b и номер гражданской регистрации D-2500, должен был оснащаться двумя двигателями L 8a и двумя двигателями L 88a, но вместо них получил четыре 12-цилиндровых V-образных рядных двигателя L 88a, вращавших четырехлопастные винты. Оборудованная таким образом машина получила обозначение G 38ce. С июля 1932 года D-2500 выполнял полеты в составе авиакомпании DLH.

С октября 1931 года первый экземпляр D-2000 был подвергнут обширным переделкам, по результатам которой он в значительной степени стал соответствовать второму экземпляру D-2500. После переоборудования D-2000 получил возможность перевозить 30 пассажиров. Силовая установка также была изменена и состояла из четырех двигателей L 88a.

И снова новые двигатели

В марте 1934 года оба G 38 получили новые номера гражданской регистрации: D-2000 стал D-AZUR, а D-2500 – D-APIS. В 1934 году D-APIS получил особо экономичные дизельные двигатели Jumo 204, развивавшие мощность по 750 л.с. каждый. В начале 1935 года машина снова летала в составе авиакомпании DLH и несла обозначение G 38fi. В 1935 году D-AZUR также был переоборудован в рамках капитального ремонта и получил обозначение G 38di.

Обе машины успешно и надежно летали по маршрутной сети авиакомпании DLH до 1936 года и 1939 года соответственно. Полеты выполнялись по маршрутам Берлин – Амстердам – Лондон или Берлин – Мюнхен – Венеция – Рим. Хотя гиганты компании Junkers летали сравнительно медленно, но комфорт был непревзойденным, и G 38 называли

«летающими отелями Юнкерса».

Военный вариант K 51

По заказу Японии на базе G 38 компанией Junkers был разработан вариант с грузоподъемностью, увеличенной с 2000 кг до 5000 кг. В строжайшем секрете самолет в шести экземплярах был изготовлен компанией Mitsubishi при технической помощи Германии. Машины, получившие в ВВС императорской армии обозначение Ki 20, оснащались двигателями L 88. На вооружении армейской авиации Ki 20 с 1935 по 1941 год.

Конец

26 мая 1936 года во время проведения заводских летных испытаний G 38di (D-AZUR) потерпел крушение в Дессау из-за ошибки во время монтажа системы управления. Несмотря на то, что экипаж не пострадал, повреждения G 38di были настолько велики, что самолет пришлось списать. После начала Второй мировой войны G 38fi (D-APIS) был реквизирован Люфтваффе и использовался в качестве транспортного самолета с военным номером GF+GG. 17 мая 1941 года машина была уничтожена британскими истребителями на аэродроме Афины-Татой. Флюгкапитан Отто Брауэр (Flugkapitän Otto Brauer), налетавший на G 38 около 7000 часов и 1,4 миллиона километров, высоко оценил отличные летные характеристики гиганта компании Junkers.

Хотя Хуго Юнкерс (скончался в 1935 году) своим G 38 был далек от создания самолета схемы «летающее крыло», он, несомненно, приблизился к своему замыслу. Считается, что воздушный винт, выставленный в техническом музее им. Хуго Юнкерса, Дессау, является единственным, что осталось Junkers G 38 – одного из самых впечатляющих самолетов не только своего времени.

пассажирский самолет Junkers G 38ce (D-2500) на аэродроме Халле, Лейпциг. Снимок компании Lufthansa

пассажирский самолет Junkers G 38ce (D-2500) на аэродроме Халле, Лейпциг. Снимок компании Lufthansa

запуск двигателей первого пассажирского самолета Junkers G 38. Над шасси, колеса основных стоек которых первоначально были закрыты обтекателями, можно увидеть выступающие из крыла выдвижные радиаторы. Снимок компании Lufthansa

запуск двигателей первого пассажирского самолета Junkers G 38. Над шасси, колеса основных стоек которых первоначально были закрыты обтекателями, можно увидеть выступающие из крыла выдвижные радиаторы. Снимок компании Lufthansa

изготовление второго пассажирского самолета Junkers G 38 (зав. номер 3302). Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

изготовление второго пассажирского самолета Junkers G 38 (зав. номер 3302). Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

на момент своего создания Junkers G 38 был крупнейшим самолетом наземного базирования в мире (G = Großraumflugzeug; самолет большой вместимости). 26 мая 1936 года G 38di (D-AZUR, бывш. D-2000) потерпел крушение в Дессау. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

на момент своего создания Junkers G 38 был крупнейшим самолетом наземного базирования в мире (G = Großraumflugzeug; самолет большой вместимости). 26 мая 1936 года G 38di (D-AZUR, бывш. D-2000) потерпел крушение в Дессау. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в честь президента Германии 29 апреля 1933 года второй пассажирский самолет Junkers G 38 был назван Generalfeldmarschall von Hindenburg (Генерал-фельдмаршал фон Гинденбург). Профессор Хуго Юнкерс, который к этому времени оказался в опале у нацистского руководства, не был приглашен. Снимок компании Lufthansa

в честь президента Германии 29 апреля 1933 года второй пассажирский самолет Junkers G 38 был назван Generalfeldmarschall von Hindenburg (Генерал-фельдмаршал фон Гинденбург). Профессор Хуго Юнкерс, который к этому времени оказался в опале у нацистского руководства, не был приглашен. Снимок компании Lufthansa

на втором усовершенствованном экземпляре G 38 «разрезное крыло» Юнкерса дошло до корневых частей. Внешние стойки бипланного горизонтального оперения были заменены килями. Снимок компании Lufthansa

на втором усовершенствованном экземпляре G 38 «разрезное крыло» Юнкерса дошло до корневых частей. Внешние стойки бипланного горизонтального оперения были заменены килями. Снимок компании Lufthansa

пассажирские самолеты могли действовать с коротких взлетных полос, поскольку посадочная скорость составляла всего 95 км/ч. Снимок компании Lufthansa

пассажирские самолеты могли действовать с коротких взлетных полос, поскольку посадочная скорость составляла всего 95 км/ч. Снимок компании Lufthansa

схема пассажирского самолета Junkers G 38ce (зав. номер 3302). На самолет нанесена окраска авиакомпании Deutsche Luft Hansa, 1933 год

схема пассажирского самолета Junkers G 38ce (зав. номер 3302). На самолет нанесена окраска авиакомпании Deutsche Luft Hansa, 1933 год

экипаж пассажирского самолета Generalfeldmarschall von Hindenburg№ слева направо: бортмеханик Бозински (Bosinski), радист Вихерс (Wiechers), флюгкапитан Брауэр, старший механик Этцольд (Etzold) и механики Мельцер (Melzer) и Лауэрвейд (Lauerweid). Стюард, который отвечал за благополучие гостей, был седьмым членом экипажа и летал вместе с пассажирами. Снимок компании Lufthansa

экипаж пассажирского самолета Generalfeldmarschall von Hindenburg№ слева направо: бортмеханик Бозински (Bosinski), радист Вихерс (Wiechers), флюгкапитан Брауэр, старший механик Этцольд (Etzold) и механики Мельцер (Melzer) и Лауэрвейд (Lauerweid). Стюард, который отвечал за благополучие гостей, был седьмым членом экипажа и летал вместе с пассажирами. Снимок компании Lufthansa

снимок кабины экипажа. Справа флюгкапитан Брауэр. Снимок компании Lufthansa

снимок кабины экипажа. Справа флюгкапитан Брауэр. Снимок компании Lufthansa

«летающий отель Юнкерса»: пассажирский салон предлагал чрезвычайно высокий уровень комфорта. Снимок компании Lufthansa

«летающий отель Юнкерса»: пассажирский салон предлагал чрезвычайно высокий уровень комфорта. Снимок компании Lufthansa

в носовой оконечности фюзеляжа G 38 были два пассажирских места с отличным обзором. Снимок компании Lufthansa

в носовой оконечности фюзеляжа G 38 были два пассажирских места с отличным обзором. Снимок компании Lufthansa

левая основная стойка шасси: колеса были размещены в качающейся раме. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

левая основная стойка шасси: колеса были размещены в качающейся раме. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Junkers G 38 (D-2500) в полете над Гамбургом. Слева внизу показана стоящая на якоре летающая лодка Dornier Do X. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

пассажирский самолет Junkers G 38 (D-2500) в полете над Гамбургом. Слева внизу показана стоящая на якоре летающая лодка Dornier Do X. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в годы Второй Мировой войны Junkers G 38 (GF+GG; бывший D-APIS) использовался в качестве военно-транспортного самолета. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в годы Второй Мировой войны Junkers G 38 (GF+GG; бывший D-APIS) использовался в качестве военно-транспортного самолета. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Junkers G 38 Junkers G 38ce
Назначение: гигантский пассажирский самолет гигантский пассажирский самолет
Дата первого полета: 1929 год 1932 год
Экипаж: 5 человек 7 человек
Пассажировместимость: 13-19 (позже 30) человек 34 человек
Силовая установка:
тип двигателей 2×Junkers L 8a + 2×Junkers L 88/55a 4×Junkers L 88a
количество цилиндров 6 (L 8a) и 12 (L 88/55a) 12 (L 88a)
компоновка рядный L-образный (L 8a) и V-образный (L 88/55a) V-образный (L 88/55a)
охлаждение жидкостное жидкостное
мощность 2×420 л.с. (L 8a) + 2×800 л.с. (L 88/55a) 4×800 л.с. (L 88a)
общая мощность 2440 л.с. 3200 л.с.
Размеры:
размах крыла 44,00 м 44,00 м
длина 21,44 м 23,20 м
высота 7,20 м 7,20 м
площадь крыла 290,00 м² 290,00 м²
Масса:
пустого 14905 кг 16800 кг
взлетная 21240 кг 24000 кг
Удельная нагрузка на крыло: 73,25 кг/м² 82,75 кг/м²
Летные характеристики:
максимальная скорость 190 км/ч 200 км/ч
крейсерская скорость 170 км/ч 180 км/ч
посадочная 106 км/ч 95 км/ч
начальная скорость набора высоты примерно 2,0 м/с примерно 3,0 м/с
время набора высоты
1000 метров 9,5 минут 6,6 минут
2000 метров 22,5 минут 17,0 минут
3000 метров 34,0 минут
длина разбега с набором высоты 20 метров около 765 м около 575 м
длина пробега заходом с высоты 20 метров около 615 м около 455 м
дальность полета около 1950 км около 750 км
практический потолок около 2500 м около 3100 м

источник: Herbert Ringlstetter «Das fliegende Junkers-Hotel. Großraumflugzeug Junkers G 38» «Flugzeug Classic» 2006-04, Seiten 40-45

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-letauschii-otel-hugo-unkersa-gigantskii-passazhirskii-samole

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account