Летающая лодка Blackburn R.B.3A Perth. Великобритания
Третий серийный Blackburn R.B.3 Iris V, S1593, оснащавшийся 37-мм скорострельной пушкой орудийного завода в Ковентри (Coventry Ordnance Works — COW) и иногда называемый как Iris VI, стоит рассматривать в качестве прототипа R.B.3A Perth — конечной стадии развития семейства Iris и крупнейшей применавшейся Королевскими ВВС летающей лодки-биплана. Четыре Perth-а были построены в Бро в 1933-34 годах для замены в расположенной в Маунт-Баттене (Mount Batten) 209 эскадрилье летающих лодок Iris V. Лодки R.B.3A Perth внешне отличались от S1593 закрытой кабиной пилотов по типу проведенной в июле 1932 года в Феликсстоу попытке с экспериментальным ранним Iris V, S1263.
Спроектированный Дж.Д. Ренни (J. D. Rennie) по спецификации Министерства авиации 20/32, Perth представлял собой дальнюю цельнометаллическую летающую лодку прибрежного дозора с покрытыми полотном двухстоечными крыльями и бипланным горизонтальным опеением с размахом 30 футов (9,14 м). Силовая установка состояла из трех двигателей Rolls-Royce Buzzard, вращавших двухлопастные деревянные винты диаметром 14 футов (4,27 м). Для обеспечения более тяжелой летающей лодке дополнительной плавучести (и, тем самым, предотвращения увеличения осадки) ширина корпуса была увеличена с 11 футов 0,5 дюймов (3,363 м) до 12 футов 6 дюймов (3,81 м). Важной технической разработкой было использование для обшивки корпуса нового антикоррозионного материала алькледа, представляющего собой дюралюминиевый лист, покрытый с обеих сторон слоями чистого алюминия.
Несущие плоскости имели небольшие поперечное V и стреловидность и были изготовлены почти полностью из дюралюминия. Силовой набор крыльев состоял из коробчатых лонжеронов и нервюр с фланцованной внешней кромкой и трубчатыми балками круглого сечения. Для выполнения механиками технологических работ в самолете были установлены выполненные из стальных труб проходы: для запуска двигателей проход был встроен в верхнюю часть нижнего крыла, проверки и ремонта поверхностей управления мостки были установлены в верхнем крыле и стабилизаторе.
схемы летающей лодки Blackburn R.B.3A Perth
Как и на Iris верхний стабилизатор и руль высоты были большего размаха, чем нижние, причем нижний руль высоты использовался исключительно в качестве триммера. Все три руля направления были оснащены сервоуправлением, которое могло быть отключено расположенным в кабине малым ручным рычагом.
Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек: капитана, второго пилота/штурмана, носового стрелка, радиста/стрелка огневой точки в середине корпуса и бортинженера/заднего стрелка. Экипаж размещался также как и в лодке типа Iris, только в более просторном корпусе. В носовом отсеке помимо 37-мм противокорабельной пушки, способной стрелять 1,5-фунтовыми (0,68 кг) снарядами, был установлен бомбардировочный прицел и средства установки взрывателей и сброса четырех 500-фунтовых (227 кг) или восьми 250-фунтовых (114 кг) бомб, размещенных на держателях под корневыми частями нижнего крыла. Также носовой отсек оснащался компасом, швартовочными и буксировочными принадлежностями, якорной лебедкой и двумя ящиками для якорных цепей и укладки парашютов. Когда пушка не использовалась, то по рельсам в переднюю часть носового отсека выдвигалась вращающаяся установка 0,303" (7,7-мм) пулемета льюис, добавляя самолету мощь оборонительного вооружения и делая ее идентичной оборонительному вооружению предшественника — летающей лодки Iris с ее носовой, хвостовой и среднефюзеляжной пулеметным установками.
первый Perth, K3580, с носовой 37-мм пушкой C.O.W. готов к спуску на воду; Бро, 9 октября 1933 года. На заднем плане восемь Blackburn B-2 Школы Резерва (Flight Photo)
Из носового отсека в кабину пилотов можно было добраться через дверь в центральном проходе. Сиденья пилотов в кабине размещались бок о бок, а сама кабина была оснащена штурвалами с двойным управлением и оборудованием для контроля двигателей, причем располагавшееся по правому борту оборудование было съемным. Крыша кабины была изготовлена из алькледа, панели остекления из небьющегося стекла размещались в передней и боковых ее частях. В крыше кабины размещались две раздвижные панели, с помощью которых экипаж мог встать контролировать операции швартовки.
В кормовой части кабины, отделенной от носовой части переборкой с раздвижной дверью, располагался отсек штурмана с прокладочным столом и стеллажами для карт. Из штурманского отсека проход вел к двум каютам со спальными местами для офицеров и нижних чинов. Каюты разделялись отсеком бортинженера с приборной панелью, сообщающей о давлении масла, температуре масла и воды и электрическими указателями уровня топлива. В потолке от вала шли три рычага, которыми управлялись открытие/закрытие жалюзей радиаторов двигателей. В помещении нижних чинов был установлен механизированный бомбопогрузчик, надувные лодки и весла были привязаны к шпангоутам правого борта. Дальше по фюзеляжу под средней стрелковой позицией по левому борту напротив камбуза была расположена радиорубка. Туалеты размещались в хвостовой части фюзеляжа рядом с проходом к задней стрелковой позиции.
Три двигателя Rolls-Royce Buzzard IIMS устанавливались в застроенных дюралюминиевых гондолах улучшенной аэродинамической формы. Центральный двигатель был расположен на стойках над корпусом, а два боковых непосредственно на наклонных межплоскостных стойках. Каждый двигатель в своей гондоле снабжался всем необходимям оборудованием. В задних частях гондол устанавливались радиаторы с управляемыми жалюзями. Также в каждой гондоле были размещены полная маслосистема, ручной поворотный механизм и воздушный стартер. Перед запуском двигатели с помощью ручного поворотного механизма заправляются, а затем из средней стрелковой позиции, где размещены два баллона со сжатым воздухом, пусковое магнето и различные краны, подается сигнал запуска.
Топливо размещалось в трех самотечных 575-галлонных (2614 л), представлявших собой аэродинамический профиль из луженой стали и прикрепленных болтами к нижней стороне верхнего крыла. Топливные баки располагались над каждым двигателем, обеспечивая штилевую дальность полёта в 1500 миль (2414 км), что эквивалентно полному облету Северного моря. Размещенное вне корпуса распределительное устройство позволяло подключить любой бак к любой комбинации двигателей и применялось в качестве топливозаправочного штуцера. Важной особенностью системы подачи топлива было снижение опасности возникновения пожара выводом всех труб и кранов с внутренней стороны корпуса.
Эксплуатация
Туман и последовавшие за ним штормы помешали провести в понедельник 9 октября 1933 года официальную церемонию спуска на воду первого Perth, K3580, но почётные гости компаний Blackburn и Rolls-Royce смогли наблюдать церемонию (все четыре самолета типа на своих носах носил название Perth) и увидели стрельбу 37-мм пушки через Хамбер (Humber). В конечном итоге K3580 полетел 11 октября, а 10 ноября был отправлен в Феликсстоу, где оставался для прохождения проверки рабочих характеристик и последовавшего за ними шестимесячного капитального ремонта.
K3580 входит в воду для своего первого полета; Бро, 11 октября 1933 года. (Topical Press Photo.)
Таким образом, первым Perth-ом, поступившим в эксплуатацию, был K3581, который Blackburn подготовила к спуску на воду 12 декабря 1933 года. Постоянные туманы мешали его спуску вплоть до 5 января 1934 года, когда Э.М. Блэйк выполнил на нем испытательный полет. После полета машина была передана сквадрон-лидеру (майору авиации) Дж.Х.О. Джонсу (Sqn Ldr J. H. O. Jones) и его экипажу из 209-й эскадрилье, которые без посадок перелетели в Маунт-Баттен. Полет кружным путем через восточное побережье и Ла-Манш продолжался 4 часа 55 минут. Затем, до состоявшегося через месяц поступления третьего Perth-а, K3582, самолет интенсивно использовался для подготовки экипажей.
второй Perth, K3581, над побережьем Корнуолла, 1934 год (Flight Photo 13793)
Перегоночный полет K3582 был использован для испытаний на полную нагрузку и покинул Бро с максимальным запасом топлива, взлетев без каких-либо трудностей с общим полетным весом 36900 фунтов (16738 кг). Первое патрулирование K3582 было выполнено 23 апреля 1934 года у островов Силли (Isles of Scilly), а между 25 мая и 1 июня самолет под управлением винг-коммандера (подполковника авиации) Дж. Ливока (Wg Cdr G. Livock) и пайлот-офицера (лейтенанта авиации) Дженкинса (P/O Jenkins) выполнил продолжительный полет в Сторноуэй (Stornoway), во время которого Perth сопровождал морское переход Его Королевского Высочества герцога Глостерского в Белфаст.
С получением 31 мая из Феликсстоу четвертого Perth-а, K3580, эскадрилья, наконец, была доведена до штатной численности. Лодки были полностью выкрашены в серебряный цвет, но в целях идентификации спереди и сзади на корпуса K3581 и K3582 были нанесены по одной и две черные вертикальные линии соответственно. С этими обозначениями летающие лодки покинули Маунт-Баттен, вылетев 12 сентября в северную атлантику для проведения воздушного осмотра маршрута и выполнения тренеровочного полета. Задачи выполнялись под управлением винг-коммандера (подполковника авиации) Дж. Ливока и флайт-лейтенанта (капитана авиации) Бэйнбриджа (Flt Lt Bainbridge). 14 сентября (после дозаправки в Обане (Oban) и задержки из-за плохой погоды на день) они достигли Фарерских островов, но через два дня Министерство авиации приказало им возвращаться из-за опасных ледовых условий в арктических водах.
четвертый Perth, K4011, с удаленной пушкой C.O.W. и полностью выдвинутой вперед носовой установкой пулемета льюис
Единственный раз Perth был представлен на хэндонском показе Королевских ВВС 30 июня 1934 года, когда флаинг-офисеры (старшие лейтенанты авиации) Гурни и Л.Ф. Браун (Flg Offs Gurney and L. F. Brown) на K3581 поднялись в небо в Феликсстоу, летя в Хэндон в одном боевом порядке с Short Singapore II, Supermarine Scapa, Short R.24/31, Saunders-Roe London и тремя Saunders-Roe Cloud.
Летающие лодки Perth обычно выполняли патрульные полеты над Ирландским морем и использовали передовую базу в Странрар (Stranraer), но 8 октября 1934 года штаб-квартирой берегового командования лодки были отстранены от полетов до окончания проверки их хвостового оперения. 6 ноября полеты были возобновлены, но вновь прекратились 27 ноября, когда лодки были доставлены на берег для дальнейшей проверки. После состоявшегося в Маунт-Баттене 6 декабря совешания с производителями со всех трех летающих лодок Perth было снято хвостовое оперение и в марте следующего года было отправлено обратно в Бро для проведения модификации. Лишенная самолетов эскадрилья была спешно переоснащена тремя прототипами, коорые появились в прошлом году в Хэндоне: Saunders-Roe London, Supermarine Scapa и Short R.24'31, которые вновь были заменены Perth-ами на время проведения следующего показа Королевских ВВС, состоявшегося в Хэндоне 29 июня 1935 года. Летающие лодки Perth были возвращены в строй в июле и августе 1935 года, но вскоре после этого 14 сентября у Сторноуэя был потерян K3580, когда во время военно-морских учений на взлете при сильном волнении был оторван подкрыльевой поплавок. К счастью экипаж был спасен.
Четвертый и последний Perth, K4011, впервые полетел 16 апреля 1934 года, а затем перед назначенной на 20 апреля поставкой в Феликсстоу 18 и 19 апреля были выполнены еще два полета, в которых были использованы только два самотечных топливных бака вместо трех. Для берегового командования и 209-я эскадрильи, украшенной девизом "Venture Far", этого было недостаточно, поэтому K4011 провел свой срок службы в Феликсстоу в звене "A" Экспериментального центра морской авиации (MAEE — Marine Aircraft Experimental Establishment), куда машина была официально передана для экспериментального эксплуатацию в мае 1936 года. Вооружение и пулеметные установки были удалены, а сам самолет получил четырехлопастные деревянные винты, специально изготовленные с чередующимисяч между лопастями углами 80° и 100°. В конце концов он совершил жесткую посадку и был отбуксирован в гавань в тонущем состоянии.
Perth, K4011, на 50-тонном кране с экспериментальными четырехлопастными винтами и полностью удаленной носовой пулеметной позицией, Феликсстоу (Flight Photo 12793S)
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: патрульная летающая лодка
Экипаж: пять человек
Производитель: Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd, завод олимпия (Olympia Works), Раундхей роуд (Roundhay Road), Лидс, аэродром Бро, Восточный Йоркшир
Силовая установка: три 825-сильных средненаддувных двигателя Rolls-Royce Buzzard IIMS с редуктором воздушного винта с передаточным числом 0,552 : 1
Размеры:
размах крыла 97 фт 0 дйм (29,57 м)
длина 70 фт 0 дйм (21,34 м)
высота 26 фт 5,5 дйм (8,06 м)
площадь крыла 2511 фт² (233,28 м²)
Вес:
(a) нормальный
вес конструкции 20927 фнт (9492,5 кг)
пять членов экипажа 1000 фнт (453,6 кг)
военная нагрузка 2230 фнт (1011,5 кг)
1000 галлонов топлива 7700 фнт (3492,7 кг)
54 галлона масла 523 фнт (237,2 кг)
12 галлонов воды 120 фнт (54,4 кг)
общий полетный вес 32500 фнт (1474 кг)
(b) перегрузочный
вес конструкции 20927 фнт (9492,5 кг)
пять членов экипажа 1000 фнт (453,6 кг)
военная нагрузка 1975 фнт (895,9 кг)
1000 галлонов топлива 13300 фнт (6032,9 кг)
54 галлона масла 678 фнт (307,5 кг)
12 галлонов воды 120 фнт (54,4 кг)
общий полетный вес 38000 фнт (17236,8 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 132 миль/ч (213 км/ч)
максимальная скорость на высоте 5000 футов (1524 м) 126 миль/ч (203 км/ч)
экономическая крейсерская скорость 109 миль/ч (175 км/ч)
начальная скороподъемность 800 фт/мин (244 м/мин)
время набора высота 10000 футов (3048 м) 22 мин
практический потолок 11500 фт (3505 м)
нормальная дальность на крейсерской скорости 898 миль (1445 км)
максимальная дальность на крейсерской скорости 1500 миль (2414 км)
Производство:
(a) три самолета по контракту 199604/32:
- (I) K3580, заводской номер 4970/1, спущен на воду 11 октября 1933 года, принят управлением технического развития 20 октября 1933 года, передан в Феликсстоу 10 ноября 1933 года, переведен в прибрежную зону 27 февраля 1934 года, передан 209 эскадрилье 31 мая 1934 года, потерян в Сторноуэе 14 сентября 1935 года, вычеркнут из списков 17 октября 1935 года
- (II) K3581, заводской номер 4970/2, переведен в прибрежную зону 8 декабря 1933 года, первый полет и передача 209-й эскадрилье 5 января 1934 года, передан управлению технического развития 4 мая 1936 года, вычеркнут из списков в 1936 году
- (III) K3582, заводской номер 5220/1, переведен в прибрежную зону 15 января 1934 года, передан 209 эскадрилье 5 февраля 1934 года, вычеркнут из списков 24 января 1936 года
(b) один самолет по контракту 265687/33:
- (I) K4011, заводской номер 5240/1, переведен в прибрежную зону 21 марта 1934 года, первый полет 16 апреля 1934 года, передан в Феликсстоу 20 апреля 1934 года, переведен в директорат технического развития 4 мая 1936 года, вычеркнут из списков 2 февраля 1936 года
источник: A J Jackson "Blackburn Aircraft since 1909"