Небольшая винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Истребители Bf 109E, принявшие участие в словацком национальном восстании, возможно были не первыми самолетами данного типа, с летными характеристиками которых ознакомились чехословацкие пилоты, боровшиеся против нацизма. Существует серия фотографических снимков, на которых изображен трофейный «эмиль» с французскими опознавательными знаками. На этих снимках присутствуют три чехословацких пилота – Ян Трухларж (Jan Truhlář), О. Хлобиль (O. Hlobil) и Карел Пошта (Karel Pošta). Предполагаемый автор снимков был еще одним чехом – механиком В. Адамом (V. Adam).
Относительно этих снимков есть некоторая неясность. Можно предположить, что на снимках изображен Bf 109E-3 из состава авиагруппы II/JG 54, который 22 ноября 1939 года приземлился на аэродром Страсбург-Вёрт (Strasbourg-Woerth) на французской стороне Рейна и который был протестирован французами в расположенном в Орлеан-Бриси (Orléans-Bricy) летно-испытательном центре (Centre ďEssais en Vol – CEV) [1]. Однако эта машина принадлежала одной из первых производственных партий и имела заводской номер (Werk Nummer) 1304, в то время как на хвостовое оперение «нашего» «мессершмитта» был нанесен заводской номер 3247.
Вероятно это был второй Bf 109E, который был захвачен французами во время «странной войны», – спустя два дня после приземления в Страсбурге первого «эмиля». Но второй «мессер» недолго радовал французских пилотов своим присутствием. 28 ноября 1939 года командир истребительной эскадрильи старший лейтенант Винкотт (Vincotte) и лейтенант Баптизе (Baptizet) сопровождали трофейный «эмиль» во время перелета в Тул (Toul).
«В целях подробного ознакомления с силуэтом вражеских истребителей с разных ракурсов»
они подлетали к сопровождаемой ими машине, и затем все трое произвели в воздухе различные эволюции. Во время одной из эволюций фюзеляж истребителя лейтенанта Баптизе попал под винт «мессершмитта», в кабине которого сидел капитан Розанов. Пилот «мессера» спасся с помощью парашюта, а его самолет врезался в землю и взорвался.
Сравнение приведенных в журнале «Икар» (Icar) снимка и сопровождавшего его описания с детальными фотографиями двух чехословацких пилотов, включенных в состав эскадрильи GC II/4 [2], позволяет с большой долей вероятности предположить, что это одна и та же машина. К сожалению остается неясным, что произошло в эскадрилье GC II/4 с 24 по 28 ноября 1939 года. В связи с недисциплинированностью командира эскадрильи, что видно из его действий при сопровождении столь ценной добычи как стандартный истребитель противника, вполне возможно, что он и некоторые его подчиненные опробовали «стодевятый» в полете.
Было бы интересно узнать: действительно ли чехословацкие пилоты летали на трофейном «мессершмитте». К сожалению, Трухларж и Пошта и предполагаемый автор фотографий Адам уже покинули сей бренный мир, а в официальных документах тех лет захват самолета противника и последующая его гибель были отмечены как
«чрезвычайное происшествие».
Поэтому мало надежды на то, что будет обнаружен свидетель, который даст ответ на этот вопрос.
ПРИЛОЖЕНИЕ
[1] 4 мая 1940 года этот Bf 109E-3 был передан англичанам, которые в Боскомб-Дауне и Фарнборо провели его совместные испытания с истребителями Hurricane I и Spitfire I
[2] на момент выхода данного выпуска журнала «L+K» достоверно установлено включение в состав эскадрильи GC II/4 лишь Яна Трухларжа, и то лишь с ноября 1939 года, т.е. до съемок Bf 109E с французскими кокардами
источник: Ing. Jiří Vraný «Létali českoslovenští letci ve Francii na Bf 109E?» «L+К» 21/82, str.811