Леппих и его «еростат»

0

7 сентября 1812 года состоялось Бородинское сражение. Долгое время мы были уверены, что знаем о нем все, но это не так.

Хотя, конечно, неясно, почему русские войска практически без боя отступали до самой Москвы.

Как будто ждали чего – то… А строки из «Войны и мира» Льва Толстого помните? 

«В этот день Пьер поехал в село Воронцово смотреть большой, воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага…» 

Воронцово – реально существовавшая подмосковная усадьба княгини Волконской. Но о каком шаре речь? Какой Леппих? На эти вопросы долгое время не было ответа, и лишь в последние пару десятилетий стала приоткрываться завеса.

Когда Наполеон поставил под ружье пол – Европы, в России поняли, что война не за горами. И в марте 1812 года из российского посольства в Штутгарте было отправлено секретное донесение в Петербург:

«Франц Леппих, родом немец, искусный механик, занимается конструкцией крыльев для летания по воздуху. В Париже три часа летал он в различных направлениях – по ветру и против оного. Питая в себе большую ненависть к французам и будучи уверен, что они воспользуются открытием его, истребил он шар свой. Но видя, что мы готовимся к борьбе с Наполеоном, предложил машину и дарования свои для ниспровержения супостата».

«Машина» представляла собой подвешенную к воздушному шару странной формы галеру, передвигающуюся на большой высоте (что делало ее недосягаемой для ружей противника) при помощи весел! Экипаж состоял из 50 человек, а вооружение – из восьми пушек. В открытые люки, по плану Франца Леппиха, предполагалось сбрасывать пороховые бомбы на головы врагу! В Петербурге пришли в восторг.

Франц Леппих был личностью незаурядной. Родился он 15 октября 1778 года в верхнефранконском Мюдесхайме в крестьянской семье. «Не по сословию» попал в гимназию, где не задержался «из – за отсутствия прилежания». Служил в австрийской армии, а позже – в английской, где под фамилией Смит, дослужился до капитана. Потом занесло его в Париж… Ловцом удачи он все же не был, ибо не карьера прельщала его: главной страстью Леппиха было изобретательство. Уже в 12 лет от роду он смастерил пианино! Построил и еще несколько музыкальных инструментов, на которых с успехом давал концерты в Вене, Люцерне, Мюнхене. Изобрел он двигатель для подъема тяжеловесных грузов, вибрационную машину. А увидев однажды один из первых воздушных шаров в полете, талантливый самоучка «заболел небом», и отныне целью его жизни стало создание летательного аппарата. К слову, вышеупомянутая «ненависть к французам» появилась у Леппиха после того, как Наполеон отверг его проект и даже пригрозил посадить в тюрьму. Так что русские подвернулись изобретателю в нужный момент!

Леппих и его «еростат»

Когда 12 июня французы перешли российскую границу, в подмосковном Воронцово уже тайно велись работы под руководством «инженера Шмидта» (такое имя дали Леппиху для конспирации), в помощь которому выделили десятки мастеровых и неограниченные средства. На реализацию проекта Леппих запросил три месяца  –  таким образом, «еростаты» должны были вступить, в действие до того, как французы успеют приблизиться к Москве!

Леппих и его «еростат»

В начале июля московский губернатор Ростопчин, курировавший работы Леппиха, рапортовал царю о продвижении дела. 24 июля, Александр I лично приехал в Воронцово и осмотрел строящийся воздушный корабль. Государь остался доволен, последовал приказ Барклаю де Толли:

«Составьте экипаж для «лодки» из людей надежных – артиллеристов и бомбометателей».

Враг приближался к Москве, и «чудо – оружие» ожидали со дня на день. 3 сентября на стенах домов Москвы было расклеено обращение губернатора: 

«Завтра ко мне будет шар для пробы, Я вам заявляю, чтобы вы, увидя его, не подумали, что это от злодея, а он сделан к его вреду и погибели». 

Но шар не прилетел… За день до Бородинского сражения Кутузов послал Ростопчину гонца с вопросом: 

«Когда же наконец прибудет «еростат»?» 

За час до начала битвы пришел ответ: 

«С прискорбием, сообщаю о неудаче Леппиха». 

Оставалось надеяться лишь на Бога и на себя…

А дальше было все так, как описано в учебниках истории: французов с русской земли изгнали. А что же стало с изобретением Леппиха? Увы, недостроенный «еростат» пришлось сжечь, чтобы он не попал в руки неприятеля. Что же касается Леппиха, то его просьбы дать ему еще одну возможность успехом не увенчались. Разочарованный царь не захотел больше о нем слышать, и изобретатель покинул Россию.

Кем был он, Франц Леппих,  –  гением, опередившим время, или шарлатаном? Вернувшись в Германию, он все свое имущество употребил «на опыты» и в итоге разорился. Последний раз его видели в 1819 году в Вене, где он искал среди богатых торговцев спонсоров, обещая им построить 

«машину для перевозки товаров по воздуху». 

После этого след изобретателя затерялся в истории. Куда же он подевался? Не исключено, что Леппих в очередной раз сменил имя. А может, осуществил мечту – построил свой «еростат» и улетел на нем, обратно уже не вернувшись…

источник: Сергей Каролинин «Леппих и его «еростат»» «КОНТАКТ – ШАНС» 39/2015

NF
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account