13

Легкий туристический самолет Hinkler Ibis. Великобритания

Предисловие редакции: Берт Хинклер (Bert Hinkler), которого больше всего помнят за его рекордные полеты, спроектировал и построил легкий туристический самолет. О летающей лодке-амфибии рассказывает Ричард Райдинг (Richard Riding).

Одним из самых уважаемых и любимых авиаторов межвоенного периода был австралиец сквадрон-лидер (майор авиации) Герберт Джон Луис Хинклер (Sqn Ldr Herbert John Louis Hinkler, DSM, AFC), которого в течение его короткой жизни все знали просто как Берта. Хинклер родился в Квинсленде, Австралия, 8 декабря 1892 года и с раннего детства был очарован полетами. Тщательное изучение поведения ибисов, заселявших водные районы недалеко от его дома в Бундаберге (Bundaberg), привело к тому, что Берт Хинклер построил и поднял в воздух модель планера. В свою очередь этот успех позволил Берту в подростковом возрасте создать полноразмерный планер.

Покинув школу в 14 лет, Берт Хинклер устроился работать авиамехаником сначала к американцу, выполнявшему развлекательные полеты, а затем к Уильяму Харту (William Hart) – первому человеку, получившему в Австралии летную лицензию. В 1913 году Хинклер решил попытать счастья в Англии и по прибытии туда в 1914 году нашел работу в компании Sopwith. С началом Первой Мировой войны Хинклер воевал в составе авиационной службы Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS), где прошел путь от механика до наблюдателя, и в конце концов в 1918 году стал пилотом. В составе 28-й эскадрильи Хинклер сражался в Италии на истребителе Sopwith Camel. Свою медаль «За выдающиеся заслуги» он получил в 1917 году за то, что, летая во Франции стрелком, он сбил несколько немецких самолетов.

После окончания войны Берт Хинклер устроился на работу летчиком-испытателем в расположенную в Хэмбле компанию Avro. Очень быстро Хинклер приобрел известность участием в сверхдальних перелетах. В 1920 году на своем собственном Avro 534 Baby (номер гражданской регистрации G-EACQ) Берт Хинклер вылетел из лондонского аэропорта Кройдон с намерением долететь до Австралии. Avro Baby преодолел первый этап Кройдон – Турин протяженностью 650 миль (1046 км) за 9,5 часов. Однако перелет в Австралию был прерван, когда Хинклеру было отказано в разрешении на полет над Египтом. В том же году, летая на том же самолете, Берт Хинклер занял второе место в гонках «Aerial Derby» [1].

Вслед за гонками последовали и другие известные полеты, кульминацией которых стал совершенный в феврале 1928 года рекордный перелет из Англии в Австралию. Этот полет навсегда вошел в историю авиации. Avro Avian (G-EBOV) преодолел 11000 миль (17703 км) за 15,5 дней, и Хинклер продолжил путешествие по своей родной Австралии, совершив еще 200-часовой полет. За свой полет в Австралию Берт Хинклер был награжден Крестом Военно-воздушных сил; финансовая сторона его вознаграждения тоже была значительной.

Во время перелета в Австралию, большая часть которого проходила над водой и негостеприимной местностью, Берт Хинклер очень хорошо осознал уязвимость одномоторного туристического самолета. К концу марафонского перелета у Хинклера сложились определенные представления о том, какую форму должен принять идеальный туристический самолет. Вернувшись в Англию, Хинклер попытался найти среди британских машин тот самолет, который соответствовал бы его строгим требованиям. Однако его не было. После подготовки черновых чертежей самолёта собственной конструкции, Берт Хинклер попытался заинтересовать ряд авиастроительных компаний в его создании и продаже. Однако ни одна компания не проявила интереса. Каковы бы ни были причины, Хинклер, безусловно, не был бизнесменом и на протяжении всей своей жизни не смог извлечь выгоду из многих новых идей. Он запатентовал конструкцию, которая для обеспечения более компактного хранения в ангаре позволяла шасси легкого самолета Avro Avian складываться с поворотом назад вместе с консолями крыла. К сожалению кинокамера, которую он, предвосхитив Leica, спроектировал и изготовил для использования стандартной кинопленки того времени и которую он взял с собой в полет в Турин, несомненно, принесла бы Хинклеру целое состояние, если бы он не продал ее.

Используя часть своего новообретенного богатства, Берт Хинклер в партнерстве с конструктором Р. Х. Баундом (R. H. Bound) основал компанию Ibis Aircraft. Были подготовлены подробные чертежи небольшой амфибии, и в 1929 году начались работы по созданию самолета.

В результате получился небольшой цельнодеревянный моноплан с высокорасположенным крылом, похожим на лодку корпусом и двумя двигателями, установленными над центропланом крыла тандемом и вращавшими тянущий и толкающий винты. Два пассажира сидели бок о бок в большой удобной кабине, расположенной у передней кромки крыла, что обеспечивало обоим членам экипажа превосходный круговой обзор. Компоновка двухмоторной силовой установки помимо обеспечения надежности также обеспечивала хорошие управляемости при полете на одном двигателе и устраняла проблемы асимметрии, связанные с обычной двухмоторной компоновкой. В случае вынужденной посадки на воду похожий на лодку корпус обеспечивал некоторую степень защиты.

В знак признания изучению Бертом Хинклером поведения ибисов самолет был назван в их честь – Ibis. Детальное проектирование и последующее изготовление крыла самолета было поручено Бэзилу Хендерсону (Basil Henderson), который использовал запатентованный им тип конструкции крыла, позже использовавшийся в Hendy 302, Parnall Heck и многих других самолётах. Крыло было изготовлено в Шорхэме компанией Hendy Aircraft Ltd, но остальная часть самолета Ibis построена самим Бертом Хинклером в крошечном гараже в Хэмбле.

не сохранилось никаких данных о размерах легкого самолета Hinkler Ibis, хотя представление о габаритах машины можно получить по этой фотографии. Стоящий справа Берт Хинклер имел рост 5 футов 4 дюйма (1,63 м)

не сохранилось никаких данных о размерах легкого самолета Hinkler Ibis, хотя представление о габаритах машины можно получить по этой фотографии. Стоящий справа Берт Хинклер имел рост 5 футов 4 дюйма (1,63 м)

Работа продолжалась в течение 1929 и 1930 годов. Ibis был зарегистрирован 11 июня 1929 года и получил номер гражданской регистрации G-AAIS, хотя документ так и не был доставлен.

сделанные в Хэмбле два снимка легкого самолета Ibis. Обратите внимание на высокорасположенное крыло, расположенные между двигателями топливные баки седловидного типа и установленное на киле горизонтальное оперение

сделанные в Хэмбле два снимка легкого самолета Ibis. Обратите внимание на высокорасположенное крыло, расположенные между двигателями топливные баки седловидного типа и установленное на киле горизонтальное оперение

По финансовым или техническим причинам Ibis так и не был изготовлен в варианте амфибии, хотя его похожий на лодку корпус был сделан водонепроницаемым. Утверждалось, что в случае заказа на серийное производство можно было бы без особых затруднений изготовить полноценную амфибию с реданами на корпусе. Аналогичным образом считалось второстепенной задачей преобразовать фиксированные стойки шасси в убирающиеся.

легкий самолет Hinkler Ibis в полете на малой высоте

легкий самолет Hinkler Ibis в полете на малой высоте

легкий самолет Hinkler Ibis в полете на малой высоте

легкий самолет Hinkler Ibis в полете на малой высоте

Тандемная компоновка силовой установки была наиболее примечательной особенностью «ибиса». Два 40-сильных девятицилиндровых радиальных двигателя Salmson A.D.9 были установлены тандемом над центропланом крыла с расположенными между ними двумя топливными баками седельного типа. Хотя такая компоновочная схема имела определенные преимущества, охлаждение заднего двигателя должно было вызвать проблемы. Кроме того, расположение переднего двигателя так близко к кабине сделало бы Ibis в варианте летающей лодки-амфибии смертельно опасным, поскольку экипажи должны были стараться не высовываться, чтобы не попасть под вращающиеся лопасти тянущего винта, и одновременно выполнять швартовочные действия.

В мае 1930 года с аэродрома Хэмбл Берт Хинклер впервые поднял Ibis в воздух. Сообщается, что управляемость самолета была удовлетворительной, хотя нет никаких записей о том, что машина была отправлена в Мартлшем-Хит для проведения официальных испытаний. Попытки найти компанию, которая занялась бы серийным производством «ибисов» ни к чему не привели, и полностью разочарованный Хинклер разобрал самолет и отправил его на хранение в свой сад в Шолинге (Sholing), недалеко от Саутгемптона.

В 1931 году Берт Хинклер решил попытать счастья в Канаде. Он потратил оставшиеся у него сбережения на покупку построенного в Великобритании легкого самолета DH.80 Puss Moth, который он взял с собой в Канаду, чтобы выполнять полеты с нанимателями на малые расстояния и заниматься чартерными перевозками. Это ни к чему не привело, и Берт Хинклер отправился в амбициозный кругосветный перелет из Нью-Йорка на Ямайку, через Южную Атлантику и далее в Лондон, побив по пути несколько рекордов.

После этого последовал мрачный год, в течение которого Берт Хинклер был безработным, но к концу 1932 года он запланировал ещё одну попытку установить рекорд, выполнив перелет по маршруту Англия – Австралия (на тот момент рекорд принадлежал Чарльзу Скотту [Charles William Anderson Scott]). Как и во всех предыдущих перелетах Берта Хинклера предполетная реклама была небольшой, и ранним утром 7 января 1933 года только горстка помощников была свидетелем того как DH.80 Puss Moth (CF-APK) Хинклера вылетел из Хармондсворта (Harmondsworth). Они были последними, кто видел Берта Хинклера живым.

В течение нескольких недель ничего не было слышно ни о Берте Хинклере, ни о его самолете, и слухи о его судьбе были самыми разнообразными. В последние недели своей жизни Хинклер был в депрессии, и его близкий друг Чарльз Грей (Charles Grey Grey), работавший в то время редактором журнала «The Aeroplane», прокомментировал, что Хинклеру

«было все равно, что с ним случится. Он был полностью сыт по горло происходящим; его достали все и всё. Он понял, что никто не хочет его нанимать, и он не видит возможности достойно зарабатывать на жизнь.»

28 апреля 1933 года тело Хинклера было найдено итальянскими крестьянами недалеко от обломков его самолета. Тело и обломки были найдены в итальянских Альпах, к северо-западу от Ареццо, и Хинклер предположительно стал жертвой погоды.

После гибели Берта Хинклера «ибис» лежал в сарае, забытый до тех пор, пока не был вновь обнаружен в сентябре 1952 года. Его спас от утилизации Генри Систед (Henry Sisted), управляющий директор Хэмпширского авиаклуба, который перевез Ibis в Истли (Eastleigh). Генри Систед намеревался восстановить «ибис» до летного состояния с целью запуска в производство модифицированной версии. При осмотре фюзеляжа самолета было сделано удивительное открытие. В одну из консолей крыла был зашит подлинный бортжурнал полета по маршруту Англия – Австралия, совершенного Хинклером в 1928 году. Сейчас этот бортжурнал хранится в Австралии. 14 июня 1953 года лишенный двигателей Ibis был выставлен в Хэтфилде на организованном Королевским авиационным обществом приеме на открытом воздухе.

безмоторный легкий самолет Hinkler Ibis был выставлен на приеме, организованном Королевским авиационным обществом; Хэтфилд, 1953 год

безмоторный легкий самолет Hinkler Ibis был выставлен на приеме, организованном Королевским авиационным обществом; Хэтфилд, 1953 год

Из планов по запуску «ибиса» в серийное производство ничего не вышло, и после того, как интерес к самолету угас, планер перевозили с одного места на другое, пока он, наконец, не оказался в Ли-он-Соленте (Lee-on-Solent), Хэмпшир. К 1959 году «ибис» пришел в негодность и не подлежал ремонту, и в том же году после осмотра Королевским авиационным обществом был списан.


[1] авиагонки, спонсором которых выступала газета «Daily Mail» и в которых самолеты летали по трассе, проходившей вокруг Лондона. Гонки проводились с 1912 по 1914 год и с 1919 по 1924 год (https://en.wikipedia.org/wiki/Aerial_Derby)

источник: Richard Riding «Hinkler’s Ibis» «Aeroplane Monthly», June 1982, pages 294-295

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-legkii-turisticheskii-samolet-hinkler-ibis-velikobritaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account