Появление истребителей F-14 и самолетов ДРЛО E-2C «Хокай» на авианосцах ВМС США в 1973-1974 годах стало долгожданным решением проблемы борьбы с советскими ПКР, которые представляли основную угрозу для американских кораблей. РЛС F-14А обеспечивала обнаружение ПКР на расстоянии около 180 км, а система управления позволяла сопровождать одновременно до десяти целей и выпускать четыре ракеты «Феникс». Модификация F-14D позволила сопровождать уже 24 цели и наводить ракеты на шесть целей. При этом истребители F-14 могли уничтожать именно ракета, а не только их носители. Однако для уничтожения атомной подводной лодки проекта 670М потребовались серьезные усилия сочетанных противолодочных сил (самолеты, вертолеты ПЛО, корабли, подводные лодки-охотники), в то время как восемь ПКР «Малахит», основное вооружение этой лодки, могли уничтожить два истребителя F-14.
Усиление ПВО авианосного соединения после принятия на вооружение истребителей F-14 привело к появлению в советском ВМФ громадных атомных подводных лодок проекта 949 с 24 пусковыми установками ПКР «Гранит». Считалось, что только при одновременном пуске от 20 до 24 ПКР существует довольно высокая вероятность поражения авианосца, защищаемого истребителями F-14. Это привело к тому что, в Советском Союзе была принята программа строительства 20 подводных лодок проекта 949.
Вьетнамская война привела к пересмотру тактики боевых действий истребителей. Концепция ракетного боя на дальних дистанциях потерпела провал, а относительно простые и маневренные МиГ-21 переиграли в маневренных боях сложные и тяжёлые «Фантомы». Боевой опыт заставил командование ВВС США приступить к исследованиям по программе разработки лёгкого истребителя. В 1974 г. начались сравнительные испытания самолётов YF-16 и YF-17. ВВС отдали предпочтение F-16. К лёгкому истребителю присматривался и флот. В 70-е годы была модной концепция смешанного парка истребителей, состоящего из сложных, дорогих машин и относительно простых и дешевых. В ВВС такими самолётами стали F-15 и F-16. ВМС хотело получить лёгкий самолёт в дополнение к сложному и тяжёлому «Томкэту».
Флот остановил свой выбор на неудачнике сухопутного конкурса — истребителе YF-17, поскольку однодвигательный F-16 не устраивал ВМС по соображениям безопасности полётов над морем. Исходный вариант самолёта был значительно переработан, так как флоту требовалось не просто дополнение к F-14‚ а многоцелевой самолёт, способный вести борьбу за господство в воздухе, обеспечивать ПВО авианосцев и наносить удары по наземным целям.
Первый полет опытный F/A-18 «Хорнет» совершил в 1978 г., серийное производство началось в 1982 г. До 1985 г. было выпущено для ВМС США 371 истребитель-бомбардировщик F/A-18А и 39 двухместных учебно-тренировочных самолётов F/A-18B. В 1987 г. начался выпуск усовершенствованных боевых машин F/A-18C и учебно-тренировочных F/A-18D, которые поставлялись и на экспорт. К концу 1994 г. было построено 1410 самолётов всех модификаций… Истребители-бомбардировщики F/A-18 заменили истребители «Фантом» и штурмовики «Корсар».
Средняя прибавка в массе за полтора десятка лет эксплуатации «Хорнета“ составила примерно килограмм в неделю. С такими темпами роста, по мнению представителей ВМС США, баланс между массой истребителя-бомбардировщика и его лётными характеристиками мог быть нарушен к 2001 г. Вопрос о кардинальной модернизации планера и силовой установки самолёта встал ребром еще в конце 80-х годов. В июле 1987 г. Пентагон выпустил требования к «промежуточному» истребителю-бомбардировщику: основным тактическим истребителем должен был стать NATF (Navy ATF) — морской вариант самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter — перспективный тактический истребитель), известный ныне как F-22 «Раптор», а ударным — «стелсообразный» A-12 (штурмовик «Авенджер II» — А.Ш.). В роли «промежуточной» машины моряки видели модернизированные F/A-18 или F-16‚ поскольку ни A-12‚ ни NATF не могли быть приняты на вооружение ранее начала XXI века.
Ответом фирмы Макдоннелл-Дуглас на запрос министерства обороны стал глубоко модифицированный F/A-18 «Конфигурации IV», известный также как «Хорнет 2000″… Работы по проекту продолжались вплоть до 1990 г., пока в ВМС не началась масштабная ревизия всех авиационных программ. Ревизия эта была напрямую связана с изменением политической ситуации в мире, вызванной развалом советской военной мощи, и, как следствие, сокращением, военных расходов. Фактически из всех программ уцелела лишь одна — радикальная переделка «Хорнета», однако и её «ужали». Вместо «Хорнета 2000» было решено вести работы над менее амбициозным вариантом F/A-18E/F «Супер Хорнет».
Приводимые далее цитаты из второй статьи, увидевшей свет десятью годами позднее, в чём-то дополняют вышесказанное, в чём-то повторяют его (что также не бесполезно для закрепления пройденного материала).
«В начале 80-х годов… ВМС США считали необходимым для сохранения доминантного положения в мировом океане принять на вооружение два совершенно новых самолёта XXI века — истребитель (замена F-14) и ударную машину (замена A-6). Оба самолёта должны были быть разработаны с широким использованием технологии «стелс». В качестве перспективного истребителя виделся самолёт NATF (палубный вариант истребителя F-22). Перспективный штурмовика A-12 «Авенджер II» разрабатывался с нуля. Обе программы отличали высокая степень технического риска и исключительно высокая стоимость. В июле 1987 г. министерство обороны рекомендовало ВВС и ВМС США изучить вопрос о возможности модернизации самолётов F-16 и F/A-18 в качестве временной меры до принятия но вооружение в начале 2000-х годов самолётов F-22 и A-12…
Окончание Холодной войны и распад СССР вызвали резкое сокращение военных расходов во всех ведущих странах мира, США исключением не стали. С распадом СССР отпала угроза, которую представляли для авианосцев ВМС США дальние бомбардировщики, вооруженные крылатыми ракетами (и, конечно же, ПЛАРК пр. 949 — А.Ш.). Сокращение количества крылатых «убийц авианосцев» поставило под сомнение необходимость эксплуатации истребителей-перехватчиков палубного базирования F-14 «Томкэт». Изменилось видение стратегии ВМС США и в целом: приоритет сместился от противодействия ВМФ СССР в Мировом океане в сторону действий в прибрежных водах (на расстоянии несколько сотен миль от берега). В США говорили: «from blue water to brown water» — от голубых вод к коричневым. Воевать американцы теперь собирались не на лазоревых океанских просторах, а среди замутнённых донным грунтом коричневых вод».
Примечание автора блога. Строго говоря, from blue water to brown water — это горькая шутка с элементами самоуничижения, т. к. термин (сленг) brown water (более литературно — бурые воды) относится к речному флоту, в то время как green water — к флоту береговой обороны (охраны водного района), а blue water — к флоту открытого океана. Любопытно, что в Википедии к blue water navy относят только ВМС США, Англии и Франции (ссылка 1), а ВМФ России — всего лишь к green water navy наряду с Бразилией, Канадой, Чили, Колумбией, Индонезией, Южной Кореей и Сингапуром (ссылка 2) и это при его военной мощи (второй в мире) и наплаванности в последние годы.
«Планы развития авиации ВМС США претерпели радикальные изменения. Вместо разработки и закупки истребителей NATF (Navy Advanced Tactical Fighter — палубная версия F-22) было принято решение о разработке и ограниченной закупке (54 машины) новой модификации «Томкэта» — F-14D. От программы A-12 отказались в пользу разработки новой модели штурмовика «Интрудер» — варианта A-6F. План этот оказался «промежуточным». В условиях сокращения бюджетных расходов министерство обороны США разрешило ВВС и ВМС разработку одного нового самолёта и модернизацию одного существующего. ВВС остановили свой выбор на программе JSF в варианте F-35A, как «новой», и модернизации (как это ни странно звучит, учитывая состояние программы ATF в 1993 г.) F-22. Флот сделал выбор в пользу JSF в варианте F-З5C и модернизации F/A-18.
Работы по проекту «Хорнет 2000», между тем, не прекращались, однако ВМС cочли программу излишне амбициозной. А вот проект самолёта, получившего обозначение F/A-18E/F (E — одноместный вариант самолёта, F — двухместный), не предполагал радикального изменения аэродинамики исходного F/A-18. Ставка делалась на увеличение размерности планера и установку более мощных, нежели ТРДД Дженерал Электрик F-404 самолёта F/A18 двигателей. Конкурентом F/A-18E/F являлся модернизированный F-14, который на всех уровнях лоббировала фирма «Грумман». ВМС, однако, высказались в пользу самолёта фирмы «Макдоннелл-Дуглаc» ещё в конце 1991 г. Формально декларация о закупках F/A-18E/F «Супер Хорнет» была подписана 12 мая 1992 г.
Особенности конструкции «Супер Хорнета» определяются словом «компромисс». «Супер Хорнет» — это сплошной компромисс между стоимостью и боевой эффективностью, стоимостью и малозаметностью, стоимостью и лётными данными. Несложно заметить, что ключевым фактором является стоимость. Но в начале 90-х годов для программы, высшего приоритета не имевшей, иного и быть не могло — бурными финансовыми потоками тогда наполнялись сверхамбициозные программы разработки истребителей F-22 и F-35. ВМС США отвели для «Супер Хорнета» место ровно посередине между чистым штурмовиком и чистым перехватчиком».