«— 3дравствуйте, я приехала из Новосибирска, меня зовут Норой.
Высокая, светловолосая женщина явно волновалась.
— Я названа в честь канонерской лодки. Нет ли в музее ее фотографии? Что это был за корабль? Где он находится сейчас? Мама рассказала мне только об одном походе…
Мы кое-что слышали об этой истории… Так вот она какая, Нора Васильева, дочь корабля!
Летом 1941 года на Неве стояло приземистое, тупоносое необычное судно. Ходовой мостик, труба, надстройки сосредоточены на корме, а две трети корпуса занимала большая прямоугольная яма… без дна, в ней струилась вода. Впрочем, достаточно было нажать в машинном отделении рычаг, и яма плотно закрывалась снизу стальными створками.
Это была морская грунтоотвозная шаланда водоизмещением в тысячу тонн. Землечерпалка поднимает со дна грунт я передает его на такое вот судно. Нагрузившись песком, глиной, галькой, камнями, оно выходит на глубину, раскрывает створки, и содержимое обрушивается в пучину.
На борту судна виднелось имя: «Нора». Рядом стояли однотипные «Зея», «Бурея», «Бира», «Селемджа». Каравану предстояло трудиться где-то в Татарском проливе, поэтому суда носили имена дальневосточных рек.
Но началась война, и поход на Тихий океан пришлось отложить….» — Нора ищет «Нору»
До войны канлодка «Нора» была грунтовозной шаландой Балттехфлота Спецгидростроя НКВД. Была построена в период с 1939 года по февраль 1941 года на судоверфи «Deutsche Werft AG» в Гамбурге (Германия). Мобилизована 10 июля 1941 года, переоборудована и 24 июля 1941 г. вошла в состав Балтийского флота. С 26 июля 1941 г. по 23 сентября 1944 года входила в состав Ладожской военной флотилии.
Появление трех первых из них („Амгунь", „Селемджа", „Москва") вечером 3 июля 1941 года у стенки завода им. А.Марти поначалу даже вызвало недоумение у его работников. Думали, что их приход связан с эвакуацией оборудования. Но на следующий день главный инженер завода С.М.Турунов сообщил об истинной цели прибытия шаланд, а также о том, что на все переоборудование отводится лишь пятнадцать дней. Объем предстоящих работ распределился между коллективами корпусного, достроечного, трубомедницкого и малярного цехов. Ситуация осложнялась тем, что не были до конца получены техническое задание и чертежи общего расположения судов. Поэтому, чтобы не терять драгоценного времени, группа проектировщиков во главе с ведущим конструктором М.А.Ловягиным в тот же день приступила к осмотру шаланд и составлению необходимых эскизов и чертежей по месту. Общее же техническое руководство работ по переоборудованию возглавил старший строитель завода А.Г.Мадера. Все мероприятия по этим трем судам удалось завершить 15 июля, и в ночь на 16-е они покинули предприятие. Затем настала очередь следующих четырех шаланд — „Волги", „Камы", „Зеи" и „Оки". В результате Краснознаменный Балтийский флот и Ладожская военная флотилия пополнились хорошо вооруженными канонерскими лодками, каждая из которых располагала двумя 100- или 130-мм орудиями, несколькими 45-мм полуавтоматами, малокалиберными зенитными установками и пулеметами.
Канонерские лодки типа “Амгунь”: “Амгунь”, “Бира”, “Бурея”, “Волга”, “Зея”, “Кама”, “Москва”, “Нора”, “Ока”, “Олёкма”, “Селемджа” (1939-1941) – 11 единиц
Тактико-технические данные:
Водоизмещение стандартное, т 910-913/1140-1170 ;
Длина наибольшая, м 59,5
Ширина наибольшая, м 11,9
Осадка максимальная, м 3,75
Две паровые машины общей мощностью, л. с. 800 (“Зея” – 1 ПК),
Винтов, шт 2
Скорость хода полная, узлов 9 — 10
Скорость хода экономическая, узлов 7,5 – 8,75
Дальность плавания полным ходом, миль 1650
Дальность плавания экономическим ходом, миль 1870
Топливо, т угля до 250
Экипаж, чел 110
Вооружение: 2х1 – 100-мм/56 (“Амгунь”, “Бира”, “Москва”, “Селемджа”, “Олёкма”), или 2х1 – 130-мм/50 (“Волга”, “Зея”, “Кама”, “Ока”), или 4х1 – 76-мм/55 (“Бурея”, “Нора”, с 1943 г. 2х130 Б-13), 4х1 – 45-мм/46, 2 пул. (3х1 – 12,7-мм пул. ДШК на “Бурея” и “Нора”).
В январе-мае 1943 г. на “Бире” установлено третье 100-мм орудие; на “Селемдже”, “Норе” и “Бурее” прежние 100-мм и 76-мм орудия заменены на 2 130-мм. Тогда же на “Бире”, “Норе” и “Селемдже” по 2 45-мм пушки заменены на такое же число 37-мм автоматов, на “Бурее” и “Оке” вместо двух 45-мм пушек установлено по 4 37-мм автомата. В 1943 г. на “Москве”, “Каме”, “Волге” и “Бире” смонтировано по одному 20-мм автомату “Эрликон”, на “Оке” и “Зее” – по два таких автомата.
“Олекма” 5.10.1941 потоплена герм. авиацией на Ладоге. “Кама” 22.6.1943 потоплена герм. авиацией у Лавенсари; поднята 27.9.1943 и 16.11.1943 вновь введена в строй. “Амгунь” 10.11.1944 подорвалась на мине у Таллина, затонула во время буксировки.
Остальные разоружены в августе-октябре 1945 г.