Ладога – высокозащищённое транспортное средство
Каждый год в конце апреля общество с содроганием вспоминает о страшной чернобыльской трагедии, которая начала развиваться на Украине, в Припяти, после внезапной тяжелой аварии на одном из энергоблоков атомной электростанции. Со временем становятся известными все новые подробности произошедшего.
В ликвидации последствий чернобыльской катастрофы участвовала вся страна. Ленинградские атомщики по поручению Правительства с первого дня аварии начали проектировать и строить над взорвавшимся блоком защитные сооружения, получившие в дальнейшем название «саркофаг».
Сегодня у нас впервые появилась возможность рассказать об удивительной машине, работавшей в те страшные дни в Чернобыле — созданной на Кировском заводе, в объединении «Спецмаш». Речь пойдет о высокозащищенном транспортном средстве (ВТС) «Ладога».
Среди гусеничных энергонасыщенных машин, созданных специально для работы спасателей в чрезвычайных ситуациях, «Ладога» занимает особое место. Она обладает комплексом защитных качеств, которые позволяют ей успешно действовать в самых экстремальных условиях, надежно защищая персонал от всех возможных средств воздействия оружия массового поражения.
Задание на разработку такой машины конструкторское бюро (КБ-3) Кировского завода в Ленинграде получило от правительства в конце 70-х годов. Новое транспортное средство должно было обладать хорошей маневренностью, высокой защищенностью и способностью длительное время работать в автономном режиме, обеспечивать надежную защиту команды от радиационного, химического и бактериологического воздействий. Передвижение людей в такой машине должно быть быстрым и комфортным — даже в условиях сложного рельефа местности и сильной заснеженности.
Жесткие требования предъявлялись к средствам связи — как внутренним, так и внешним. Выпуск изделия предполагалось осуществить в сжатые сроки, максимально унифицировав машину с другими ранее выпускаемыми.
Работа была поручена заместителю генерального конструктора В.И. Миронову. На заводе появилось отдельное подразделение — специальное конструкторское бюро КБ-А, которое в 1982 году приступило к активной деятельности. В разработках участвовали главный конструктор проекта В.И. Буренков, ведущие инженеры A.M. Константинов и А.В. Васин, ведущие специалисты В.И. Русанов, Д.Д. Блохин. Э.К. Фененко, В.А. Тимофеев, А.В. Алдохин, В.А. Галкин, Г.Б. Жук и др.
В качестве базы было выбрано хорошо отработанное гусеничное шасси танка Т-80. На нем смонтировали броневой корпус в котором разместили салон с комфортабельными креслами и индивидуальным освещением, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, радиосвязь, приборы наблюдения и измерения различных параметров внешней среды. Аналог подобной системы автономного жизнеобеспечения применялся в космонавтике, позволяя создать нормальные условия работы в полностью герметизированном объеме салона.
В качестве силовой установки использовали газотурбинный двигатель ГТД-1250, который обладает уникальным свойством «стряхивать» накопившуюся пыль и выбрасывать ее наружу, что очень важно при работе в условиях радиоактивного заражения. Необходимо отметить, что конструкция машины позволяет быстро и эффективно проводить ее дезактивацию.
В начале 1980-х годов «Ладога» успешно прошла весь комплекс стендовых и ходовых испытаний. Но главное ее испытание оказалось впереди — весной 1986 года…
3 мая, на восьмой день после аварии на ЧАЭС, «Ладога» авиатранспортом была доставлена в Киев. Оставшееся расстояние (около 130 км) от Киева до Чернобыля машина прошла своим ходом. По прибытии ее к месту трагедии началась тяжелая, на износ как для людей, так и для техники, работа.
Был создан особый отряд, в который также вошли прибывшие с машиной ленинградские специалисты. В первую поездку на рекогносцировку с экипажем отправился председатель правительственной комиссии И.С. Силаев. Регулярно выезжали на нашей машине в район АЭС начальник химслужбы Минобороны В.К. Пикалов, академик Е.П. Велихов, министр среднего машиностроения Е.П. Славский и другие члены комиссии.
В общей сложности с 3 мая по 28 сентября 1986 года «Ладога» прошла более 4720 км, преодолевая участки с фоном до 1600 рентген в час, заходя в машинный зал ЧАЭС, проводя разведку местности в окрестностях станции, рекогносцировку в обширном прилегающем районе, делая видеозаписи наиболее опасных мест и выполняя другие работы в районе города Припять и атомной электростанции.
В ликвидации последствий чернобыльской аварии участвовали 29 специалистов КБ. Некоторых уже нет в живых, но память о них свято хранится в коллективе прославленного КБ, известного как ведущее танковое конструкторское бюро страны.
Теперь, много лет спустя, объективно оценивая все пять месяцев напряженной работы «Ладоги» в те трагические для страны дни, можно сказать, что мы поставили уникальный по своим масштабам эксперимент, который доказал своевременность создания такой высоко-защищенной машины. Проверка свойств и возможностей техники прошла в совершенно реальных условиях. Огромный опыт приобрели и специалисты-разработчики этой уникальной техники.
Чернобыльская катастрофа показала, что системы смазки и охлаждения поршневых двигателей, а также воздухоочистители с «барьерным» фильтром являются источниками интенсивного излучения, накапливая радиоактивную пыль. В газотурбинной силовой установке, о чем свидетельствует опыт «Ладоги», этот недостаток отсутствует.
Созданная 20 лет назад, «Ладога» по-прежнему не имеет аналогов в мире по продолжительности эксплуатации в условиях повышенной радиационной опасности.
Тактико-технические характеристики ВТС Ладога
Базой, для реализации проекта, было выбрано хорошо отработанное шестикатковое гусеничное шасси танка Т-80 с заднем расположением МТО. На нем выполнили броневой корпус в котором разместили рабочее пространство экипажа, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, радиосвязь, оборудование наблюдения, измерения, фиксации различных параметров внешней среды, исследовательские приборы. Аналог системы автономного жизнеобеспечения применялся в космонавтике, позволяя создать нормальные условия работы в полностью герметизированном объеме рабочего пространства. Имеется возможность обеспечить экипаж воздухом не через ФВУ (фильтровентиляционной установки), а из баллона, возимого над крышей МТО (моторно-трансмиссионного отделения). На внутренней поверхности корпуса крепятся элементы подбоя – противонейтронной защиты, ставшего уже классической, для всей советской гусеничной техники. Основой подбоя является изотоп Бора – 10В, который характеризуется высоким эффективным сечением захвата тепловых нейтронов (3х10 м2). Важно, что при этой ядерной реакции возникают только стабильные ядра. Также, стоит отметить, что при взаимодействии ядер 10В с нейтронами образуются заряженные – частицы, которые легко регистрировать бортовыми счётчиками. Оценивая радиационный фон внутри пространства машины и за его пределами, можно делать выводы о степени защиты экипажа.
Помимо стандартных (для гусеничных машин) средств наблюдения (перископов и приборов ночного видения), есть две видеокамеры.
ВТС “Ладога” – Вид на основной люк посадки-высадки экипажа
В качестве силовой установки использовали газотурбинный двигатель ГТД-1250, мощностью 1250 л.с., разработанный специально для гусеничной техники НПО им. В. Я. Климова, который не имеет “обычного” барьерного фильтра и обладает свойством «стряхивать» накопившуюся пыль и выбрасывать ее наружу через проточную часть турбины, что очень важно при работе в условиях радиоактивного заражения. Воздухоочиститель обеспечивает очистку атмосферного воздуха от пыли до концентрации не более 75 мг/м3, при средней запыленности на входе в воздухоочиститель до 2,5 г/м3.
Так же в качестве дополнительных мер предусмотрена система сдува пыли сжатым воздухом с направляющих лопаток соплового аппарата турбины. Такая конструкция двигателя позволяет быстро и эффективно производить дезактивацию. Ходовая часть и трансмиссия, разработаны специально под ГТД, имеют повышенный запас эксплуатационных свойств. Сзади, над левой надгусеничной полкой расположен газотурбинный энергоагрегат мощностью 18 кВт, обеспечивающий электроэнергией все системы машины на стоянках.
Моноблок двигателя ГТД-1250 ВТС “Ладога”
В начале 1980-х годов «Ладога» успешно прошла весь комплекс стендовых и ходовых испытаний. Но главное испытание ей предстояло ещё пройти – весной-осенью 1986 года.
Тактико-технические характеристики ВТС “Ладога”
- Масса, тонн 42
- Экипаж, чел 6
- Автономность, час 48
- Максимальная скорость, км/ч 75
- Запас хода, км 330
- Энергоагрегат, кВт 18
- Ширина машины, мм 3525
- Ширина гусеничных лент, мм 580
- Преодолеваемый подъём, град 32
- Высота преодолеваемой стенки, м 1,0
- Ширина преодолеваемого рва, м 2,85
- Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
- Диапазон рабочих температур, 0С от – 45 до +40
- Высота над уровнем моря, м не более 3000
- Запылённость воздуха, г/м3 не более 2,5
- Время запуска двигателя, мин не более 1
- Применяемые марки топлив в двигателе ГТД-1250:
а) основное дизельное топливо ГОСТ 305-82, вид I
б) дублирующее ТС-1, РТ ГОСТ 10227-86
в) резервное бензин А-76 ГОСТ 2084-77;
дизельное топливо ГОСТ 305-82, вид II.
Расход топлива (на марше), г/л.с. 276
ВТС “Ладога” – Вид спереди
ВТС “Ладога” – Вид слева
ВТС “Ладога” – Вид справа
ВТС “Ладога” – Вид сверху
Автор материала: инженер-конструктор ОАО “МЗ”Арсенал” Никонов Р. Е.
Консультант по многоцелевым гусеничным машинам: Галкин С. М.
Список источников о ВТС Ладога:
- “Ладога” у ядерного кратера”, статья из журнала “Современное Машиностроение”, заимствовано с сайта www.spec-tehnica.ru;
- Официальный сайт ОАО “Спецмаш”, www.specmash-kb.сом;
- “Каталог продукции ”КЛИМОВ. Технология полёта”, Официальный сайт ФГУП “Завод им. В. Я. Климова”, http://klimov.ru;
- Курс “Конструкции и проектирование специальных машин”, ЛМСТ им. Ж. Я. Котина, Санкт-Петербург, 2002 г.;
- “Танк бросивший вызов времени” М. В. Ашик, А. С. Ефремов, Н. С. Попов, Санкт-Петербург, 2001 г;
- Чертежи проекций общего вида работа автора статьи. Выполнены по фотографии средствами САПР AutoCad.
http://www.spec-tehnica.ru/articles/articles_443.html
http://chornobyl.in.ua/ladoga.html
Красивые машины! Умели
Красивые машины! Умели поляки — когда хотели — делать маленькие технические шедевры!
А причем здесь
А причем здесь поляки?
Техническая основа то Австрийская, а вот дизайн и исполнение кузова с декоративными элементами красивое, только нет Австрийского предка, чтоб сравнить.
А причем здесь
Действительно, роль немцев и венгров, пожалуй, более значительна:
http://er33.narod.ru/6M.htm
Австрияк: http://www.dieselpunks.org/profiles/blogs/sunday-streamline-62-torpedo-de-luxe
Спасибо за ссылки, очень
Спасибо за ссылки, очень интересно, но ответа на свой вопрос я не получил. А Ваши мутные маневры меня настораживают!
Настораживает другое:
—
Настораживает другое:
— выдать Нечто (давно известное) за Писк прогресса (с привязкой к конкретному региону) — ну не серьёзно же;
— лягнуть ни за что ни про что Красную Армию и СССР — зачем?
На Ваш вопрос ответа сразу быть и не может — надо озадачиваться тогда историей девайса от начала и до конца,-автор поста определил же только конкретный отрезок времени и конкретное место.
What is it?
Во второй ссылке и своих
Во второй ссылке и своих замечаниях Вы тоже типа лягнули СССР. Вот и вспомнил за метод "передергивания", извините что ошибся, но для тупых(меня
) пишите по подробней. Хотел привести пример Заамурца-Орлика, но подожду друго го раза.
но подожду друго го
Коллега, может, и по нижеуказанному девайсу что-нибудь в загашнике имеется?
http://aeromamont.livejournal.com/15163.html
Это наш последний бронепоезд
Это наш последний бронепоезд БП-1 принят на вооружение в1970-1971годах. Похоже платформа с спаренными 23мм пушками и четырьмя пулеметами. Источник: И.Г. Дроговоз — крепости на колесах. А пыли в загашнике ужась, хоть проветрил!
Похоже платформа с
А не 25мм морские автоматы, уж сильно похожи.
Ну я привел источник, а че
Ну я привел источник, а че там влипили в ходе модернизации…. Хотя сам за сомневался, но на суше-где 25мм снаряды брать?
Хотя сам за сомневался, но
Морской калибр это конечно очень весело, а с боеприпасами совсем смешно. А кого из конструкторов это волнует. Ну не похоже они на 23мм, если только не какя нибудь другая модель. Может 14,5 мм КПВТ.
Спасибо, коллега.
Спасибо, коллега. Оказывается, этот вопрос уже был обсужден:
http://alternathistory.org.ua/bronepoezda-rossii
Всё же, надеюсь, Вы не смахнули вместе с пылью мотоброневагон "За родину!"?
А вот эта хрень, мне больше
А вот эта хрень, мне больше всего не нравится, и везде ее пихают! Вооружени для растрела толп тупых танков, лучше перед низ 76мм, верх 107-или лучше 122 слабенькую, а на зад 37 зенитный автомат. Или 37 и 122 поменять местами, тогда и пехоту и танки и самолеты. А на рубку малую башню с двумя 12, 7мм с броне катеров, ух разошелся!
ух разошелся!
Хороший замах
Хороший замах на альтернативу.
Меня, в общем-то, лишь сама платформа интересует — но это ещё НТД надо поискать и перелопатить.
Интересно, спасибо.
Интересно, спасибо.
«Красная Армия, которая
"Красная Армия, которая отбила вагоны у нацистов, вернула их социалистическом польскому правительству в непригодном для пассажирском движения виде."
Конечно, оккупационная Красная Армия вернула эти чудеса техники, но, надо полагать исключительно под давлением мирового общественного мнения. А в "непригодном виде"- наверняка по личному указанию Сталина кровавая гэбня испоганила замечательный салон 1-го класса, в котором катались культурные, толейрантнейшие немцы…
Без этого какашного выпада, статья, наверное, была бы "неформат"…
Ув. коллега Вик! Отличная ведь статья и техника очень интересная, но один последний абзац в "традиционном духе", превращает её в… чёрт знает что.
Коллега Ансар не ищите черную
Коллега Ансар не ищите черную кошку в темной комнате тем более что ее там нет.
С уважением
Коллега Ansar, тут, я
Коллега Ansar, тут, я считаю, вы перегибаете палку. Сказано просто "вернула в непригодном виде". Нигде не сказакно и даже не подразумевается, что это было сделано по вине красной армии. Я полагаю, что виной был элементарный износ — если уж в строй сумели вернуть только одну.
Тогда зачем было вообще
Тогда зачем было вообще уточнять, что это именно РККА вернула их в негодном виде?
это как в советское время.
это как в советское время. тогда про партию нужно было что-то хорошее написать — теперь у них — в ссср и россию грязью кинуть. пятая категория©
Ну, наверное потому что
Ну, наверное потому что именно РККА их отбила и вернула?
Ув. коллега, автор написал
Ув. коллега, автор написал именно то, что хотел и в "верных" трактовках едва ли нуждается. Был факт — машины после войны оказались в негодности. Автор конкретно указал — после чьих рук, поскольку данное уточнение посчитал удачным ходом.
С уважением, Ансар.
О-бал-деть! Надо взять в
О-бал-деть! Надо взять в копилку
Спасибо за статью, очень
Спасибо за статью, очень интересно.
—сейчас по моему в Европе
—сейчас по моему в Европе чтото подобное эксплуатируют.?
Дизельные трамваи?
сейчас на Украине проходит
сейчас на Украине проходит испытания чешский рельсовый автобус, правда, без ракетного дизайна. Мудрое правительство имеет планы заменить такими девайсами все электрички и пригородные поезда