Крылатые танки и миф «Ледокола»

5

С конца 80-х годов прошлого века и вплоть до настоящего времени происходит переоценка исторического пути России. На читающую публику обрушился вал литературы, критически оценивающей исторический опыт, далеко не всегда объективно и с научных позиций. Следует сказать, что в общем потоке исторической литературы всегда присутствовало некоторое количество дилетантских и развлекательных сочинений, однако с начала 90-х годов количество перешло в качество и приняло угрожающий характер. Подвязавшиеся на ниве истории новоявленные «пророки» не утруждают себя не только систематической работой с источниками, архивными изысканиями, но и изучением существующей историографии и при этом претендуют на истину в последней инстанции, а их труды издаются массовыми тиражами, оказывая определенное воздействие на массовое сознание.

Характерной чертой такого рода литературы является выдергивание цитат из контекста и превратное их толкование, небрежное отношение к точности тенденциозно подобранных исторических фактов. В полной мере это касается такого известного произведения как «Ледокол» Суворова. Автор «разоблачает» официальную доктрину о Великой Отечественной войне и «доказывает», что Сталин готовился к нападению на Германию и порабощению Европы.

«Концепцию» Суворова убедительно и на документальной основе развенчал израильский историк – профессор Габриель Городецкий в книге «Миф «Ледокола»». Один из выводов автора заключается в том, что «неготовность Сталина к немецкому нападению в первую очередь объясняется безнадежностью политических альтернатив для Советского Союза и перед второй мировой войной, и накануне Великой Отечественной войны… Недостатки подготовки к войне оказались столь многочисленными, что просто невозможно выделить из них какой-то один, наиболее важный».

Мы же хотим показать несостоятельность одного из сюжетов «Ледокола» о так называемом «крылатом танке», посредством которого Сталин якобы намеривался захватить Европу. Суворов пишет следующее. «Советские генералы мечтали не только бросить в Западную Европу сотни тысяч десантников-пехотинцев, но и сотни, а возможно и тысячи танков. Конструкторы интенсивно искали пути осуществления мечты самым простым способом. Олег Антонов, тот самый, который потом станет создателем самых больших в мире военно-транспортных самолетов, предложил навесить на обычный серийный танк крылья и оперение, используя корпус танка как каркас всей конструкции. Эта система получила название КТ – крылья танка. Приводы воздушных рулей крепились к пушке танка. Экипаж танка осуществлял управление полетом, находясь внутри танка, путем поворота башни и подъема пушечного ствола. КТ – это потрясающая простота. Конечно, риск полета в танке был, мягко говоря, выше привычных норм, но человеческая жизнь в Советском Союзе стоила даже дешевле, чем навесные крылья на танке». (Cуворов В. Ледокол. М., 1993. С. 120-121.)

Опус Суворова уязвим по нескольким позициям. Прежде всего, отметим, что, во-первых, разработка подобных «крылатых танков» велась не только в СССР, но и в других странах. Во-вторых, проектирование «летающего танка» началось в СССР не до, а во время Великой Отечественной войны.

Сражения первой мировой войны породило немало новых видов боевой техники. Но, пожалуй, лишь танки и авиация побудили военных теоретиков пересмотреть многие положения тактики и стратегии.

Англичанин Фуллер и будущий президент Франции де Голль считали, что главную роль в грядущей войне сыграют крупные соединение танков и бронеавтомобилей. Ту же идею декларировал в своей книге «Танки вперед» немецкий генерал Гудериан.

Конструкторы думали и о соединении танка с самолетом, создании летающего танка. Впервые такую идею предложил осуществить в 1932 году американский инженер Кристи.

Сначала Кристи попробовал «научить» летать легкий 5-тонный колесно-гусеничный танк своей конструкции. На него Кристи задумал установить бипланную коробку, к которой на двух трубчатых балках крепилось крестовидное хвостовое оперение. На верхней плоскости, спереди, был пропеллер с редуктором. Кристи не исключал и моноплановой схемы, но биплановая обеспечивала меньшую удельную нагрузку на крыло, а значит и уменьшенную тяговооруженность столь необычного летательного аппарата. Колеса помогали ему разогнаться до 120-150 км/ч. На этой скорости конструкция могла взлететь.

Экипаж состоял из двух человек, причем один совмещал обязанности водителя и пилота. То, что самолет-танк приземлялся на гусеничное шасси, приспособленное для движения по пересеченной местности, позволяло ему садиться прямо на поле боя. После посадки пилот с помощью специального рычага мог бы сбросить крыло и превратиться снова в водителя. По мнению изобретателя, сотня его танков, внезапно налетев на противника, уничтожила бы батальон.

Задумка Кристи была вполне реальна.

Иным путем пошел советский авиаконструктор Антонов. Он задумал создать гибрид танка и десантного планера, отказавшись от единой силовой установки, с двумя приводами. Разработка этого летательного аппарата А-40 или ЛТ («летающий танк») начались в самые трудные месяцы войны в декабре 1941 года. Планер представлял собой бипланную коробку с размахом крыла 18 м и площадью 85,8 кв.м., к которой на двух балках крепилось двукилевовертикальное оперение. Планер фиксировался на легком танке Т-60. узлами, от которых он после посадки легко освобождался. Два члена экипажа сидели внутри танка, причем пилот занимал место механика-водителя.

Первый полет состоялся 2 сентября 1942 года и, как оказалось, стал последним не только для ЛТ, но и во всей истории «летающих танков». Вылет необычного аэропоезда прошел нормально, но вскоре моторы буксироввщика-бомбардировщика ТБ-3 начали греться – не хватило мощности. Работы над летающим танком вскоре прекратили. В конце того же года прекратили и выпуск Т-60.

Суворов именует данный проект КТ. Действительно, в литературе систему ЛТ иногда именовали «крылатым танком», или КТ.

В 1945 году и японцы построили аналогичный аппарат для доставки по воздуху специально спроектированного для этого небольшого танка. Планер Ку-6 имел крыло площадью 60,3 кв. м, полетная масса всего комплекса составляла 3,5 т, но в воздух он не поднимался. (Техника молодежи 1990 № 6 С. 46-48.)

Итак, Суворов подтасовывает факты. Как видно из представленного материала КТ не мог быть использован для нападения и завоевания Европы.

https://author.today/post/172710

Роман «Деревия»

https://author.today/reader/117076

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account