Альтернативный крейсер «Сергей Лазо». СССР
Характеристики:
- Водоизмещение : 6800 т
- Длина : 152 м
- Ширина : 15,35 м
- Осадка 7 м
- Двигатели 13 котлов и 4 турбины
- Мощность 50 000 л. с.
- Движитель 4 гребных винта
- Скорость хода 29 узлов максимальная
- 16 узлов крейсерская
- Дальность плавания -5000 морских миль экономическим ходом
- Вооружение -14 х1 130мм, 6х 1 76,2 мм, 1х2 76,2 мм 10 х 37 мм, 8 х12,7 мм
Крейсер «Сергей Лазо» проекта 25-бис. Явился первым чисто советским большим боевым кораблем -хотя по сути- развитием проекта «Светлана». В конце 20х — когда была определена военно-морская стратегия «малого флота» — наряду с достройкой дореволюционных кораблей и адаптацией итальянских проектов, была сделала попытка — создать оригинальный боевой корабль. В работе над проектом участвовали ведущие советские корабелы — например В.П.Костенко. Им пришлось решать сложную задачу — нахождение компромисса между недостаточной промышленной базой, режимом экономии средств и необходимости создать хоть какой то флот.
Наиболее острой последняя проблема виделась для Дальнего Востока — оттого и было принято спорное как считают многие решение -построить крейсер силами Дальзавода приспособив проект к его возможностям. Другим требованием было использование исключительно отечественных материалов и деталей.
За основу был взят как уже упоминалось, проект «Светлана» — причем с учетом места базирования прототипом была избрана «Червона Украина» -как обладающая наибольшей автономностью.
Крейсер имел следующие главные размерения: длина наибольшая 152,4 метра (по ватерлинии — 148 метра), — длину лимитировали размеры Николаевского сухого дока Дальзавода. Ширина 15,35 метра (без обшивки и брони — 15,1 метра), осадка на ровном киле 6 метров. Высота надводного борта корабля составляла: в носу — 7,4 метра, на миделе — 4 метра и в корме — 3,8 метра.
Корпус крейсера был разделён на отсеки с помощью водо- и нефтенепроницаемых продольных и поперечных переборок.
Также, для обеспечения непотопляемости корабля, было предусмотрено устройство второго дна на протяжении всего корпуса и третьего дна на отдельных его участках (в основном в районе котельных и машинных отделений), а также размещение энергетической установки в семи котельных и четырёх турбинных водонепроницаемых отсеках. С учетом тихоокеанских особенностей мореплавания, прочность корпуса была повышена за счёт усиления основных связей продольного набора (палубного стрингера, ширстрека, горизонтального киля) и утолщения в некоторых районах наружной обшивки.
Броневая защита крейсера образовывала два контура.
Первый контур броневой защиты ограничивал пространство между бортами корабля и его палубами (верхней и нижней), а второй — между бортами и нижней палубой. Бортовая броня второго контура повышенной толщины защищала жизненно важные центры корабля — котельные и машинные отделения. Броневой 25-мм пояс первого контура, включённый в расчёт продольной прочности корпуса корабля и выполненный из листов нецементированной мариупольской стали, имел высоту 2,25 метра и проходил по всей длине корабля, охватывая борт от верхней до нижней палубы. Главный броневой пояс толщиной 75 мм располагался ниже и простирался почти по всей длине корабля. Этот пояс состоял из цементированных плит стали ижорского завода высотой 2,1 метра. В районе 125-го шпангоута пояс заканчивался броневым траверзом толщиной 50 мм. Нижняя часть главного броневого пояса опускалась ниже ватерлинии на 1,2 метра и опиралась на бортовые кромки платформы, а верхняя часть замыкала контур настила нижней палубы. Настил нижней и верхней палуб имел толщину 20 мм. Кормовой подзор, начинавшийся от броневого траверза, защищался 25-мм броней.
Кожухи дымовых труб крейсера на протяжении от верхней до нижней палубы (первая труба — до палубы бака) защищалась 20-мм броней выделки Краматорского МЗ. Выше верхней палубы все элеваторы подачи боеприпасов к орудиям имели броневые кожухи из нецементированной стали толщиной 25 мм. Боевая рубка состояла из двух ярусов и имела вертикальные стены из 75-мм нецементированной брони ижорского завода, бронированные крышу и подшивку толщиной 50 мм. Также из 20-мм нецементированной стали было изготовлено основание боевой рубки от нижней части до верхней палубы. В качестве защиты многочисленных проводов и кабелей, идущих от приборов управления кораблем и артиллерийским огнём, а также телефонов, установленных в боевой рубке, была предусмотрена специальная труба из кованой пушечной стали с толщиной стенки 75 мм.
В качестве энергетической установки на крейсере в соответствии со спецификацией были установлены четыре паровые турбины модели ГТЗА-24, Харьковского завода.
Турбины этого типа, имели проектную мощность переднего хода 10 700 лошадиных сил, а при форсированном ходе около 14 000 лошадиных сил.
Турбина заднего хода, размещённая в отдельном от турбины переднего хода корпусе, непосредственно примыкавшем к корпусу турбины переднего хода и скреплённом с его задним днищем, развивала мощность около 35 % мощности турбины переднего хода. Все четыре турбины, установленные на крейсере, были совершенно автономными, представляя собой отдельные агрегаты, действовавшие на свои гребные валы. Две носовые турбины работали на правый и левый внешние валы, а две кормовые турбины — на левый и правый внутренние валы. Такая компоновка турбин обеспечивала высокую живучесть корабля и энергетической установки, придавая кораблю хорошую маневренность, а также примерно одинаковую длину гребных валов. Согласно проекту турбинная установка крейсера при мощности на переднем ходу 50 000 лошадиных сил обеспечивала скорость до 29,5 узлов. На заднем ходу мощность турбин составляла около 20 000 лошадиных сил.
В качестве источника пара для турбин на крейсере были установлены 10 котлов котлов треугольного типа с симметричным расположением пароперегревателей. Также были установлены два универсальных котла модели «Ярроу».
. Общая масса энергетической установки составляла 2000 тонн. Для повышения дальности плавания были оборудованы дополнительные мазутные цистерны в междудонном пространстве, что позволяло теоретически плавание без дополнительной заправки от Владивостока до Анадыря. Силовое электрооборудование крейсера было представлено носовой электростанцией, которая размещалась на платформе в районе 25—31-го шпангоутов и была оборудована двумя дизель-генераторами (дизель-динамо) постоянного тока мощностью по 75 кВт каждый и распределительным щитом, который позволял осуществлять коммутацию с потребителями электроэнергии управлять различными режимами работы генераторов. В кормовой части корабля размещалась кормовая электростанция, но была оборудована не дизель-генераторами, как носовая электростанция, а двумя турбогенераторами (турбодинамо) постоянного тока более высокой мощности — по 125 кВт каждый. Здесь же, в корме, размещался и главный распределительный щит кормовой электростанции
Главный калибр состоял из тринадцати 130-мм 55-калиберных орудий (Б-7) образца 1913 года.
Суммарный боезапас — 2200 выстрелов. Кроме того было установлено четыре полуавтоматических 45-мм зенитных орудия 21-К, установленные по два на борт в задней части полубака между первой и второй дымовыми трубами. Угол вертикального наведения орудий составлял от −10° до +85°, горизонтального — 360°. (Суммарный боезапас — 3050 выстрелов). Их дополнили девять автоматических 37-мм зенитных орудий 70-К. (Суммарный боезапас — 10500 выстрелов.). В качестве основного зенитного вооружения были установлены 8 76мм полуавтоматических пушек К-3 (суммарный боезапас -1600 выстрелов) Зенитное вооружение позже дополнили шесть спаренных 12,7-мм зенитных пулемётных установки ДШК образца 1938 года. (Суммарный боезапас — 12000 патронов).
Столь мощное зенитное вооружение было не следствием какой то особой прозорливости советских моряков -в противоположность общемировым тенденциям правильно оценившим опасность с воздуха для кораблей — а пониманием что «Сергею Лазо» предстоит действовать в ситуации наличия авианосцев у противника.
Торпедное вооружение крейсера состояло из двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов 39-Ю первой серии.
Боекомплект представлял собой четыре торпеды типа 53-38, находившихся в аппаратах.
Противолодочное вооружение было представлено двумя тележками для глубинных бомб. Боезапас составлял двадцать глубинных бомб типа Б-1.
В качестве минного вооружения корабль мог принять на верхнюю палубу 90 мин типа КБ-3 или 100 морских мин образца 1926 года.
В навигационное оборудование корабля входили: пять 127-мм магнитных компасов, гирокомпас «Курс-II», эхолот МС-2 и механический лот Томсона, а также лаг типа М-3.
Средства связи представляли: два приёмопередатчика «Рейд» и один марки РБ-38; Радиопередатчики «Шквал-М», «Бриз», «Ураган» и два передатчика «Бухта»; Радиоприёмники КУБ-4 (1 комплект), 45-ПК-1 (3 комплекта) и «Дозор» (3 комплекта).
Крейсер был оборудован для приёма и транспортировки гидросамолётов. Спуск на воду и подъём летательного аппарата КОР-1 осуществлялись специально установленной кран-балкой. В арсенале для него было предусмотрено десять 50 кг авиабомб и и четыре 100 кг бомбы.
13 мая 1934 года крейсер предъявили на ходовые испытания. Средняя скорость при пяти пробегах 29,82 уз. При ходовых испытаний по решению приемной комиссии завод дополнительно подкрепил корму корпуса в связи с её сильной вибрацией на больших скоростях хода. 24 августа 1934 года состоялся контрольный выход в море. 7 октября 1934 года приемные испытания успешно завершились, и завод приступил к устранению мелких замечаний приемной комиссии.
Экипаж крейсера состоял из 49 офицеров, 140 старшин и техников и 655 рядовых краснофлотцев — всего 840 человек. Первым его командиром стал капитан первого ранга И.С.Юмашев.
Появление этого крейсера вызвало ехидные насмешки в среде белых эмигрантов. Например выпускавшийся в Белграде «Морской сборник» прокомментировал его вступление в строй в духе что если обычный военный корабль устаревает в момент спуска на воду то этот устарел дважды -ибо является копией устаревшего проекта. Газета «Часовой» известная своей непримиримостью к большевикам заявила дословно -«Как можно думать что малограмотные недоучки с «рабфаков» из мастеровых и матросни под началом горстки ренегатов вроде бывшего генерала Крылова могли создать что-то хорошее?». А какой то харбинский фельетонист вообще охарактеризовал крейсер как «построенный из г-на и палокъ».
Более уважительный тон отмечен как ни странно в японских публикациях. Те сравнивали «Сергей Лазо» с одиноким самураем готовым выйти против всего вражеского войска на последнюю смертельную схватку и даже призывали вспомнить о кодексе «Бусидо» учившем сочувствию храбрецам «что идут в бой, зная что обречены».
При этом в случае начала боевых действий как полагало японское морское ведомство «Сергей Лазо» будет представлять некоторую -не очень значительную хотя и ощутимую — угрозу гражданскому судоходству — и самое большее- сможет уничтожить и повредить несколько эсминцев и сторожевых кораблей.
В 1936 году, накануне начала японо-китайской войны в сопровождении эсминцев «Войков» и «Сталин» советский крейсер с дружественным визитом посетил Шанхай — попутно доставив властям Китая несколько тысяч пулеметов(в основном хранившиеся на складах РККА «льюисы» и «шоша») и миллион патронов.
Во время событий на Хасане и Халхин-Голе крейсер находился в Петропавловске-Камчатском, готовясь к возможным действиям против японских сил в Северо-Тихоокеанском регионе. Тогда же был выработан режим морской практики для корабля, сделавший службу на нем достаточно суровой по рассказам моряков. Летом корабль находился во Владивостоке, а на зиму уходил на Камчатку — в незамерзающую Авачинскую бухту.
Летом 1940 крейсер прошел модернизацию на Дальзаводе — кроме корпусных работ были установлены новые более современные отечественные средства связи и технические средства кораблевождения (гирокомпасы, эхолоты и др.). Установили экспериментальную спаренную 76 мм полуавтоматическую башню с орудиями К-39(Суммарный боезапас — 400 выстрелов).
Кроме того на нем была установлена радиолокационная станция «Редут-К»
Имелся проект переоснащения его самолетом КОР-2 с дополнительным вооружением специальными авиационными облегченными экспериментальными торпедами калибра 456 мм, разработанными в рамках подготовки к созданию отечественного авианосца (тип ТАК-45) проектный боезапас — 3 штуки). (Среди предложений было и размещение на крейсере еще одного самолета). Кроме этого, на корабле был демонтирован кормовой торпедный аппарат, расположенный на юте -чтобы освободить место еще для двух зенитно-пулеметных установок.
На осень 1939 й года планировалась заложить во Владивостоке «систершип» Сергей Лазо» -«Виталий Бонивур» (а на 1941 — третий крейсер этого типа -«Нестор Каландарашвили») но из за начавшейся в Европе войны программу заморозили. Также были остановлены разработки проекта легкого авианосца на его основе -проект «Леваневский», с 22ю самолетами. Высвободившиеся судостроительные мощности были загружены оборонными заказами для нужд сухопутных войск — например на Дальзаводе делали танки и выполняли заказы ГАУ.
С началом Великой Отечественной войны, крейсер, покинув Владивосток вновь отправился в Петропавловск -на случай выступления японцев.
В феврале 1942го рассматривался вопрос о переводе «Сергея Лазо» на Северный флот по СМП но в итоге решили оставить его на Тихом океане -тем более моряки не гарантировали успех в случае плавания во льдах.
Весной 1942 года с крейсера была сняты четыре орудия главного калибра и переданы на камчатские береговые батареи. В Петропавловске -Камчатском и поныне сохраняется как памятник (к северо-западу от улицы генерала Апанасенко) артиллерийская стационарная батарея №83 созданная в 1942 году Вооружение — два орудия калибром 130 мм (Б-7) Сохранилось два орудийных дворика с погребами боезапаса, пять бетонных укрытий — дополнительные погреба боезапаса и железобетонный командный пункт. Несколько сотен краснофлотцев и командиров из экипажа были направлены на фронт — на флоты Баренцева и Черного моря и в морскую пехоту.
Крейсер участвовал в высадках десантов на Курильские острова и действиях против японских военно морских сил весной 1945 гг.
На 1945 год крейсер по прежнему был единственным крупным кораблем на Тихоокеанском флоте, таковым и оставался до получения СССР японских трофейных крейсеров «Аоба»(«Каганович») и «Сакава» («Калинин».)
11 мая 1949 года крейсер «Сергей Лазо» был переформирован в учебный крейсер, 5 ИЮНЯ 1962 года — исключен из списков Военно-Морского флота и сдан в ОФИ для разборки на металл. Штурвал и рында с крейсера вставлены во Владивостокском историческом музее.
Память, отражение в культуре и искусстве
Картина «Крейсер «Сергей Лазо» в гавани Южно-Сахалинска (1945 год Р. А. Сагритс, холст, масло, 90 × 200 см)
В 1970 году в СССР были выпущены почтовая марка и почтовая карточка с изображением крейсера.
В фильме «Шторм идет с севера»(1939й) сценарий А.А. Фадеева и К.Г.Паустовского) герои служат на крейсере «Буденный» «в роли» которого снят «Сергей Лазо»
В эпопее «Битва после победы» (1983й)показана высадка десанта с «Сергея Лазо» на Парамушир.
В довоенном японском культовом цикле фильмов о лейтенанте Гаяси, именно с «Сергея Лазо» скопирован корабль «Medved» адмирала Ивана Смирунова.
В аниме «Падение Тиссима Ретто» крейсер «Сергей Лазо» подбирает лодку с бежавшими влюбленными главными героями — японской школьницей Ояши ? Саямой и пленным американским лейтенантом Райли.
В фильме о Джеймсе Бонде «Дьявольский вирус» (1963) на крейсере «Сергей Лазо» в междудонном пространстве немецкий военный преступник Вольф Шондлиш, выдававший себя за комиссара Вихрева, спрятал контейнер с пробирками, начиненными носителями смертоносной болезни, выведенными японцами.
(Статья из википидии в мире «Сталина -флотофоба» где нет ни Комсомольска-на Амуре, ни «Советских Союзов» и прочих растрат -как и закупок добра для кораблей у Штатов -что заметно сократило сроки войны с немцами)