Появление Добровольного флота, одной из наиболее известных пароходных компаний России, относится к концу русско-турецкой войны. После подписания в феврале 1878 года Сан-Стефанского мирного договора Англия ввела в Мраморное море сильную эскадру, угрожая фактически беззащитному русскому Причерноморью. Россия оказалась перед опасностью новой войны с сильнейшим морским противником. Учитывая слабость отечественного флота, Императорское общество содействия русскому торговому мореходству выступило с инициативой сбора народных средств для покупки быстроходных судов, которые после вооружения могли бы в военное время использоваться как крейсеры для борьбы с судоходством противника. В марте 1878 года в Москве был учрежден Главный комитет для организации Добровольного флота и начался сбор денег. Местные комитеты открывались во всех без исключения губерниях страны. К началу мая удалось собрать более 2 млн. рублей. Пожертвования вносили дипломаты, промышленники, дворяне, мещане, крестьяне и представители интеллигенции. Крупнейшим вкладчиком стал граф Строганов, внесший 100 тыс. рублей.
11 апреля по высочайшему повелению учреждается Комитет по устройству Добровольного флота под председательством наследника русского престола – будущего императора Александра III, вице-председателем стал тайный советник К.П. Победоносцев. Комитет состоял из трех отделений: учредительного, хозяйственного и военно-морского. Возглавляемое адмиралом К.Н. Посьетом военно-морское отделение сформировало основные требования для закупки судов за границей: скорость не менее 13 уз, возможность установки 8-дюймовых орудий без серьезных переделок, запас угля на 20 дней плавания полным ходом и стоимость не более 650 тыс. рублей (из расчета приобретения трех пароходов на собранные к этому времени 2 млн. рублей).
Специальная комиссия, выехавшая за рубеж, подписала 6 июня контракт с известной немецкой судоходной компанией «Гамбург-американише пакетфарт акциен гезельшафт» на приобретение товаро-пассажирских пароходов «Гользация», «Гаммония» и «Тюрингия». После прибытия в Кронштадт эти суда вооружили и зачислили в списки военного флота как крейсеры «Россия» (3156 брт [1]), «Москва» (2946 брт) и «Петербург» (2897 брт). Таким образом, спустя только три месяца после возникновения идеи и шесть недель со дня начала сбора средств Добровольный флот уже реально существовал. Срок фантастический для бюрократической машины России времен Александра II.
Через три недели после покупки первых судов Добровольный флот на оставшиеся деньги у той же немецкой компании приобрел пароход «Саксония». Поскольку Нижегородская губерния по сумме собранных денег находилась на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, пароход вскоре переименовали в «Нижний Новгород». Так с самого начала сложилась традиция судам Добровольного флота присваивать названия губернских городов в зависимости от величины их взносов. Это правило неукоснительно соблюдалось до первой мировой войны.
После завершения в июле 1878 года Берлинского конгресса, пересмотревшего условия Сан-Стефанского договора, международная обстановка стабилизировалась, вероятность скорой войны с Англией исчезла. 1 августа того же года купленные суда передали в распоряжение Комитета Добровольного флота для коммерческой деятельности. Поскольку Комитет в силу временного характера своей организации не был приспособлен для руководства хозяйственной деятельностью компании, его преобразовали в Общество Добровольного флота и передали в ведение Министерства финансов. Основная задача общества согласно его уставу, утвержденному 7 мая 1879 года, – эксплуатация судов Добровольного флота в мирное время и их использование в военных целях по требованию правительства.
Работа судов общества началась с операции по возвращению русских войск из Варны и Бургаса в Одессу и Севастополь, которую «Россия», «Москва» и «Петербург» выполнили в 1878–1879 годах. Для «Нижнего Новгорода», переоборудованного в Марселе под тюремное судно, первым рейсом стала доставка на Сахалин 700 ссыльных и каторжников. 7 июня 1879 года он вышел с этими необычными «пассажирами» из Одессы, положив начало регулярным рейсам судов Добровольного флота на Дальний Восток.
В конце 1878 года было принято решение прекратить покупку готовых пароходов, а имеющиеся средства употребить на заказ новых. Первое такое судно, проект которого был разработан на основе чертежей английского крейсера «Айрис», заказали 5 мая 1879 года французской фирме «Форж э Шантье», предложившей самые выгодные условия. Через год оно, получив название «Ярославль» (2005 брт), было спущено на воду, а 10 сентября 1880 года направилось из Марселя в Одессу. Интересно, что турки препятствовали его проходу через проливы, считая корабль из-за наличия тарана и спонсонов для орудий военным судном, что, конечно, соответствовало истине. Сначала крейсер «Ярославль» эксплуатировался в качестве торгового судна и приносил большие убытки. Поэтому в марте 1882 года его продали Морскому ведомству, и под названием «Память Меркурия» он вошел в состав Черноморского флота.
С открытием регулярных рейсов на Дальний Восток (восточная линия) возникла необходимость доставлять грузы в Николаевск-на-Амуре. Так как имевшиеся в распоряжении Добровольного флота пароходы из-за большой осадки не могли туда заходить, общество решило приобрести мелкосидящее судно. Из осмотренных 25 готовых судов ни одно не соответствовало предъявляемым требованиям, и только 5 января 1880 года удалось заключить контракт на покупку находившегося на стапеле фирмы «Лобниц, Коульбон и К°» в Глазго корпус судна. После спуска на воду и достройки пароход, получивший наименование «Владивосток» (1096 брт), 2 марта вышел с грузом угля из Кардиффа в Одессу, а уже 5 апреля отправился в свой первый рейс на Дальний Восток.
В 1880 году в связи с обострением отношений с Китаем для усиления Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала С.С. Лесовского Морское ведомство решило использовать пароходы Добровольного флота. В ноябре в состав этой эскадры включили «Москву» как крейсер под Андреевским флагом, «Петербург» как угольный транспорт и «Владивосток» как госпитальное судно (оба под коммерческими флагами). До вооруженного столкновения дело в этот раз не дошло, и в следующем году все пароходы вернулись к коммерческой деятельности. Этот эпизод интересен тем, что суда Добровольного флота впервые использовались в качестве резерва военного флота.
В 1882 году Добровольный флот понес первую потерю: 7 июня во время пассажирского рейса Ханькоу – Одесса у мыса Гвардафуй (северо-восточная оконечность Африки) разбился на камнях пароход «Москва». Для его замены 25 ноября того же года с английской фирмой подписали контракт на покупку парохода «Микадо». Получив название «Кострома» (3034 брт), он 28 января 1883 года вышел из Глазго в Одессу.
Согласно уставу первой задачей Добровольного флота являлась организация регулярных товаро-пассажирских рейсов между Одессой и портами Дальнего Востока. Помимо чисто коммерческой выгоды эта деятельность обещала принести большую пользу в политическом, военном и хозяйственном отношении. Первые контракты заключили с Министерством внутренних дел на доставку на Сахалин ссыльных и каторжников и с Военным министерством на перевозку во Владивосток солдат и военных грузов. Несмотря на довольно большой объем заказов, деятельность Добровольного флота оставалась убыточной, что объяснялось необходимостью содержать на протяженной восточной линии неэкономичные суда. Для того чтобы поддержать деятельность общества, правительство назначило ему в 1883 году субсидию в виде помильной платы в размере 600 тыс. рублей в год. В марте того же года Добровольный флот передали Морскому ведомству, заинтересованному в его использовании в своих целях.
Государственная поддержка позволила обществу увеличить свой флот: 21 февраля 1884 года состоялось подписание контракта с английской фирмой на покупку парохода «Кинфаунс Касл», который вошел в строй под названием «Москва» (2-я) (3507 брт). Другим приобретением в июне 1885 года стал крейсер Балтийского флота «Европа» (бывший американский пароход «Стейт оф Калифорния», купленный в 1878 году). Он пять лет под названием «Ярославль» (2-й) (1857 брт) выполнял грузовые перевозки, после чего его продали русскому правительству, а то подарило судно князю Черногории.
16 мая 1887 года на Сахалине у мыса Крильон сел на мель и затонул пароход «Кострома», выполнявший грузо-пассажирский рейс из поста Корсаковский в Дуэ. Для восполнения этой потери 25 января 1888 года подписали контракт на приобретение у Англии только что построенного парохода «Порт Кэролайн», которому присвоили наименование погибшего судна – «Кострома» (2-я) (3513 брт). Новый пароход также поставили на регулярную восточную линию.
В конце 80-х годов в мировом торговом флоте появились суда со скоростью до 20 уз. Различие между ними и пароходами Добровольного флота, имевшими скорость 12–13 уз, стало существенным, и руководство общества решило приобрести два так называемых парохода-крейсера со скоростью 18–19 уз.
Контракт на постройку первого из них был заключен 12 февраля 1888 года с известной английской фирмой «Хозон, Лесли и К°». Пароход с названием «Орел» (4528 брт) стал вторым после «Ярославля» судном, построенным по заданию Добровольного флота. При водоизмещении 7980 т он имел длину между перпендикулярами 126,5 м, ширину 14,6 м, осадку 7,32 м. Две паровые машины тройного расширения мощностью 9000 индикаторных л.с. обеспечивали спецификационную скорость 19 уз. Питание их паром осуществлялось от десяти цилиндрических котлов. Нормальный запас угля 765 т. По проекту вооружение состояло из трех 120-мм, двенадцати 75-мм и шести 47-мм орудий, которые в мирное время находились в трюме и при необходимости могли быть быстро установлены на штатные места на палубе. Фирма выполнила задание в оговоренные сроки – в марте 1890 года. «Орел» послужил образцом для остальных «крейсеров», построенных в последующие годы для Добровольного флота.
В сентябре того же года фирма «Хозон, Лесли и К°» получила заказ на второй пароход-крейсер, названный впоследствии «Саратов» (5308 брт). В отличие от своего предшественника новое судно было несколько длиннее и шире. Сдача его заказчику состоялась в декабре 1891 года.
В 1892 году правление Добровольного флота обратилось к правительству с ходатайством о продлении ему субсидии еще на десять лет. Государственный Совет счел возможным его удовлетворить, но выдвинул несколько условий: построить в этот срок четыре парохода-крейсера и два грузовых судна. Уже в мае 1894 года вступил в строй третий пароход-крейсер «Петербург» (2-й) (5336 брт), который хотя и являлся копией «Саратова», но имел увеличенную на 1200 индикаторных л.с. мощность механизмов. Следующие три построенных в Англии в 1896-1902 годах парохода (их обычно называли второй серией) – «Херсон» (6138 брт), «Москва» (3-я) (7267 брт) и «Смоленск» (7270 брт) – по сравнению с первой серией имели бóльшие размерения, лучшую остойчивость, водотрубные котлы Бельвиля, скорость 20 уз и три трубы вместо двух. Любопытно, что Добровольный флот, пытаясь способствовать развитию отечественной судостроительной промышленности, хотел построить «Херсон» в России, однако цена, заявленная Балтийским заводом, единственным заинтересовавшимся этим заказом предприятием, оказалась в два раза выше английской. Поэтому все пароходы-крейсеры построила фирма «Хозон, Лесли и К°», за исключением «Москвы», которую заказали фирме «Клайдбэнк инжиниринг энд шипбилдинг К°».
В январе 1891 года общество продало «Нижний Новгород», которому было уже 34 года, одесскому судовладельцу Д. Ратнеру. На смену ему пришел одноименный пароход, купленный у фирмы «Армстронг, Митчел и К°», расположенной в Ньюкасле. Новый «Нижний Новгород» (2-й) (3130 брт) 4 января 1891 года спустили на воду, и после достройки на нем в феврале подняли флаг Добровольного флота.
В 1893–1896 годах в дополнение к пароходам-крейсерам Добровольный флот построил серию из шести транспортов, которые получили названия «Ярославль» (3-й) (4495 брт), «Тамбов» (4441 брт), «Владимир» (5621 брт), «Воронеж» (5616 брт), «Екатеринослав» (5492 брт) и «Киев» (5566 брт). Они имели скорость 12 уз и экономичные механизмы с цилиндрическими котлами. Суда не несли вооружения и имели по одной трубе, хотя их размеры и архитектура были такие же, как и у пароходов-крейсеров. Строились транспорты в Англии фирмами «В. Денни энд бразерс» (первые четыре), «Хозон, Лесли и К°» («Екатеринослав») и «Дж. Томсон» («Киев»).
Итак, благодаря государственной поддержке Добовольный флот до русско-японской войны реализовал крупную судостроительную программу, увеличив свой состав на 12 новых быстроходных судов, построенных по единым требованиям, и выдвинулся на второе место после Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) среди отечественных пароходных компаний.
Получив весомое пополнение, общество смогло избавиться от убыточных пароходов, приобретенных в первые годы своей деятельности. Покупателем их стало Морское ведомство. В январе 1893 года в Николаеве состоялась передача «Петербурга» (1-го), в ноябре следующего – «России» и в октябре 1895 года – «Москвы» (2-й). Все они вошли в состав Черноморского флота как учебные суда «Березань», «Днестр» и «Прут».
После гибели в июне 1893 года на камнях в Татарском проливе «Владивостока» Добровольный флот 16 февраля следующего года заказал фирме «Хозон, Лесли и К°» мелкосидящий пароход для прибрежных линий на Дальнем Востоке. В январе 1895 года контракт выполнили. В отличие от своего предшественника новое судно «Хабаровск» (1523 брт) имело в два раза более мощные механизмы и увеличенную до 12,5 уз скорость. Оно эксплуатировалось в течение семи лет, после чего в сентябре 1902 года его продали Морскому ведомству и затем зачислили в списки Балтийского флота как транспорт.
Для обслуживания судов в порту Добровольный флот в феврале 1897 года заключил контракт с фирмой «Хозон, Лесли и К°» на постройку буксирного парохода «Сибиряк» (97 брт). Уже в июле новое судно в разобранном виде погрузили на пароход «Орел» и доставили во Владивосток к месту сборки. Однако в 1898 году «Сибиряк» продали только что образованному пароходству Общества КВЖД и перевели в Порт-Артур. Для замены в 1898 году той же фирме и по тому же типу заказали буксир «Диомид» (105 брт). Завершил серию построенный в 1913 году фирмой «Скотт энд санз» также однотипный «Доброволец» (105 брт), получивший приписку к Одесскому порту.
В июле 1900 года Министерство финансов в связи с гражданской войной в Китае приобрело для перевозки войск на Восток недавно построенный английский пароход «Потози», который вошел в состав Добровольного флота под названием «Казань» (6076 брт). Хотя пароход был приписан к Одессе, но плавал в основном в дальневосточных водах.
Таким образом, к началу XX века положение Добровольного флота как судоходной компании значительно упрочилось. Более того, именно пароходам общества принадлежит приоритет в установлении прямых морских перевозок русских товаров на Восток, а с Востока – японских и китайских, в частности чая, доставляемого до этого в Россию на иностранных судах через Лондон. Годовой грузооборот общества к тому времени достиг 176 тыс. т. Возрос также поток пассажиров на восточной линии, однако из-за открытия транссибирской железной дороги он резко сократился. Кстати, Добровольный флот сыграл важную роль в строительстве дороги: в период с 1895 по 1902 год его суда перевезли на Дальний Восток свыше 192 тыс. т разных материалов.
Обострение русско-японских отношений сразу же сказалось на деятельности Добровольного флота. Осенью 1903 года Морское ведомство для укрепления Сибирской флотилии купило два лучших парохода – «Москву» (3-ю) и «Херсон», которые зачислили в списки флота как транспорты «Ангара» и «Лена». Боевые действия с Японией начались для общества с потерь – 24 января 1904 года в районе Пусана японский броненосец береговой обороны «Сайен» захватил «Екатеринослав», выполнявший рейс Владивосток – Одесса. Впоследствии он входил в состав японского флота как вспомогательное судно «Карасаки».
Согласно положению о Добровольном флоте, после начала войны ряд его судов поступил в распоряжение Морского ведомства. Например, в марте и апреле 1904 года во временное пользование военному флоту были переданы «Смоленск» и «Петербург» (2-й), которые затем действовали на торговых коммуникациях противника как крейсеры «Рион» и «Днепр». Это единственный случай, когда пароходы-крейсеры использовались по своему второму назначению, то есть как рейдеры. Но даже и те скромные успехи, которых они добились, противник с помощью политических средств сумел свести к нулю. После окончания боевых действий на обоих крейсерах вновь подняли торговые флаги.
Еще три парохода общества использовались Морским ведомством в качестве госпиталей. В январе 1904 года в состав Тихоокеанской эскадры вошла «Казань». Во время осады Порт-Артура ее потопила японская артиллерия. Этот поднятый после войны пароход затем долгие годы плавал под японским флагом и назывался «Касадо Мару». Шедшие со 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала З.П. Рожественского госпитальные суда «Кострома» (2-я) и «Орел» 14 мая 1905 года в Корейском проливе захватили японские вспомогательные крейсеры «Садо Мару» и «Манзю Мару». «Кострому» вскоре вернули Добровольному флоту, а «Орел» объявили реквизированным и впоследствии продали японской фирме, которая переименовала его в «Кузухо Мару».
После начала войны с Японией Морское ведомство рассматривало вопрос о приобретении в странах Южной Америки крейсеров для усиления формирующейся 2-й Тихоокеанской эскадры. Для доставки экипажей новых кораблей к месту покупки 29 января 1905 года был подписан контракт на приобретение 11 немецких пароходов. Комплектование их командирами и командами возлагалось на Добровольный флот. Хотя фактическим владельцем судов оставался военный флот, после приемки на них поднимали флаг Добровольного флота. Поскольку покупка крейсеров не состоялась, одну часть приобретенных пароходов продали за границу, другая вошла в состав Балтийского флота как транспорты и учебные суда. А «Свеаборг» (бывшая «Ассирия») и «Нарву» (бывшая «Адрия») в ноябре 1905 года купил Добровольный флот, их новые названия – «Екатеринослав» (2-й) (6581 брт) и «Казань» (2-я) (5472 брт). Служба «Казани» оказалась недолгой – 6 апреля 1906 года при выполнении своего первого рейса во Владивосток она погибла в районе Коломбо, наскочив на остатки ранее затонувшего судна.
В 1906 году общество приобрело у Морского ведомства еще два парохода – в сентябре крейсер II ранга «Дон» (бывший «Фюрст Бисмарк»), названный «Москва» (4-я) (8430 брт), и в ноябре транспорт «Лена», которому дали его прежнее наименование – «Херсон». «Москву», оказавшуюся весьма неэкономичной, в 1909 году продали Австро-Венгрии, где она использовалась как плавбаза подводных лодок.
Наступивший во время русско-японской войны кризис в работе восточной линии вынудил руководство общества искать другие возможности для эксплуатации своих судов. В 1906 году открылась новая не только для Добровольного флота, но и для всего русского судоходства линия между Либавой и Нью-Йорком для перевозки эмигрантов. Однако из-за ожесточенной конкуренции со стороны иностранных компаний, давно освоивших это направление, она просуществовала всего два года. Более успешной оказалась деятельность общества на Дальнем Востоке, где в 1907 году открылись новые линии: экспрессная (между Владивостоком и портами Японии и Китая – Нагасаки, Цуругой и Шанхаем) и северная или охотская (между Владивостоком и портами Охотского и Берингова морей). Развитием северной линии стали рискованные рейсы в Нижне-Колымск, успешно выполнявшиеся начиная с 1911 года.
Для обеспечения экспрессной линии современными судами общество 30 сентября 1908 года заключило с германской фирмой «Шихау» контракт на постройку двух малых и трех больших пароходов, способных развивать максимальную скорость 16 уз. Они имели 60 пассажирских мест в каютах 1-го класса, 30 мест – в каютах 2-го класса, а также брали на борт 120 человек в помещениях 3-го класса. Пароходы получили названия «Орел» (3425 брт), «Полтава» (3425 брт), «Рязань» (3433 брт), «Симбирск» (2646 брт) и «Пенза» (2649 брт). Всю серию заказчик получил в августе – октябре 1909 года.
Добровольный флот пополнялся также и за счет случайных приобретений. Так, в мае 1910 года у владивостокского судовладельца П.Ф. Вараввы был куплен по сравнительно низкой цене пароход «Сунгари», в прошлом транспорт Сибирской флотилии. Новый владелец назвал его «Пермь» (4238 брт).
В 1911 году Добровольный флот увеличился еще на два парохода, построенных в Англии фирмами «Суон, Хантер и Ричардсон» и «Армстронг Уитворт и К°» и позже получивших названия «Курск» (6254 брт) и «Могилев» (6377 брт). 23 октября в Одессе состоялось их торжественное освящение. В Норвегии 15 июня заключили контракт на покупку парохода «Проспер», корпус которого имел ледовое подкрепление. Под названием «Колыма» (1457 брт) он участвовал в знаменитых колымских рейсах. 19 декабря Добровольный флот подписал договор на покупку у Русского восточноазиатского пароходства двух новых пароходов «Якут» и «Алеут». Переименованные в «Кишинев» (2327 брт) и «Тулу» (2351 брт), они затем использовались на охотской линии. В феврале того же года общество арендовало у Русско-китайского банка пароход «Сишан» (1293 брт). А через три года он стал собственностью Добровольного флота.
Для обучения команд многочисленных пароходов Одесское училище торгового мореплавания в апреле 1911 года безвозмездно передало обществу учебный парусный фрегат «Великая княжна Мария Николаевна» с железным корпусом (1926 брт). Это объясняется тем, что в феврале 1909 года Добровольный флот передали от Морского министерства Министерству торговли и промышленности, которому принадлежало Одесское училище.
Для охотско-камчатской линии и линии Татарского пролива общество 10 августа 1911 года заказало Невскому заводу шесть товаро-пассажирских пароходов водоизмещением 3750 т, мощностью механизмов 1100 индикаторных л.с. и скоростью 10,5 уз. Проектом предусматривались пять водонепроницаемых переборок и ледовое подкрепление корпуса. Эти суда стали крупнейшей серией коммерческих судов, построенных отечественной промышленностью до революции. Сдача пароходов, получивших названия «Тверь» (2694 брт), «Симферополь» (2696 брт), «Тобольск» (2693 брт), «Томск» (2693 брт), «Эривань» (2693 брт) и «Астрахань» (2693 брт), состоялась в феврале – октябре 1913 года.
В августе 1912 года Добровольный флот пополнился небольшим, переименованным впоследствии в «Ставрополь» (1210 брт), пароходом (сворачивающего свою судоходную деятельность Камчатского торгово-промышленного общества) «Котик», а в октябре заключил контракт на приобретение у фирмы «Дж. Лэнг энд санз» только что построенного парохода «Новгород» (5385 брт). Это судно стало эксплуатироваться на восточной линии, так как с 1912 года общество возобновило регулярные рейсы между Одессой и Владивостоком в связи с оживлением общего пассажирского движения.
Для привлечения пассажиров пришлось, правда, значительно снизить стоимость билетов. В 1913 году флот потерял «Кострому» (2-ю). Выйдя в обычный рейс из Петропавловска-Камчатского во Владивосток, пароход наскочил на камни, впоследствии его корпус разбили волны. В том же году общество продало Морскому ведомству «Смоленск», несколько лет находившийся на приколе по причине убыточной эксплуатации.
Последним довоенным приобретением Добровольного флота стали норвежские пароходы «Цинанфу» и «Чингтуфу», купленные для использования на северной линии. 17 апреля 1914 года во Владивостоке состоялось заключение контракта с их владельцами, и вскоре под новыми названиями «Индигирка» (2336 брт) и «Яна» (2336 брт) они приступили к работе в дальневосточных водах.
Первая мировая война для Добровольного флота началась неудачно: через три дня после вступления в нее России немецкий крейсер «Эмден» захватил в Корейском проливе «Рязань», шедшую с пассажирами из Нагасаки во Владивосток. Вооруженную восемью 105-мм орудиями, немцы затем использовали ее как вспомогательный крейсер «Корморан». 25 июля 1914 года во время стоянки в Коломбо по неизвестной причине загорелась «Пермь», следовавшая во Владивосток с грузом боеприпасов. Для предотвращения взрыва пароход пришлось затопить. Вскоре его подняли и продали. Впоследствии «Пермь» плавала под датским флагом и называлась «Тина». Кроме того, в сентябре Черноморскому флоту передали для использования в качестве транспорта «Петербург» (2-й) по решению, принятому еще до войны.
Для восполнения этих потерь согласно постановлению Совета министров от 16 августа 1914 года Добровольному флоту передали для усиления восточной линии интернированные в русских водах Дальнего Востока немецкие пароходы «Дортмунд», «Сабине Рикмерс» и «Специя». Это приобретение обошлось обществу в 323 тыс. рублей. С новыми названиями «Иртыш» (5236 брт), «Нонни» (4105 брт) и «Сучан» (3781 брт) в годы войны эти судна выполняли экспортные перевозки между портами Русского Севера и США, поскольку с вступлением в войну Турции линию Одесса – Владивосток пришлось закрыть.
В связи с начавшейся войной на суда Добровольного флота распространилось «Положение о военно-судовой повинности». В соответствии с ним Морское ведомство могло без согласия владельцев привлекать в состав военного флота любое судно под русским флагом. К этому времени «Орел» вошел в состав Сибирской флотилии в качестве крейсера. Это касалось в основном пароходов, заблокированных в Черном море: «Саратов», «Херсон» и «Владимир» стали транспортами, а буксир «Доброволец» – тральщиком Черноморского флота.
Чтобы удовлетворить потребности в доставке в Россию стратегических и военных грузов из портов союзных стран, руководство Добровольного флота приняло программу увеличения судового состава на семь единиц. В 1915 году удалось приобрести в Англии пароходы «Пентленд Рендж», «Нарев», «Рио Тиет», «Мотисфонт» и «Санта Бриджида», причем два первых купили только что построенными. Суда переименовали в «Красноярск» (5812 брт), «Каменец-Подольск» (5071 брт), «Омск» (7464 брт), «Вологду» (4784 брт) и «Тургай» (4281 брт). Шестой и седьмой пароходы заказали канадской фирме. Впоследствии их реквизировало правительство США. К сожалению, в распоряжении автора нет никакой дополнительной информации об этих судах.
Неожиданное пополнение Добровольный флот получил от Российского Красного Креста, который в июне 1915 года продал ему за 53 тыс. рублей транспорт «Ангара» – бывшую «Москву» (3-ю). После ремонта пароходу вернули первое название, но уже в следующем году продали Морскому ведомству, которое предполагало его использовать в составе флотилии Северного Ледовитого океана как посыльное судно «Печенга». Однако из-за аварии механизмов оно так н осталось на Дальнем Востоке.
Все последующие приобретения общества в годы войны сделаны при содействии Морского и Военного министерств. Так, в марте 1916 года Морское ведомство реквизировало пароходство графа Г. Кейзерлинга и передало его суда Добровольному флоту, сохранив их названия: «Олег» (1377 брт), «Георгий» (1258 брт), «Эльдорадо» (1201 брт) и «Чифу» (279 брт). В 1916—1917 годах общество приобрело также старые суда Сибирской флотилии: блокшив № 6 (бывший транспорт «Колыма») и транспорты «Тобол» и «Монгугай». Блокшив получил наименование «Витим» (2667 брт), а «Тобол» (3741 брт) и «Монгугай» (1012 брт) ходили под прежними. Наконец, в 1917 году Добровольному флоту передали суда Владивостокской крепости «Взрыватель» (640 брт), «Защитник» (541 брт) и «Пушкарь» (159 брт), которые затем использовались в каботажных перевозках.
В ходе военных действий общество потеряло еще шесть пароходов: «Киев» и «Полтава» разбились на камнях, «Тургай», «Тобол» и «Нонни» потопили немецкие подводные лодки, а «Сучан», выполнявший рейс из Нью-Йорка в Архангельск, захватила подлодка U-48. Большинство остальных судов по согласованию с правительством сдавались во временное пользование (чартер) союзникам для усиления их транспортных средств. К примеру, в конце 1917 года Английское адмиралтейство зафрахтовало на длительный срок «Воронеж», «Екатеринослав», «Каменец-Подольск», «Красноярск» и «Курск». Другие пароходы во время войны выполняли рейсы на Чукотку, Камчатку, побережье Охотского моря, в Николаевск-на-Амуре, Японию, Китай и через Тихий океан в США.
После подписания Советской Россией Брестского мирного договора с Германией Англия и США реквизировали находившиеся в их распоряжении суда бывшего союзника. Весной 1918 года английские власти задержали и передали компании «Шиппинг контроул» «Витим», «Вологду», «Воронеж», «Екатеринослав», «Индигирку», «Каменец-Подольск», «Красноярск», «Курск», «Новгород», «Симферополь», «Тамбов», «Тобольск» и «Ярославль». На всех этих судах, перешедших под командование английских капитанов, подняли торговые флаги Великобритании. В то же время американское правительство арестовало «Иртыш», «Кишинев», «Могилев», «Нижний Новгород», «Омск» и «Тулу», которые вошли в состав компании «Ю. С. шиппинг борд». После поражения Германии и окончания войны США в начале 1919 года вернули все суда прежнему владельцу, а Англия освободила только «Витим», «Индигирку», «Симферополь» и «Тобольск».
В 1919 году правление Добровольного флота, не признав правительство Советской России, издавшее декрет о национализации всего торгового флота, переехало сначала из Одессы в Феодосию, затем в Константинополь, а в 1921 году в Париж. Филиалом парижского правления являлось Владивостокское управление, также стоявшее в оппозиции к новой власти и фактически распоряжавшееся оставшимися под его контролем судами. Накопившиеся за время мировой и гражданской войн долги вынудили руководство общества продать пароходы. В декабре 1920 года в Константинополе пошли с молотка «Херсон» и «Саратов». Первый из них приобрела английская фирма (новое название судна «Претория»), второй – греческая («Берннна»). В следующем году были проданы еще два парохода: «Омск» перешел в ведение англичан («Каланда»), а «Тверь» – итальянцев («Сориа»). В 1922 году английские фирмы купили «Могилев» («Килкредане») и «Орел» («Силвиа»), французская – «Пензу» («Ля Марса II»), норвежская – «Тулу» («Солвикен»), греческие – «Витим» («Петрос Номикос») и «Доброволец» («Керавнос») и японская – «Яну» («Тойокуни Мару»).
После окончания гражданской войны в России советское правительство занялось восстановлением морского транспорта. 11 января 1922 года декрет Совнаркома возвестил о возрождении Добровольного флота на прежних, дореволюционных началах. Необходимо было собрать разбросанные по всему миру пароходы. Руководство флота возбудило судебное дело о возвращении находившихся в распоряжении компании «Шиппинг контроул» девяти судов. Затем удалось договориться с парижским правлением о передаче имевшихся в его распоряжении пяти пароходов Аркосу – вновь созданному Аигло-русскому кооперативному союзу (его еще называли Англо-русским Добровольным флотом). В итоге в 1922 году в состав Аркоса вошли «Владимир», «Иртыш», «Колыма», «Нижний Новгород» и «Тобольск».
Английский суд, рассматривавший в течение четырех дней дело о возвращении девяти пароходов, в апреле 1923 года признал Добровольный флот самостоятельной общественной организацией, не имеющей касательства к правительству СССР, с которым правительство Англии состояло в натянутых отношениях, и постановил возвратить все суда, что и было исполнено. Из девяти судов только «Каменец-Подольск» и «Курск» вошли в состав Аркоса, «Вологду», «Красноярск» и «Новгород» решили продать английским фирмам (их новые названия «Тайдиуэй», «Истуэй», «Кэмбриан Дюшес»), а «Воронеж», «Екатеринослав», «Тамбов» и «Ярославль» вследствие их неудовлетворительного состояния пришлось продать Германии на слом.
Ко времени образования советского Добровольного флота в его распоряжении были только три находившихся в китайских портах под флагами Дальневосточной республики парохода: «Астрахань», «Ставрополь» и «Эривань». Им грозила продажа за долги. Благодаря энергичным усилиям представителей Добровольного флота за рубежом после занятия Красной Армией Приморья во Владивосток вернулись одиннадцать судов: «Астрахань», «Георгий», «Индигирка», «Кишинев», «Олег», «Симбирск», «Симферополь», «Сишан», «Ставрополь», «Томск» и «Эривань». Пять других пароходов, уведенных в ноябре 1922 года адмиралом Г.К. Старком за границу («Взрыватель», «Защитник», «Пушкарь», «Чифу» и «Эльдорадо»), продали китайским и японским фирмам. Таким образом, к середине 1923 года у Добровольного фота имелось 18 пароходов (в том числе семь в распоряжении Аркоса) и буксир «Диомид». В июле в связи с ликвидацией экспрессной линии Черноморскому пароходству продали «Симбирск» (впоследствии «Ленин»). В 1924 году «Кишинев» переименовали в «Память Ленина».
24 июля 1924 года Совет Труда и Обороны утвердил договор между наркоматами путей сообщения и внешней торговли об образовании акционерного общества «Советский торговый флот». В состав нового общества вошли пароходы Госторгфлота и Добровольного флота. Деятельность же самого Добровольного флота с этого момента прекращалась, а его административные структуры подлежали расформированию. Вскоре реорганизация произошла в Аркосе – его суда стали частью Черноморской и Балтийской главных контор Совторгфлота.
Любопытна роль, которую советское правительство сыграло в судьбе Добровольного флота: одной рукой оно как бы возродило общество, а другой – перечеркнуло все его достижения. Использовав вывеску Добровольного флота, удалось собрать и впоследствии обратить в собственность государства торговые суда, построенные на деньги русского народа.
- [1] здесь и далее указана вместимость судов в брутто-регистровых тоннах (брт)
источник: В. В. ЯРОВОЙ «Краткий очерк истории Добровольного флота» // сборник «Гангут» вып.3