Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

3

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты.

 

Поскольку линкор "Андрей Первозванный" участвовал в Моонзудской операции (пролив сделали поглубже), и там и погиб (осчастливив торговцев металлом — "Слава" то поменьше), то последствия продолжают накапливаться. Одни приказы отдаются чуть раньше, другие чуть позже, погибают одни, но выживают другие….

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

В годы Гражданской войны из молодого советского флота выбыло сразу 4 линкора типа "Севастополь".

Первой жертвой стал сам линкор "Севастополь" потопленный 18 августа. При атаке британских катеров, линкор получил два торпедных попадания, не будь экипаж разбалован революционными вольностями, то "Севастополь" при организованной борьбе за живучесть остался бы на плаву. Но, за исключение редких попыток отдельных смельчаков (тех безумцев в ком сохранились еще остатки службы) они смогли задержать поступление воды, экипаж быстро оставил корабль.

Вторым "выбывшим" стал линкор "Полтава" — 24 ноября на нем произошел сильный пожар.

Двум другим линкорам повезло больше — выбыть то они выбыли, но не надолго.

Хотя линкор "Гангут" и был торпедирован, но экипаж остановил поступление воды, и линкор продолжил выполнять боевую задачу. А линкор "Петропавловск" в следствии навигационной ошибки (или по предательству офицеров — есть и такая версия) зацепил днище, но фактически отделался одним испугом. Вот только в условиях больших потерь советского флота, незначительная авария превратилась в различных донесениях, превратилась в серьезную пробоину, из-за которой линкор только чудом не пошел ко дну.

Тем не менее, советский линейный флот показал свою силу вступив в схватку (27 октября около форта Краснофлотский) с британскими кораблями вооруженными 381-мм орудиями (напомним, что это калибр британских сверхлинкоров, в то время как русские линкоры имели 305-мм орудия), и обратил их в бегство. После этого британские надводные корабли предпочли оказывать белогвардейским войска исключительно моральную поддержку — при этом британские самолеты по-прежнему оказывали давление на советские силы. 

Хотя страхи, что молодая советская республика совсем осталась без линейных сил были напрасны — и это не считая находившихся в строю линкоров-броненосцев "Слава" и "Павел-1". Два линкора (линейных крейсера) типа "Измаил" были практически готовы, причем головной "Измаил" (в этой АИ корабли подобного типа заложены на год раньше — авт.)  уже прошел испытания, а "Бородино" как раз должен был их начать проходить. Два других линкора — "Кинбурн" и "Наварин" находились в высокой степени готовности.

Насчет броненосцев все было ясно — убрать и точка! А вот линейные корабли надо было достроить.

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

Вот только как достроить?

С достройкой и комплектованием были большие проблемы, скромно именуемые трудностями…. Промышленность Российской империи и так была не особенно сильной, а тут еще две войны (Империалистическая и Гражданская), убыль специалистов (погибли, эмигрировали). Прибавить к этому голод, разруху в стране, дипломатическую изоляцию — которая могла привести к повторному вторжению, и поэтому нужна была сухопутная армия, в общем дело было не до флота.

С другой стороны, флот показал свою силу (путь в некоторых местах она была приукрашена — но так везде), да и морских кадров в СССР оказалось больше. Ведь флот в Империалистическую войну действовал активнее, благо что корабли позволяли ("Ефстафий" и "Андрей" с 8-ю орудиями + "Потемкин" и "Слава" = двухсоставной линкор), а раз корабли плавали больше, то и экипаж на них рос, кто и по карьерной лестнице. И вот теперь, революционные моряки, агитировали за то, что бы красную революцию нести морем — раз Польша хочет быть барьером, мы барьер то обойдем! Отметим, что у красного флота были не плохие шансы на морское владычество, ведь он имел (на бумаге! причем в различных графах — "есть", "надо достроить", "уведенные") не плохие силы.

4 линкора типа "Севастополь"

4 линкора типа "Измаил"

1 линкор типа "Николай-1"

2 линкора типа "Имп.Мария"

2 сверхлинкора типа "Петр Великий".

3 броненосца "Слава" и Павел"

1 крейсер типа "Рюрик"

Флот достойный что бы занять третье место в мире — на ряду с японским, обогнав Францию и Италию.

Вот только не на гладкой бумаге, было несколько по иному. Уведенные в Бизерту корабли (в том числе 1 линкор типа "Имп. Мария") было решено не возвращать  — испортились они там. Затем, поскольку стране нужны были деньги — хотя бы на поддержание других кораблей, списали броненосцы "Слава", "Павел-1" и крейсера "Рюрик", "Олег" (не был торпедирован). Пошло сокращение и линейных сил — в первую очередь сверхлинкоров "Петр Великий". Собственно готовность самих линкоров, даже если "из двух полугодовых делать один готовый" выражалась в однозначном проценте (т.е. не достигала 10%). Выбирая между поддержанием имеющихся, достройкой и фактически новым строительством, большевики выбрали синицу в руках.

Линкоры тип "Измаил" было решено достраивать (собственно достроить осталось только два корабля)

Линкоры тип "Севастополь" — оставить только "Петропавловск" и "Гангут".

"Севастополь" и "Полтава" — на запчасти.

Линкор "Советская Воля" (Николай-1) было решено достроить, использовав в качестве источника запчастей поврежденную "Императрицу Марию" (а позднее и поднятые механизмы с "Екатерины Великой"). При этом сам корпус "Марии" пока оставить.

***

Кстати, по идее корабли надо переименовать, например так ("Первый удар"):

«Третий Интернационал»  – бывший «Измаил»

«Советский Союз» (МСБМ) – бывший «Кинбурн»

«Знамя Октября» (МСБМ) – бывший «Бородино»

«Диктатура Пролетариата» (МСЧМ) – бывший «Наварин»

«Фрунзе» (МСБМ) – бывший «Полтава»

«Советская Воля» (МСЧМ) – бывший «Император Николай I»

«Марат» (МСБМ) – бывший «Петропавловск»

«Октябрьская Революция» (МСБМ) – бывший «Гангут»

«Парижская Коммуна» (МСЧМ) – бывший «Севастополь»

но душа не лежит их переименовывать, тем более что все равно с 1943 года переименовывать обратно.

***

В РИ. *Первые советские кораблестроительные программы, принятые в 1926, 1929 и 1933 гг., формировались под влиянием теории малой морской войны, что вполне отвечало экономическим и судостроительным возможностям Страны Советов. Достраивались заложенные еще до революции корабли, проходили модернизацию имевшиеся в составе РККФ линкоры. Однако новое строительство предполагалось ограничить лидерами, эскадренными миноносцами, подводными лодками и прочими типами легких кораблей, которые во взаимодействии с авиацией сухопутного базирования должны были громить вражеские флоты, вторгшиеся в прибрежные воды СССР. Предполагалось, что легкие силы, способные за счет своей высокой скорости быстро сосредоточиться в нужном месте и в нужное время, смогут во взаимодействии с авиацией и сухопутной артиллерией нанести комбинированный удар, т.е. одновременно атаковать эскадру тяжелых кораблей неприятеля разнородными силами и тем самым добиться успеха* (Топ-вар. Крейсера типа "Чапаев". Часть 1 История проектирования).

                Такая программа формировалась не только из экономических возможностей страны, но и исходя из способностей  и имеющихся сил. Что у вас есть? — эсминцы, катера, авиация, вот ими и обходитесь. Хотите доктрину крейсерского и/или линейного удара? А крейсера и линкоры для этого удара у вас есть? Нет? А что есть? — эсминцы, катера, авиация. Тогда причем здесь крейсерская доктрина? Вот будут крейсера и линкоры, тогда и посмотрим, а сейчас обходитесь малыми силами.

                Да в 30-х годах, доктрина постепенно стала эволюционировать (вместе с развитием страны). Были заложены крейсера (тип "Киров"), и комбинированный удар учитывал и поддержку крейсеров (проложат путь эсминцам). Самые смелые уже рассчитывали на поддержку новых линкоров. Прошло еще не много времени, и  одновременно с ростом экономики и политического веса страны, "флот защиты берега" (миноносный) стал превращаться в "флот океана" / "океанский флот" (сбалансированный/полноценный).

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

                Теперь же ситуация несколько иная. Конечно, молодой советский ВМФ трезво смотрит на вещи, и понимает что 6 линкоров может то и годятся для линейного удара, но и только. Никаких морских сражений линейных сил — противник банально превосходит нас числом. К этому добавьте морскую школу (империалистического государства и советского государства), опыт, развитую промышленность (противник введет в строй свои поврежденные корабли куда раньше чем мы), и поймете что доктрину "линейного сражения" следует рассматривать как преждевременную. Но с другой стороны линейные корабли есть, и не сильно уступают вероятному противнику в ТТХ. А значит, нашу доктрину можно расширить — все тот же комбинированный удар, но легкие силы идут при поддержке линкоров. Сами же линкоры должны вести бой не в открытом море, а вблизи своих берегов. Другими словами, уже в 1926 году, СССР может позволить себе доктрину 1936 года (естественно с поправкой на оборону).

Что это обозначает на практике?

В РИ *была сделана ставка на «не имеющие аналогов в мире» корабли: первенцами судостроительных программ стали СКР типа «Ураган» с множеством технологических новинок, такими, как новые, не применявшиеся ранее высокооборотные турбины, лидеры проекта 1 с великолепными тактико-техническими характеристиками… А каков итог? Головной СКР «Ураган», кораблик менее 500 тонн водоизмещения строился с августа 1927 года по август 1930 г, и был условно принят флотом в декабре 1930 г — с момента закладки прошел 41 месяц! За 15 лет до описываемых событий на создание линкора «Императрица Мария», гиганта весом 23 413 т, от момента начала постройки и до вступления в строй понадобилось только 38 месяцев. Лидер эсминцев «Ленинград» заложили 5 ноября 1932 г., формально он вступил в состав КБФ 5 декабря 1936 г (49 мес.) но фактически достраивался на плаву до июля 1938 года! В это время как раз начинали сдаточные испытания первые эсминцы типа 7, заложенные в 1935 году…*(Топ-вар. Крейсера типа "Чапаев". Часть 1 История проектирования)

В АИ, у советских инженеров и конструкторов меньше проблем с обороной берега. Если в РИ советские эсминцы должны были гарантированно превосходить противника по ТТХ (в виду того что нас превосходят численно), то теперь задача не стоит так остро (эсминцы и ТК могут действовать совместно с линейным кораблем). Поэтому вместо ставки на новейшее, уникальное, не имеющее аналогов, опытное, сырое (это всем вместе!), ставка на более простое и надежное.

Тем не менее, простое и надежное не появляется вдруг, рабочие и инженеры разом не приобрели опыт работы (хотя бегали не по 3-м линкорам, а уже по 6 линкорам), головокружение от успехов по-прежнему есть (если с простым механизмом все получилось, давайте вот это поставим), не забудем и что финансы не так велики…. В общем проблемы у советского флота с постройкой и доводкой кораблей — под самую крышу (что является позитивной, по сравнению с вышекрышечными проблемами в РИ).  На практике, стройки постройки и доводки легких силы сократится хотя бы в полтора-два раза, "Ураган" принят будет декабре 1928 г, "Ленинград" окончательно в январе 1937 г. Да и "Светланы" ("Украина", "Крым", "Кавказ") раньше вступят в строй.  

 

В 1926 году, новая программа флота стартовала. Докладчик В.П.Римский-Корсаков указал на устаревание линкоров ("Петропавловск" и "Гангут"), и пути коренной модернизации — которая заключалась в превращении линкоров в линейные крейсера. Для этого необходимо было убрать центральную башню и поставить новые котлы (на жидком топливе), переработать носовую часть. По мелочи — модернизация артиллерии (увеличить углы), установка зенитных систем, дальномеры, связь, вентиляция, гидросамолеты…

 

Два варианта модернизации, быстрый и защищенный, против быстрого и сильного.

Основной вариант (быстрый и защищенный) — убираем центральную башню, и вместо нее ставим машины и (трубу заодно). Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

За счет такой модернизации (так же улучшим носовую часть и добавим полубак), увеличивается скорость. Пространство вокруг заполняется 2-4 гидросамолетами, и зенитными установками (100-130-мм).  Поскольку СССР требуется корабль поддержки миноносцев, а не океанский рейдер, то можно освободившийся вес пустить на дополнительное бронирование. При атаке какого-нибудь империалистического конвоя около наших берегов, прикрываемого крейсерами (легкими и тяжелыми) советский ЛКР даст ощутимое преимущество советским эсминцам. В общем, некий аналог  "Тяжелые крейсера проекта 69 или "линкор комбинированного удара" в мире "русского Буонапарте" коллеги Андрея.

или такой

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

Быстрый и сильный. Вспомнил, что башни у меня с круговым вращением (могут совершать оборот на 360 градусов), и место для машин есть — если ограничить углы вращения башен. Да и сами "АИ-Севастополи" имеют дальность больше чем "РИ-Севастополь". Конечно в этом случае дальность плавания не увеличилась (а может еще и сократилась) — но ведь действуем около своих берегов, и большая дальность не нужна. С другой стороны бронирование особенно не усилишь, зато огневая мощь по-прежнему 12 305-мм орудий — достаточно что бы быстро разогнать вражеские крейсера (да и всякие "Шарнохорсты" , "Аляски" будут настороже). Зато меньше можно поставить зенитных пушек. Поэтому, еще два варианта:

Усиливаем переднюю трубу:

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

Усиливаем вторую трубу:

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

Линкоры типа "Измаил".

Здесь можно поработать над носовой частью, усилить ПВО, включить в штат гидроавиацию.

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

Линкор "Воля".

Чуть поменяем носовую часть, так же усиление ПВО, включаем в штат гидроавиацию.

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

Авианосец "Мария".

Долго думал где будет первый советский авианосец, на Балтике ("Полтава") или на Черном море ("Имп.Мария"). При этом пришлось резать осетра, который был за два авианосца.

 

Худо-бедно, СССР к середине 30-х годов становится морской державой — 5 линкоров, 2 линейных крейсера, 1 авианосец, 3 крейсера. А это по идее не должно остаться без изменений на международной арене. Например, почему имея такой флот не помочь Испании?

 

(цитата из книги "Принуждение к войне. Победа будет за нами!")

*Везти в Испанию войска и оружие можно было только по морю. Значит, с Балтики или Мурманска транспортировать сюда, в Сантандер или Бильбао, на север Испании, или через Черное море, Босфор и Средиземное море в Барселону или Валенсию. Северный фронт у республиканцев, как известно, приказал долго жить уже в октябре 1937 года, остался только южный маршрут. При этом что на север, что в Барселону можно было прорываться только отдельными кораблями-блокадопрорывателями, да и те регулярно перехватывали и топили франкисты с итальянцами. Причем топились и захватывались все без разбору, в том числе и советские суда. Потому получилось так, что основной поток оружия в итоге шел через Францию – привезли туда морем, там сгрузили, а оттуда уже посуху – в Испанию. Только французы, несмотря на то, что правили у них тогда разные левые, были еще и членами «Комитета по невмешательству в испанские дела». А значит, захотят пропустить оружие – пропустят, не захотят – не пропустят. Или пропустят с задержкой. Или, к примеру, снимут с самолетов бомбодержатели, пулеметы и прицелы и пропустят их в таком, разоруженном, виде. Короче, сделают так, как им левая нога прикажет. Отчасти из-за этой отдающей проституцией позиции всяких там Леонов Блюмов и прочих деятелей из тамошнего «Народного фронта» Испанская республика и дала дуба, предварительно помучавшись. А ты представь – каково было в те времена везти морем из СССР, скажем, пару полнокровных стрелковых дивизий.

– Представил, ну и что?

– А очень сомнительно, чтобы в СССР в тот момент сумели наскрести столько транспортов, чтобы привезти такое количество войск разом. Даже в 1941-1942-м в тот же Севастополь с Кавказа больше пехотной бригады за раз не возили, да и то с великими проблемами. Один раз, во время второго штурма Севастополя, привезли в четыре приема стрелковую дивизию с танковым батальоном Т-26, да и то Черноморский флот чуть не надорвался. И потом, одно дело Севастополь, от которого до Новороссийска по прямой километров 400, а совсем другое – Барселона или Бильбао, до которых минимум в десять раз дальше. И опять-таки мимо «нейтральных» англичан и враждебных итальянцев. То есть получается, что транспортов тогда не было. И опять же, для того, чтобы прикрывать конвои, нужны боевые корабли, а где их было взять?

– Как где? Уж тут-то мне мозги не пудри! Ведь был же у нас тогда какой-никакой флот!

– Вот именно, что какой-никакой. Что можно было тогда реально послать в дальний поход? На Черном море один линкор, на Балтике – два, и все в середине 1930-х в перманентной модернизации. (сократил — СЕЖ.) Новые эсминцы типа 7 и лидеры начали худо-бедно плавать только к 1938 году, с ужасающим количеством брака и недоделок. Крейсер «Киров», как известно, довели до ума только в конце 1939-го, он еле-еле на финскую войну успел, а его систершипы вошли в строй еще позже. Тогда остается что – три старых крейсера с Черного моря или эсминцы – «Новики»? Так и тех, и других было мало, к тому же у тех же испанцев крейсера и эсминцы были не хуже. Да и не научились советские военные моряки плавать далеко в открытом море в те-то времена. Если помнишь, боевые службы в Средиземном море и других морях-океанах начались только с середины 1960-х, а точнее, после «шестидневной войны» с евреями в 1967-м. Да и ничто был тогда наш флот против тех же итальянцев. Кстати, и у франкистов тогда помимо прочего было два вполне ничего себе тяжелых крейсера – «Канарис» с «Балеаресом». Так что тут мы были практически бессильны. И наши вожди это, похоже, отчетливо понимали, поскольку, кроме четырех торпедных катеров Г-5 да советников, (от которых из-за отсутствия практических навыков особой пользы не было, даже, к примеру, в качестве командиров подводных лодок) ничем в морском плане республике не помогли….*

 

Но, теперь ситуация несколько иная, советский флот по численности превосходит флот Италии, поэтому…. А что поэтому? Советская эскадра из Балтики и Черного моря конвоирует транспорты где есть танки, артиллерия, солдаты (коих еще и на линкорах разметили), пребывает к берегам Испании, шугает итальянцев, немцев, и франкийцев (может даже с потоплением кое-кого). А дальше — уже СССР устанавливает блокаду для франкистов, республиканские войска переходят в решительное наступление. А там год-два, и Советская / Красная Испания (не долго Морокко быть не Красным).

Вот только Сталин предпочитал не делать резких шагов, а посылка линейного флота к берегам Испании, умеренным шагом является с большой натяжкой.

Да и столь активное вмешательство со стороны СССР, будет поддержано разве что Японией. И то из расчета, что в Европе начнется война, а там можно будет урвать кусочек от СССР…. или от европейских колоний. А то что война возможна, причем против СССР — ведь СССР дает прекрасный повод вешать всех собак на него. "Русские творят ужас в Испании", "Коммунизм идет насильственным путем", "Большевики несет мир штыками" и подобное. В такой ситуации, рядом с итальянскими и немецкими кораблями, быстро окажутся корабли Франции и Великобритании. И это (потопление всего советского флота) покажется еще и маленькой проблемой. Стартует новая программа "крестового похода против большевизма", пока "полчища большевиков не поработили Европу", и европейская коалиция (при поддержке Японии) начинает войну с СССР.

Войну можно и избежать — СССР оставляет Испанию по требованию международных сил, но осадочек то останется.

 

Поэтому, программа-минимум.

Советский флот выходит из Балтики, но "Измаилы"  проводят учения в Немецком море, и возвращаются обратно. Гитлер взбешен походом советского флота, и учитывая новые кредиты, бросает деньги на флот. В результате крейсера "Лютцев" и " будут достроены.

 

ЛКР "Петропавловск" и "Гангут" отконвоируют несколько транспортов, за одно проведут эксперимент по перевозке солдат на линейном корабле. Вот только около Испании, советские линейные крейсера не задерживаются, а отправляются на Дальний Восток. Где очень быстро выяснится, что демонстрация флага — это хорошо, вот только с инфраструктурой для этого самого флага не очень. С другой стороны и держать линейные крейсера на Балтике (где и так четыре "Измаила") не с руки. Да и все походы в Испанию, показывают что Балтика запирает советские линейные корабли — и надо думать над созданием океанской базы.

В дальнейшем возможны еще визиты крупных кораблей со стороны СССР, но не надолго. Вот только даже эти челночные визиты, это снижение активности фашистских флотов, т.е. больше кораблей (не только советских) дойдет до Испанской республики. Франкисты могут совершить опрометчивые действия, истолковав 1-2 советских линкора как разведку перед крупным десантом, а значит надо быстрее громить республиканцев. Все эти маленькие изменения, приводят к тому, что гражданская война в Испании затягивается, и окончательно будет завершена в сентябре 1939 года.

 

Между тем, СССР набив руку на восстановлении достройке крейсеров и линкоров, перестройке / достройке линкора в авианосец, на строительстве сторожевиков, эсминцев, решил попробовать силы в создании крупных кораблей — крейсеров и линкоров.

Крейсера тип "Киров" были заложен в 1934 году, и 

Если проект 26 будет трехбашенным,

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

то советские крейсера будут уже не легкими, а тяжелыми (и в артиллерийском поединке будут способны одолеть "Хиппер" или "Могами"). С другой стороны если требуется поддержка эсминцев, атака конвоев — и тут тяжелый крейсер представляется избыточным. Но, если СССР имеет линейный флот  к этому времени уже отодвигает доктрину поддержки крейсеров эсминцами, то оригиналый "Киров" уже и не требуется! Требуется, в качестве полноценного крейсера, что-то близкое к типу "Свердлов"/"Чапаев". Поэтому на "Кирове" и может стоять 12 (3*4) 180-мм орудий.

 

Если проект 26 будет двухбашенным, то как раз для поддержки эсминцев и внезапных атак — ведь от крейсерской поддержки отказываться еще рано (да и линейные крейсера не каждый раз пошлешь). Но две башни на крейсере уменьшает боевую остойчивость крейсера — разом потерять 50% артиллерии, с другой стороны при 2-х башенном варианте можно:

1) увеличить количество 100-мм орудий 10 штук. Получится такой корабль прикрытия (противоминный/противоздушный) — и против эсминцев (которых одиночный 152-мм снаряд не свалит, а вот 180-мм уже хорошечно) и против авиации.

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

2) установить мощные противоминные, а точнее универсальные, 130-мм орудия (5-6 штук).Такой корабль прикрытия, больше противоминный.

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

А после крейсеров, СССР вплотную подошел к тому, что нужен линейный флот. 26 июня 1936 года СНК СССР принял постановление о строительстве «Большого морского и океанского флота». Данная программа естественно не избежала существенных корректировок — причем в сторону уменьшения. Первоначальный план на 16 линкоров был сокращен до 10 единиц. Подумав еще не много, отказались и от "больших" и "малых" линкоров (тип "А" и тип "Б"), сделав ставку на единый тип большого линкора. А то что линкор должен быть большим (больше 35 т.т.), стало ясно после первых расчетов как защиты от 406-мм снарядов, так и при 406-мм артиллерии.

Проект линкора UP,41.

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты12 406-мм орудий, 16 (4*4) 152-мм орудий, и 12 (24 ствола) зенитных установок.

Проект, более ЦКБС-1,

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

был имел спаренные противоминные орудия — 12 (2*6), и 12 100-мм зенитных установок. Таким образом, противоминное и противоздушное вооружение, было сокращено почти в два раза.

Проект линкора КБ-4,

так же как и проект ЦКБС-1, имели 12 152-мм орудий и 12 100-мм. Но здесь конструктора попытались создать счетверенную зенитную установку (100-мм) в кормовой части.

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

В 1938 году, американская делегация представила советской делегации проект линкора-авианосца.

Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты

Все эти проекты были отвергнуты. 

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account