Кораблестроительные программы Российской империи между двумя мировыми войнами

1

Предисловие.

В отличие от уважаемого коллеги Андрея, я не буду оперировать выделяемыми на постройку флота миллионами рублей, так как не имею соответствующего экономического образования. Для меня ближе тоннаж закладываемых кораблей, позволяющий получить общее представление о стоимости кораблестроительных программ АИ Российского императорского флота.

Начнем с доисторического периода. Как известно за пятилетний период предшествовавший Первой мировой войне (с лета 1909 по лето 1914) Россией была начата постройка двенадцати капитальных кораблей, общим водоизмещением в 318370 т, и 10 крейсеров общим водоизмещением в 66260 т. Всего, таким образом – 384630 т, не считая 46 эскадренных миноносцев (около 50000 т), которые я намеренно отпускаю.

Кораблестроительные программы Российской империи между двумя мировыми войнами

А в следующем пятилетии предполагалось заложить еще 16 капитальных кораблей (12 линкоров и 4 линейных крейсера) общим водоизмещением, по моей оценке, в 608400 т, с соответствующим количеством легких крейсеров. Всего примерно 672400 тонн.

Этим цифры и следует взять за основу при вычислении возможностей постройки боевых кораблей Российской империей после ПМВ. При этом надо учитывать, что за предвоенное пятилетие Россия понесла большие расходы на модернизацию казенных судостроительных заводов и постройку новых частных, каковая была включена в стоимость постройки заказанных им кораблей.

***

До Вашингтона.

Первоначальная программа строительства флота, принятая в 1918 году, предусматривала постройку семи линейных кораблей (четырех для Балтийского и трех для Средиземноморского флотов) общим водоизмещением в 246400 т, и восьми легких крейсеров общим водоизмещением в 34000 т. Всего – 280400 т, что значительно уступало довоенным программам. Однако уже в 1920 году эта программа была пересмотрена в сторону увеличения числа линейных кораблей и линейных крейсеров, при полном отказе от строительства крейсеров легких.

Поскольку седьмой линейный корабль первоначальной программы решили строить по новому проекту, с увеличением водоизмещения до 47600 т, то в общей сложности 10 линейных кораблей и три линейных крейсера потянули на 536000 т, что все же было несколько меньше, чем предполагалось построить по программе 1915-1919 годов.  

Вскоре, однако, выяснилось, что два линейных крейсера будут построены по новому проекту, что добавляло еще не менее 10000 т. Уже к 1922 году стало очевидно, что принятая программа превышает возможности России (стоимость кораблей возрастала быстрее, чем рос национальный доход), что заставило отложить планируемую закладку двух линейных крейсеров типа «Россия» на 1924 год, отнеся ее, следовательно, к следующей кораблестроительной программе 1924-1928 годов. Это уменьшило общий тоннаж закладываемых в 1919-1923 годах капитальных кораблей до 447000 т.

Проект разрабатываемой программы 1924 года, помимо двух линейных крейсеров типа «Россия», предусматривал постройку еще двух линейных кораблей и двух линейных крейсеров, предназначавшихся для Средиземноморского флота, общим водоизмещением ориентировочно в 300000 т. Кроме них планировалось построить еще 12 легких крейсеров общим водоизмещением в 102000 т, уменьшив, таким образом, общий тоннаж корабле этой программы, по сравнению с предыдущей, до 402000 т.

Впрочем, отсрочка закладки линейных крейсеров типа «Россия» не была оглашена, и на Вашингтонской конференции 1922 года они фигурировали как планируемые к закладке в течение самого ближайшего времени.

В результате подписанных в Вашингтоне соглашений, по первой послевоенной программе были построены только три линейных корабля (105600 т) и 25 эскадренных миноносцев (41000 т) Всего – 146600 т.

Пост-Вашингтонские программы.

 

1924-1928 годы.

Потери, понесенные казной после прекращения постройки большинства кораблей программы 1919 года, связанные с выплатой неустойки частным заводам (ее общая сумма была озвучена только на закрытом заседании Государственной Думы), вызвали естественное желание ограничить число закладываемых кораблей следующей программы  1924-1928 годов. По этой программе планировалось заказать 10 легких (вскоре ставших называться тяжелыми) крейсеров и 20 эскадренных миноносцев. Распределялись они следующим образом: по 4 крейсера и 9 эсминцев для Балтийского и Средиземноморского флотов, 2 крейсера и 2 эсминца для Сибирской флотилии.  После уточнения тоннажа строящихся кораблей он выразился в цифрах – 99530 т для крейсеров и 25800 т для эсминцев. Всего – 125330 т. (Здесь и далее, в отличие от предыдущей программы, приводятся цифры суммарного стандартного водоизмещения).

Правда уже в 1927 году эта программа была пересмотрена, с добавлением в нее девяти лидеров общим водоизмещением в 24255 т. Итоговый суммарный тоннаж кораблей построенных по этой программе составил  149585 т.

Построено по программе 1924-1928 годов: 10 ТКР, 9 ЛД и 20 ЭМ.

 

            1929-1933 годы.

Попытки сэкономить на строительстве боевых кораблей были продолжены и при разработке следующей программы 1929-1933 годов. При том, что потребность в новых кораблях была исчислена в 10 крейсеров (по 4 для Балтийского и Средиземноморского флотов и 2 для Сибирской флотилии), и 36 эскадренных миноносцев (по два дивизиона для Балтийского и Средиземноморского флотов), было решено ограничиться постройкой для Сибирской флотилии легких крейсеров, водоизмещением в 7300 т. В итоге, общий суммарный тоннаж предполагаемых к постройке кораблей составил 99400 т для крейсеров и 48600 т для эсминцев. Всего – 148000 т.

Но уже в следующем году условия Лондонского договора ограничили число тяжелых крейсеров, которые могла построить Россия, всего одним корпусом («Громобой»).  В итоге программа была пересмотрена: во-первых, так как было уже известно, что строившийся для Сибирской флотилии ТКР «Варяг» переназначен в Средиземное море, был заказан третий легкий крейсер типа «Аврора» для Сибирской флотилии. Во-вторых, в программу для компенсации уменьшения ударных сил были включены два авианосца (один для Средиземноморского флота и один для Сибирской флотилии) водоизмещением по 18200 т, чем был полностью выбран договорной лимит на постройку Россией кораблей этого класса (81000 т)

Для Средиземноморского флота предназначались также четыре легких крейсера водоизмещением по 9000 т, и девять эсминцев. Еще по девять эскадренных миноносцев должны были получить Балтийский флот и Сибирская флотилия. В сумме получалось —   141355 т водоизмещения.

Сразу после принятия этой программы она подверглась резкой критике со стороны нового командующего Балтийским флотом вице-адмирала А. Косинского. Справедливо отмечая нехватку в составе Балтийского флота, после передачи Средиземноморскому флоту тяжелого крейсера «Иоанн Грозный»,  современных быстроходных крейсеров, «беспокойный адмирал» потребовал немедленного усиления своих крейсерских сил. В итоге были выделены дополнительные ассигнования на постройку трех легких крейсеров для Балтийского флота, что увеличивало общий тоннаж закладываемых по программе 1829-1933 годов кораблей до 168355 тонн. Выход ревнители казенной копейки нашли в отказе от постройки девяти предназначавшихся для Сибирской флотилии эсминцев (12150 т), уменьшив, таким образом, планируемый к постройке тоннаж до 156205 т. Но тут надо сказать, что Россия уже начала испытывать на себе последствия начавшегося в 1929 году мирового финансового кризиса, что негативно сказалось на сроках постройки кораблей этой программы.

Построено по программе 1929-1933 годов: 2 АВ, 1 ТКР, 10 КРЛ, 18 ЭМ.

 

            1934-1938 годы.

Как оказалось, после постройки легких крейсеров программы 1929-1933 годов, у России оставалось (даже при сдаче на слом всех крейсеров типа «Светлана» и «Адмирал Нахимов») только 14450 тонн водоизмещения на постройку новых легких крейсеров. Было решено потратить этот тоннаж на постройку двух легких крейсеров для Сибирской флотилии, добавив к ним шесть дивизионов (54 корпуса) эсминцев, по два дивизиона для Балтийского и Средиземноморского флотов, и для Сибирской флотилии. Это позволяло частично вывести в резерв, а частично сдать на слом все быстро устаревающие эсминцы типа «Новик». Общий тоннаж кораблей предполагавшихся к постройке по программе 1934-1938 годов составил 95450 т. Впрочем в особом примечании к этой программе оговаривалось, что быстро осложняющаяся международная обстановка может в ближайшее время привести к полному пересмотру этой программы, с возможным добавлением в нее новых линейных кораблей.

Подписаться
Уведомить о
guest

40 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account