КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА 1.07.1863 ГОДА. ЧАСТЬ II – ФЛОТИЛИИ
Продолжение поста про корабельный состав русского императорского флота в 1863 году. Первая часть про Балтийский флот здесь ‑ Корабельный состав российского императорского флота на 1.07.1863 года. Часть I – Балтийский флот. Более поздние периоды смотреть здесь:
За 1870 — Корабельный состав Российского императорского флота на 1.07.1870 года.
За 1883 год — Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год.
За 1889 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1889 год
За 1895 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1895 год
За 1901 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1901 год
Ну и Балтийский флот, точнее то, что от него осталось в 1905году ‑ Когда шведы были сильнее: Балтийский флот летом 1905
ЧЕРНОМОРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
После Крымской войны совокупные Морские силы в регионе постепенно стали именоваться Черноморской флотилией, от бывшего Черноморского флота в разных портах остались 12 небольших колёсных пароходов, 22 парусных судна и 37 гребных канонерских лодок. Практически все они не имели боевого значения. Положением от 2 декабря 1857 года все паровые и прочие суда, нёсшие службу у кавказских берегов, были подчинены морскому начальству в Николаеве. Этим документом «определился круг деятельности Черноморской флотилии. Она вооружалась ежегодно для содержания военного крейсерства у восточных берегов Чёрного моря, для гидрографических работ, для доставления портам разных грузов и для перевозки сухопутных войск. От неё же ежегодно отделялось одно или два судна на станции в Галац, Константинополь и Пирей. К тому же если была такая возможность корабли и суда флотилии ходили в составе Средиземноморской эскадры. Кроме того на стапелях Николаевского адмиралтейства стояли 135-ти пушечные деревянные парусно-винтовые линейные корабли «Цесаревич» и «Синоп». Первый был спущен на воду в 1858 году, второй годом ранее. Оба корабля в декабре 1858 года, без артиллерии и предусмотренных проектом паровых машин, отправились под парусами из Чёрного моря в Балтийское море.
Посколку у России на Чёрном море отсутствовали суда с паровыми машинами и водоизмещением до 800 тонн, дозволенные конвенцией с Турцие, с Балтики летом 1856 года двумя отрядами отправили шесть вновь построенных винтовых 11-ти пушечных корветов водоизмещением 885 тонн типа «Боярин». После ухода двух линейных кораблей на Балтику корабельный состав Черноморской флотилии ограничился 6 корветами, 9 шхунами, 2 транспортами, 7 пароходами и 5 яхтами. Однако построенные из сырой сосны корветы оказались слабыми по корпусу и механизмам и уже по прибытии в Чёрное море было понятно что они нуждаются в замене.
В Николаевском адмиралтействе находились небольшие деревянные суда — пароходофрегат «Тигр», корвет «Воин», шхуны «Дон» и «Салгир». «Тигр», не вписывался в параметры, заданные русско-турецкой конвенцией поэтому было принято решение считать его императорской яхтой. Не соответствовал ограничительным параметрам и «Воин», поэтому, после спуска на воду в 1857 году, он был переквалифицирован в транспорт. Шхуны «Дон» и «Салгир», водоизмещением в 350 тонн, спущенные на воду в 1857 годы, несколько не соответствовавшие параметрам, заданным в конвенции, всё-таки были включены в состав Черноморской флотилии.
В этом же 1857 году в Николаевском адмиралтействе заложили корветы «Сокол», «Ястреб» и «Кречет». Они строились почти по одинаковым чертежам. Спущенные на воду в 1859-1860 годах, корветы включались в состав Черноморской флотилии постепенно заменяя отправляемые на хранение балтийские корветы, чтобы численность её не выходила за пределы квот. При этом «Сокол» с 1861 по 1863 был временно причислен к Балтийскому флоту, 17 сентября 1863 года корвет вновь вошел в состав Черноморской флотилии, а после крейсерства в составе Средиземноморской эскадры, 6 декабря вернулся в Севастополь. При этом корвет «Зубр» был выведен из состава флотилии.
В январе 1863 года началось очередное польское восстание. В антироссийских кругах Европы возникла идея создания при поддержке Англии польского повстанческого флота на Чёрном море, в задачи которого входило бы уничтожение русских кораблей, а также перевозка польско-турецких отрядов и оружия на Кавказ. Для этой цели было даже закуплено несколько судов. Российское командование, своевременно получившие информацию об этой угрозе, направило к восточному побережью Чёрного моря два корвета под флагом младшего флагмана Черноморской флотилии контр-адмирала Михаила Осиповича Дюгамеля. В течение лета и осени отряд нёс крейсерскую службу, охраняя побережье и торговое судоходство.
Корабельный состав Черноморской флотилии на 1 июля 1863 года.
Начальник вице-адмирал Богдан Александрович Глазенап, как главный командир Николаевского порта.
Боевые корабли в компании: винт.Корв. «Буйвол», «Рысь», «Вепрь», «Волк». Отряд контр-адмирала М. О. Дюгамеля: винт.Корв. «Кречет», «Ястреб».
Кроме того в состав Черноморской флотилии входили:
— причисленные к портам Черного моря, а так же выполняли транспортные перевозки: винт. трансп. «Воин», «Прут», «Суслин», «Тамань», парус. трансп. «Ингул», «Кубань», «Кинбурн», «Ялта», «Лаба», «Дунай», «Килия», «Днестр», «Ренни», «Лиман», «Портица» — как брандвахта в Еникале, винт. шхуны «Анапа», «Бомборы», «Опыт», «Редут-Кале», «Эльборус», «Новороссийск», «Псезуапсе», «Абин», «Салгир», «Дон», «Туабсе», «Келасуры», «Соук-Су», «Чатырдаг», «Алушта», «Аю-Даг» — как брандвахта в Очакове, п/х «Инкерман», пар. императорская яхта «Тигр», бриги «Язон», «Птоломей», «Эней», «Эндимион», «Аргонавт», и другие суда и плавсредства.
— суда выполняющие гидрографические работы: тендеры «Березань», «Буг», «Поспешный»;
— на хранении впортах или проходили ремонт: Винт. Корв. «Удав», «Зубр», парус. трансп. «Феодосия», парус. шхуна «Скучная» ‑ на хранении, винт. шхуна «Пицунда» — замена котлов.
СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
Сибирская флотилия несмотря на удаленность все равно успела поучаствовать в Крымской войне, точнее в Петропавловской обороне, но в основном во время эвакуации гарнизона Петропавловска-Камчатского. В 1855 гарнизон Петропавловска-Камчатского переведен в Николаевский пост, Николаевск объявлен главным морским портом, Камчатская флотилия переименована в Сибирскую, в ее состав вошли транспортные суда и боевые корабли.
Правда с боевыми кораблями было пока не густо, как и с паровыми. Для флотилии в 1856 году в США был построен пароходокорвет «Америка» (единственный кстати корабль такого класса в российском флоте), а так же построена во Франции канонерка «Морж» которая вошла в состав Сибирской флотилии в мае 1862.
Помимо «Америки», были заказаны пароход «Амур», баржа «Лена», механическое заведение, морские и хирургические инструменты, книги, карты и прочее. Так же были закуплены 2 винтовых парохода «Японец» и «Манджур», при том речной пароход «Аргунь» (первый построенный на Дальнем Востоке) уже был списан. Важным делом для подготовки офицерских кадров флотилии стало открытие в 1858 году Мореходного училища в Николаевске.
Кроме того на Амуре и ее притоках находились суда военного ведомства которые формально к Сибирской флотилии не относились, это были речные пароходы «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков» и канонерская гребная лодка. Кстати на Амуре это растяжимое понятие, поскольку сама флотилия базировалась на реке, которая была очень не удобной из-за непредсказуемого фарватера и долгого времени когда на реке был лед. А основные задачи по описанию новых берегов были возложены на корабли Балтийского флота, прибывавшие с 1858 по 1860 год на Дальний Восток в составе, так называемых, «Амурских отрядов». В 1860 году «Амурские отряды» были объедены в самостоятельное соединение — Отряд судов Балтийского флота в Китайском море, а с 1862 года отряд стал называться — Эскадра Балтийского флота в Тихом океане.
Корабельный состав Сибирской флотилии на 1 июля 1863 года.
Начальник контр-адмирал Пётр Васильевич Казакевич – как командир Сибирской флотилии и портов Восточного океана. Базирование на Николаевск.
Пароходо-корв. «Америка», КЛ «Морж». Кроме того в состав флотилии входили: вооруженные п/х «Амур», «Лена», реч. п/х «Генерал Корсаков», «Сунгача», «Уссури», парусн. трансп. «Иртыш», «Байкал», пар. трансп. «Японец», «Манжур», пар. шхуна «Сахалин», парусн. шхуны «Вторая» («Фарватер»), «Первая», «Пурга», «Восток».
КАСПИЙСКАЯ, АРАЛЬСКАЯ И ВАРШАВСКАЯФЛОТИЛИИ
Каспийская флотилия. 10 февраля 1828 г. Россия и Персия заключили Туркмангайский договор, по которому русское правительство получало исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Правда боевых кораблей практически в составе флотилии до 1862 не было, единственными кто мог нести вооружение стали ряд пароходов и то часть свои пушки они оставляли в арсенале на берегу, правда и противников на море у нее не было. Но все таки с 3 июня по 20 августа 1862 г. по внутренним водным системам из Петербурга в Астрахань были переведены две канонерские лодки «Пищаль» и «Секира», а 29 сентября 1862 г. их перечислили в Каспийскую флотилию. Канлодки были вариантом лодок типа «Домовой», но несли 2 мачты и бушприт с косыми парусами. Вследствие спешной постройки по случаю военного времени, имели слабые корпуса из сырого леса, вскоре подвергшегося гниению. С установленной тяжелой артиллерией остойчивость была недостаточной, а качка – размашистой и стремительной. По этому по прибытии в Астрахань на лодках обнаружили течь, и они были ограниченно годны к плаванию в Каспийском море.
Корабельный состав Каспийской флотилии на 1 июля 1863 года.
На 1.07.1863 флотилией командовал контр-адмирал Павел Александрович Перелешин как начальник Бакинской морской станции и капитан порта. Базировалась флотилия на Астрахань и Баку.
КЛ «Пищаль», «Секира», Кроме того в состав флотилии входили: вооруженные п/х «Аракс», «Тарки», «Урал», «Бурлак», «Астара», «Астрахань», «Дербент» п/х «Кура», «Верблюд», паровые баркасы «Быстрый», «Скорый», «Проворный», ТР «Калмык», «Киргиз», «Татарин», «Лезгин». пар. шхуна «Курд», «Бухарец», «Хивинец», «Персиянин», «Туркмен», «Казак», парус. шхуна «Астрахань», «Комар», «Муха». Отчисленные к порту п/х «Волга», «Астрабад», бриги «Ардон», «Мангишлак».
Аральская флотилия. Аральская флотилия была создана А.И. Бутаковым и находилась под его командованием до 1864 г. включительно. Базой Аральской флотилии служил сначала порт Раим (Аральск), а затем — Казалинск. Из-за мелководья и изменчивости фарватера р. Сырдарьи плавание по ней ночью было опасным, и движение происходило только днем. Расстояние от Чиназа до форта Перовского пароходы проходили за 8—14 суток, а обратно — за 12— 20 суток; путь от форта Перовского до Казалинска (форт№ 1) занимал вниз 4— 6 суток, а вверх — 6— 12 суток. Морского противника у судов флотилии не было, но для обстрела берега почти все они несли вооружение в виде пушек небольшого калибра.
На 1.07.1863 флотилией командовал капитан I ранга Алексей Иванович Бутаков 3-й. Базировалась на Казалинск.
В состав флотилии входили: п/х «Перовский», «Обручев», парус. шхуна «Николай». Сдана к порту для исключения из списков флотилии парус. шхуна «Константин», проходили сборку для вступления в строй п/х «Сыр-Дарья», «Арал».
Варшавская флотилия. Самым воюющим подразделением флота стала Варшавская флотилия которая как ясно из названия базировалась на Варшаву.Еще в ходе боевых действий в 1831 г. выявилось важное значение р. Вислы. Оба берега ее на протяжении 431 версты принадлежали России, а выше по течению на протяжении 187 верст служили границей между Россией и Австро-Венгрией. К 1863 г. судоходство на реке велось от австрийского г. Освенцима (он тогда именовался Освецим) до устья реки. При этом пароходное сообщение велось от русского местечка Новый Корчим и выше на 763 версты до Прусской границы.
Поэтому в 1862 г. Морское ведомство отправило на Вислу две роты Гвардейского экипажа для укомплектования Варшавской флотилии. В состав флотилии вошли три парохода, две парусно-гребные канонерские лодки и четыре парусно-гребных катера, правда на середину года они были не все боеспособны. Если интересно как они выглядели, то отсылаю к этому ресурсу http://guardcrew.com/?q=node/288.
Суда флотилии приняли активное участие в боевых действиях в 1863 г. В начале 1865 г. суда флотилии и их артиллерию передали из Морского в Военное ведомство и законсервировали. Приказом по Военному ведомству от 15 октября 1871 г. суда флотилии были проданы с торгов, а орудия обращены в лом.
Командующий капитан-лейтенант Константина Васильевич Небольсин как заведующий частью Гвардейского экипажа в Варшаве. Базирование на Варшаву.
В состав флотилии входили: вооруж. п/х «Висла», гребные КЛ № 1, № 2. воружен. гребные катера № 1, № 2, № 3, № 4, грузовая баржа. Кроме того готовились к вступлению в строй вооружен. п/х «Нарев», «Буг».