Говоря о действиях руководства СССР в 20-30 гг. мы обычно понимаем их политику как обусловленную государственную интересами России- защита интересов страны, расширение влияния, личные стремления тех или персонажей и т.д.
Конечно, мы говорим о том, что это были коммунисты, но в большинстве своем воспринимаем этих людей как членов коммунистической партии образца 60-80 гг., или современных лидеров коммунистов. Т.е. как людей, настроенных весьма прагматически, воспринимающих членство в партии как важный элемент в карьере, а коммунизм как некую отдаленную, абстрактную перспективу, которая если и наступит, то очень нескоро, т.е. не при их жизни.
Между тем, как представляется автору, коммунистическая мировая революция представлялась подавляющему большинству руководителей и значительной части населения СССР как реальная перспектива ближайшего будущего. В этом их убеждали не только рассуждения Карла Маркса и К, а вполне реальные факты, доказывающие жизнеспособность этой теории.
1) Успехи революций в Европе и других странах мира. Во втором десятилетии 20 века прогремели целый ряд успешных революций, которые привели к тому, что власть перешла в руки демократических режимов. Рухнули империи, которые насчитывали целые столетия существования, и занимали огромные территории- Китайская, Германская, Австро-Венгерская, Российская, Османская.
Стало ясно, что успешная революция вполне возможна.
2) Победа коммунистов в России. Впервые коммунисты сумели захватить и удержать власть в стране, несмотря на мощное сопротивление оппозиции и давление мировых держав того времени (интервенция, блокада и т.д.).
Между тем буквально накануне февраля Ленин заявил, выступая на конференции перед сторонниками социализма- мы, старики, не увидим успеха коммунистической революции, но вы, молодые, сможете в ней участвовать.
Т.е. победа коммунизма в России была для них самих мечтой, ставшей реальностью.
И подтверждением того, что возможна коммунистическая революция во всем мире.
3) Популярность коммунистов в мире. В 20-30 гг. значительная, если не большая часть ведущих деятелей мировой культуры, т.е. властителей дум в самых разных областях, были левыми, если не откровенными сторонниками коммунизма. В итоге идеи коммунизма становились все более популярными среди наиболее развитых, думающих людей.
Ярким примером стал Кембриджская пятерка- пятеро представителей английской элиты после получения образования в престижнейшем университете Англии прониклись идеалами коммунизма.
4) Великая депрессия. С точки зрения коммунистов это было не только важнейшее доказательство верности марксизма как экономической теории, обосновавшей регулярные кризисы капиталистической экономики. Главное, что она привела к воплощению в жизнь самых апокалептичесских прогнозов марксистов. Так, в США, которые многие уже тогда считали самими развитой страной капиталистического мира, половина работоспособного населения не имела работы. Миллионы людей реально превратились в пролетариев в самом марксистком понимании этого слова- они не имели никакого имущества, т.е. были нищими. При этом в стране продолжала существовать верхушка в виде богачей, процветала коррупция, бандитизм и т.д. То же самое в той или иной степени касалось всех европейских стран.
Предпосылки для марксисткой революции были налицо. Во многих европейских странах коммунисты стали массовыми партиями.
5) Создание диктаторских- фашитских режимов. В двадцатые-тридцатые годы диктатуры возникли в Италии, Венгрии, Польше, Португалии, Германии, Литве, Румынии. Возникновение этих диктатур коммунисты воспринимали с одной стороны как кризис капиталистического строя, когда капиталисты уже не могут удержать власть традиционными методами и вынуждены обратиться к наиболее жестким мерам. С другой стороны, поскольку, как считали коммунисты, эти режимы могут силой и террором подавить своих врагов, но неспособны решить существующие социально экономические проблемы. Следовательно, вызванное этими проблемами недовольство будет только расти, а безжалостное подавление оппозиции загонит это недовольство внутрь, но не предотвратит его рост, что в конечном счете неизбежно приведет к взрыву, т.е. революции.
Правда существует опасность, что для решения своих проблем эти режиму перейдут к открытой экспансии, что бы отвлечь население от борьбы.
Говоря о российских коммунистах, следует учитывать и их состав.
Ядро коммунистической партии в 20- е гг. составляли либо те, кто вступили в эту борьбу еще тогда, когда этот путь означал участие в рискованной, нелегальной борьбе с крайне неясными перспективами. Или вступление в коммунистическую партию в условиях гражданской войны, т.е. ситуации, когда даже локальный проигрыш (потеря одного города) могло привести к физическому уничтожению всех местных коммунистов. Да и гарантии победы коммунистов не было никакой. В этих условиях ядро партии составляли решительные люди, верящие в победу коммунизма.
Начиная с 20-х гг. ситуация изменилась кардинально. Обычно даже в учебниках нам говорят об этом периоде как эпохе НЭПа- т.е. частичном отходе от коммунистических принципов.
Но при этом забывают что именно в этот период коммунисты получили полный контроль над страной, включая контроль над всеми средствами массовой информации (некоммунистические СМИ были закрыты сразу после Октябрьской революции), книгами, радио, фильмами, мультфильмами.
Полный контроль над СМИ создавал ситуацию, когда идеи коммунизма пропагандировались на всех уровнях, т.е. воспринимались как норма.
Именно в этот период появились детские сказки, как Три толстяка (история о победе революции над олиграхами) и многие другие произведения того же типа, например мультфильм Гуливер (революция среди лилипутов). О ближайшей победе коммунизма говорила и литература, описывающая будущее-фантастика.
Так в Аэлите Толстого один из героев был большевиком, участником гражданской войны в России, и свидетелем победы коммунизма во всем мире.
О том же писал Александр Беляев в ряде своих произведений, и многие другие.
Кроме СМИ, пропагандой этих идей активно занимались такие организации как пионерия, комсомол и т.д., но самое главное- школа, которая в советской России приобрела массовый характер.
Не стоит забывать и другом. В отличие от царской России, с ее сословными привилегиями, в том числе и в сфере образования, когда дети крестьян рабочих в большинстве своем либо оставались неграмотными, либо заканчивали школу в 2-3 класса, т.е. не получали нормального образования, дающего им шанс получить высшее образование и сделать карьеру, в советской России было введено всеобщее бесплатное образование.
Это образование, осуществлявшиеся на базе коммунистической идеологии, так же весьма влияло на сознание людей, особенно молодых. Более того, любой энергичный и решительный человек, принявший идеалы коммунизма (вступивший в комсомол, а лучше в партию) имел возможность получить высшее образование, а затем сделать весьма успешную и выгодную карьеру, заняв должности высокооплачиваемого специалиста или чиновника.
Т.е. для наиболее активных и энергичных людей принятие идеалов коммунизма означало еще и серьезный социальный рост. Ну а эти активные и энергичные тянули за собой и остальных.
Так же следует отметить, что после победы в гражданской войне значительная часть представителей ранее привилегированных классов, имевших в большинстве своем неплохое образование, погибла или эмигрировала. Т.е. количество людей, имевших высшее образование, которое приучает людей критически оценивать полученную информацию и анализировать ее, значительно сократилось. Новая интеллигенция получила образование на основе коммунистических идей и установки на наличие одной, единственно правильной точки зрения.
Так же следует учитывать, что попытки критически оценивать коммунизм в то время были просто опасны, поскольку могли расцениваться как политическая пропаганда против советской власти. Более того, если в двадцатые годы внутри самой партии кипели дискуссии, то с тридцатых гг. такие дискуссии так же стали восприниматься негативно.
Поэтому даже те, кто думал об этом, нередко молчал даже среди близких людей.
В результате, значительная часть населения принимала коммунизм как новую религию, заменяя веру своих отцов новой идеологией.
Причем коммунизм в то время воспринимался именно как мировая революция. Даже герб Советского Союза включал в себя символы коммунистов (серп и молот) на фоне земного шара (т.е. всего мира). Скорое наступление мировой революции провозглашал и гимн того времени- Интернационал (вспомните его первые строчки).
Без учета этой фактора массовой веры в ближайшее наступление коммунизма невозможно понять логику многих событий того времени. Причем верующими выступали и сами лидеры, что позволяет понять логику многих их решений, далекую от понятий прагматизма и выгоды для собственно страны советов.
Именно исходя из этой веры в скорое наступление коммунизма можно понять широкое спонсирование различных коммунистических партий даже в самые тяжелые годы гражданской войны и помощь коммунистам позднее, хотя это вызывало крайне негативную реакцию принимающих стран, ведя к возобновлению торговой блокады.
Так же на ее основе понять принятую Сталиным запрет на сотрудничество немецких коммунистов с либералами и социал-демократами против фашистов (и правых). Ведь с точки зрения приближения революции социал-демократы были опаснее фашистов.
Такие важнейшие политические решения, как курс на сворачивание НЭПа, (уничтожение всей частной торговли и других форм), помогшего развивать экономику, вполне логично с точки зрения построения коммунизма.
Коллективизация была важна не только и даже не столько исходя из экономических соображений, но позволяла превратить мелких собственников (крестьян), т.е. фактически мелкую буржуазию, в сельских пролетариев, т.е. приблизить коммунизм.
Эта же вера объясняет и культ личности- наличие такого культа играла роль компаса в условиях отказа от старых ценностей, поскольку существование вождя, наделенного чертами полубога, гарантировало, что выбранный им курс верен ( не стоит забывать что кроме культа Сталина были культы целого ряда других деятелей меньшего ранга- Ворошилов, Буденый, Молотов)
И массовые репрессии, которые были бы невозможными не только без огромного количества убежденных в их необходимости исполнителей, но и значительной поддержке со стороны населения- ведь та же коллективизация во многом проходила с опорой на местные кадры, и не вызвала таких серьезных восстаний, как Антоновщина или Махновщина.
Эта вера проявлялась и военном деле. Во первых, война представлялась неизбежной именно исходя из идей коммунизма (между тем в 20-е гг. никто серьезно не собирался нападать на СССР, а в первой половине 30- гг. это было просто невозможно по экономическим соображениям).
Во вторых будущая война воспринималась по известному лозунгу как война малой кровью, на чужой территории.
Это идея строилась на том основании, что согласно идеям коммунизма с появлением Красной армии огромное количество иностранных рабочих и крестьян тут же восстанет и нанесет удар в тыл угнетателям. Или хотя бы не будет оказывать серьезной поддержки своим буржуинам в борьбе с коммунистами.
Так же эта вера подкреплялась массовой уверенностью в силе Красной армии- танки, самолеты и прочие.
Именно поэтому первая серьезная война Красной Армии в Европе- финская война вначале велась силами войск одного Ленинградского округа. А зачем больше то?
Неблагоприятное впечатление от этой войны было смыто тем, что Финляндия все таки уступила СССР часть своей территории, а так же захватом целого ряда других территорий- Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии, Прибалтики.
Эти захваты происходили как раз по схеме, которая ожидалась- незначительное сопротивление, и серьезная поддержка снизу. Например в Прибалтике провели референдумы, причем для массовой обработки населения времени у коммунистов просто не было.
Но тем большим был шок от успехов немецких войск в 41 гю
Надо учитывать, что немцам удалось разбить не только значительные военные силы СССР. Сломаны оказались и массовые стереотипы о том, как будет происходить эта война. Стало ясно, что немецкие трудящиеся не спешат перейти на сторону коммунистов. А могущество Красной армии вовсе не так велико, как твердила пропаганда. Известно о том, что информация о разгроме основных сил красной армии и глубоком проникновении немецких войск вызвала шок у Сталина, почти на двое суток отошедшего от дел. Но шок переживал не только Сталин, но и многие другие. В общем, старые идеалы оказались разрушены. Представляется что этот идеологический кризис внес значительный вклад в крах 41 г.
Недаром уже зимой 41 г. и т.д. советская пропаганда начинает делать упор не на мировую революцию, а на патриотизм, исторические традиции и т.д. Заменяется гимн, вводятся традиционные звания и другие символы.
В массовом сознании и даже официальной политике идеи наступления коммунизма в ближайшем будущем как реальной альтернативы существующего развития все больше уходят в область абстрактных теорий. Заявления Хрущева о построении коммунизма в 1980 г. воспринимаются большинством как беспочвенные фантазии. а после его смещения исчезают из официальной идеологии.