1

 

Адольф Гитлер, как и другие диктаторы XX века, мнил себя специалистом во всех областях, способным давать ценные указания по любому вопросу. Как известно, командовал он и конструкторами автомобилей. Надо признать, что его указание о создании «фольксвагена» оставило заметный след в истории автомобилестроения второй половины XX века. Но больше было промахов, и самым крупным – во всяком случае, по размерам – был RSO.

Но вернемся к началу. Сражения 1941–1942 годов на Восточном фронте, конечно, порядком подсократили парк артиллерийских тягачей вермахта: но по-настоящему тяжелым положение немецких войск сложилось поздней осенью 1941 года, когда буквально за несколько дней почти весь автотранспорт встал, застряв в русской грязи. Положение частично удалось исправить, мобилизовав трофейные русские гусеничные трактора, тягачи и исправные танки. Но к весне 1942 года, когда началось таяние снегов, всё опять повторилось. Стало ясно – для бездорожья нужны совершенно другие тягачи, нежели те, которые состоят на вооружении вермахта.

Так как автомобильная промышленность была «по горло» завалена военными заказами, 6-й отдел Управления вооружений создал специальную комиссию под руководством профессора Фердинанда Порше, которая рассмотрела разработанные специалистами завода «Steyr» проекты гусеничного и колёсного тягачей на базе агрегатов полноприводного (4×4) грузовика Steyr 1500А.

Гусеничный RSO (Raupen Schlepper Ost – гусеничный тягач «Восток») получился довольно удачным, а вот колёсная машина под тем же индексом RSO (Rad Schlepper Ost – колёсный тягач «Восток») не получилась: замена обычных колёс огромными спицованными, диаметром 1,5 метра не превратила лёгкий грузовик в мощный тягач. И тут в ход разработок вмешался фюрер, с самого начала следивший за этим работами. Он помнил, как в годы Первой Мировой войны громадные колёсные тягачи Austro Daimler М16 таскали 305-мм осадные орудия. Решив, что подобные автомобили и есть то единственно правильное направление разработок, Гитлер поручил профессору Ф. Порше, которому, как австрийцу, он очень доверял, создать современный вариант впечатлившей его в годы той войны машины. Причём он прямо говорил о необходимости в целях экономии резины использовать цельнометаллические кольца с грунтозацепами.

Итак, конструкторское бюро профессора Порше получило официальный заказ от Управления вооружений на создание тягача с колесной формулой 4×4, а завод «Skoda» в Пльзене — указание готовиться к производству прототипов. Возможно, что это тоже был не случайный выбор: в годы первой мировой разработанные фирмой «Austro Daimler» тягачи выпускались для нужд австро-венгерской армии именно заводами «Skoda» (как и осадные мортиры, которые эти тягачи таскали).

В конструкторском бюро Порше новая разработка получила индекс «175». Согласно «выставленным фюрером вехам» инженеры разработали короткий и высокий (размеры 6220×2300×3065 мм, база – ровно 3000 мм) тягач на огромных металлических дисковых колёcax диаметром 1500 мм. На первых прототипах для облегчения веса в дисках были сделаны отверстия, от которых потом отказались. Благодаря этим колёсам клиренс изделия «175» составил 490 мм.

Колесные тягачи Rad Schlepper Ost. Германия

В соответствии с требованием обеспечения хороших пусковых качеств на «175-й» установили четырехцилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель воздушного охлаждения. Рабочий объем двигателя – 6024 см³, мощность – 90 л.с. при 2000 об/мин. В качестве «пускача» использовалась половинка двигателя «Фольксваген» мощностью 12 л.с. Трансмиссия была достаточно сложной: крутящий момент от двигателя через 5-ступенчатую механическую КПП и раздаточную коробку передавался на ступицы колёс отдельными для каждого колеса карданными валами. Подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах с упорными штангами, образующими с мостами треугольники.

Колесные тягачи Rad Schlepper Ost. Германия

Тягач полной массой в 12 тонн на ровной дороге развивал скорость 15 км/час, а его двигатель пожирал неимоверное количество дефицитного в Германии бензина – 100 литров на 100 км, поэтому бака в 250 литров хватало по бездорожью в лучшем случае на 125 километров. После провалившегося первого показа в октябре 1942 года и представления двух прототипов 4 января 1943 года недалеко от бункера Гитлера «Вольфшанце» самому фюреру – конструкторскому бюро было даже отказано в выделении бензина для дальнейших испытаний!

Колесные тягачи Rad Schlepper Ost. ГерманияКолесные тягачи Rad Schlepper Ost. Германия

Все же Гитлер поддержал своего фаворита, и Порше продолжил работы, несколько улучшив конструкцию. Глушитель из-под рамы перенесли на крышу, изменили передаточные числа в трансмиссии, улучшили форму грунтозацепов, установили за сцеплением гидромуфту Voith 384Т.

И все-таки специалисты из Управления вооружений были прямо-таки несчастны: вопреки их мнению войскам навязывали явно неудачный, слабосильный (мог тянуть всего-то 5-тонный прицеп), тихоходный тягач. Что из того, что он преодолевал брод в 1,18 метра и взбирался на уклон в 33 градуса? Маленькая скорость, большой радиус разворота (14 метров) и большая высота делали его непригодным для использования вблизи фронтовой линии. Но фюрер есть фюрер, и против его мнения пойти никто не решался.

Повторный показ улучшенной конструкции RSO весной 1943 года послужил основанием для заказа серии из 200 шт. К концу года заводы «Skoda» выполнили заказ. Правда, была сделана попытка сократить заказ наполовину, но завод, чувствуя поддержку самого фюрера, письмо из Управления вооружений попросту проигнорировал.

И вот 200 штук RSO готовы. Куда же их отправлять? За 1943 год фронт приблизился к границам Польши, Чехословакии, а здесь дороги были лучше российских, и RSO вроде бы не требовались. Тогда часть тягачей зимой 1944–1945 годов перебросили на запад, в Голландию. Но эти окрашенные в тёмно-жёлтый цвет монстры, которых местное население считало частью какой-то системы тайного оружия, на дорогах показывались редко: для них просто не выделяли бензин. Их пытались использовать в инженерных подразделениях и для разрушения железных дорог. На поле боя несколько RSO появились во время Арденнской операции, где их захватили американцы.

Колесные тягачи Rad Schlepper Ost. Германия

В общем, большинство RSO были брошены немцами на путях отступления и позднее разрезаны на металлолом. Оставшиеся в восточной части Германии машины эпизодически использовались в дорожном строительстве вплоть до 1960 года. В этом же году в Штутгарте нашли один RSO. Этот тягач оставался на территории фирмы «Porsche», и перед приходом американцев кто-то загнал его в находившийся рядом со зданием пожарный пруд. Во время бомбардировки стены рухнули и похоронили тягач. Когда в 1960 году начали расчищать развалины, нашли и останки RSO. Но для восстановления они не годились…


источник: Люциюс СУСЛАВИЧЮС «РАД ШЛЕППЕР ОСТ» // М-Хобби 6-2006

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ser .
29.03.2018 06:43

Интересная статья… 

Интересная статья…   Сложилось   впечатление что  не  всё  от   идеи   получили…  Мет.колёса  это  мельничные  жернова (малейшее  препятствие требует  энергии  для  деструкции иначе  колесо  не  проедет) вот  отсюда   прожорливость по топливу…  т.е. замена  мет.колёс  на  резиновые  кардинально  решит  проблему. Ну  и  компоновка  как то  неэкономична…  двигатель с кабиной  занимают  больше  половины  длинны  машины   при  немаленькой  12т?  массе   

redstar72
Редактор
29.03.2018 07:23
Ответить на  ser.

В доведенном виде могло бы

В доведенном виде могло бы получиться что-то вроде этого:

https://www.trucksplanet.com/ru/catalog/model.php?id=2214

ser .
29.03.2018 18:30
Ответить на  redstar72

Офигеть…  какие  модели 

Офигеть…  какие  модели  строили!  совершенно   не встречал…  как то  зиловская  продукция  более  пропиарена…  жалко  сайт этот  подгружает  картинки  ужасно долго…  

blacktiger63
29.03.2018 14:07
Ответить на  redstar72

А в окончательно доведеном

А в окончательно доведеном дажеть так:

 

NF
NF
29.03.2018 12:15

++++++++++

++++++++++

napoleon_6
29.03.2018 16:41

+++

+++

Ansar02
30.03.2018 03:31

!!! Идея в принципе здравая,

yes!!! Идея в принципе здравая, но исполнение… По сути, армии пытались впарить вместо арттягача — не слишком эффективный транспортный трактор, место которому в артиллерии сугубо пехотных дивизий.

А ещё, автор забыл упомянуть, что провал этой, изготовленной на "Шкоде" машины, чехи гордо объявили своим вкладом в борьбу с фашизмомcool.

Альтернативная История
Logo
Register New Account