Думаю, все знают, что немецкая автомобильная компания Opel, практически всё своё существование принадлежала американскому концерну General Motors (с 1929 по 2017 годы, когда она была продана французскому концерну PSA Group). Однако в начале века она была немецкой и об этом периоде и о машинах, которые были тогда созданы пойдёт речь в этой статье.
Задолго до автомобильной эры, в эпоху кринолинов и паровых машин, возникло предприятие Opel – завод, выпускавший швейные машины. Для середины позапрошлого столетия это были сложные, почти волшебные механизмы, требующие филигранной точности в каждой детали и, как следствие, высочайшей квалификации рабочих-станочников. Из скромной мастерской в переоборудованном коровнике, производство разрослось к концу XIX века в крупный, оснащенный по последнему слову техники завод, чья продукция пользовалась заслуженной славой у потребителей.
Около 1886 года на заводе застучали молотки, зазвенели спицы – началось производство двух- и трехколесных велосипедов. Инициаторами стали пятеро сыновей «отца-основателя» Адама Опеля, увлеченные до фанатизма этим диковинным то ли транспортом, то ли спортивным снарядом. Братья не просто крутили педали, они блистали на велогонках, срывая призы и внимательно следя за новейшими разработками, которые тут же внедряли в собственное производство. Даже кризис 1898 года, обрушившийся на мировую велопромышленность, не смог сломить их энтузиазм. Лишь в 1956 году семейство Опель продало свой велосипедный бизнес немецкой компании №5.
Автомобили Адам Опель презирал, считая их не более чем мимолетной прихотью – «вонючими игрушками для богачей». Справедливости ради, настоящих автомобилей он и не застал: скончался в 1895 году, когда по дорогам пылили лишь неуклюжие «самобеглые коляски», вполне подпадавшие под его определение. Да и велосипеды-то он не слишком жаловал, а их выпуск наладил лишь под напором растущего спроса и соблазном легкой наживы: все же швейная машина, даже самая простая, была куда сложнее велосипеда, в котором, казалось, всего-то две педали да пара-тройка колес.
О лицензионном производстве автомобилей договаривались уже сыновья Адама Опеля – сначала с Фридрихом Луцманном из Дессау, а затем с Александром Дарракком из Парижа. Параллельно они, не теряя времени, набирали в штат инженеров, способных спроектировать с нуля и хороший двигатель, и подходящую для него ходовую часть.
Контракт с фирмой Darracq истек в 1907 году, и ознаменовал начало выпуска четырехцилиндровых автомобилей собственной разработки, с двигателями объемом от 2,5 до 8,6 литров. А с 1909 года в продажу поступила двухместная открытая модель с однолитровым моторчиком всего на 8 л.с., известная также как Doktorwagen – «автомобиль для врача». Машина оказалась на редкость популярной: недорогая и надежная.
В 1911 году на заводе бушевал пожар, уничтоживший предприятие до основания. Восстановление потребовало жертв: пришлось отказаться от подразделения по выпуску швейных машин, но производство автомобилей удалось возобновить достаточно быстро. А с 1913 года на отстроенном заново заводе начался выпуск той самой модели, что представлена в этой статье.
Представленный здесь четырехцилиндровый Opel 14/38 PS не 1913-го, а 1918 года выпуска. На тот момент он считался моделью среднего класса: флагманом производственной программы был шестицилиндровый автомобиль с двигателем объемом 7,8 литра, а самой доступной машиной Opel – полуторалитровая 16-сильная модель с четырьмя цилиндрами. Модель 14/38 PS предлагалась с четырьмя вариантами кузовов, среди которых были и открытые, и закрытые. На наших иллюстрациях представлена версия «дубль-фаэтон» на шесть мест (включая водителя), построенная на стандартной для данной модели колесной базе 3380 мм.
Opel 14/38 PS Double-Phaeton 1918 года:
Двигатель и интерьер:
В военном 1918 году купить автомобиль немецкого производства гражданскому лицу было практически невозможно – почти все, что сходило с конвейеров, уходило на нужды армии, терпевшей поражение за поражением на фронтах Первой мировой войны. Завод Opel даже оказался под французской оккупацией – ненадолго, правда, непосредственно перед капитуляцией Германии, но все равно пострадал и работал вполсилы. Показанная здесь машина впервые была зарегистрирована 22 октября 1918 года, вскоре после этого попала в нейтральную Швецию, где и эксплуатировалась на протяжении всего межвоенного периода. Прежние владельцы отправили ее на прикол лишь в 1939-м. После этого она простояла в заброшенном гараже где-то на севере страны добрых 60 лет, прежде чем в 1998 году ее обнаружил шведский фанат автомотостарины. Он тут же продал редкостный автомобиль обратно в Германию, где его и отреставрировали до нынешнего состояния. На момент обнаружения машины ее счетчик пробега показывал 44 166 км.
Модель 14 оставалась в строю до самого 1924 года, когда производственные мощности фирмы пришлось срочно высвобождать для наращивания выпуска новой и популярной двухместки по прозвищу Laubfrosch – «древесный лягушонок». А под самый конец двадцатых немецкое предприятие приобрел – и присоединил к себе – формально американский, но по сути транснациональный автомобильный гигант.
Источник — https://hymanltd.com/vehicles/6680-1918-opel-14-38-ps-double-phaeton/