Летом 1942 года подводная лодка «Леонардо да Винчи» на достаточно длительное время была выведена из числа действующих (так называемых «фронтботов» по немецкой классификации). Экипаж этой боевой подлодки, добившийся к тому времени весьма впечатляющих результатов, был отстранен от участия в боевых действиях в весьма напряженный и достаточно успешный период борьбы итальянских подводников в американских водах, но не по причине полученных повреждений или проведения планового ремонта механизмов. Чем же была вызвана подобная немилость? Все объясняется просто.
В это время князю Валерио Боргезе — создателю и командиру известной X флотилии MAS — стало тесно в пределах Средиземного моря. В его голове родился план военных действий против морских баз противника в Северной Америке и Центральной Африке. Главными целями атаки этого весьма амбиционного проекта должны были стать Нью-Йорк и Фритаун. Мотивировалось подобное решение созданием базы для расширения сферы деятельности X флотилии.
Для претворения в жизнь этого «трансокеанского» проекта была проведена большая подготовительная работа. Сам автор завиральной идеи совершил длительный заграничный вояж. Боргезе побывал в Берлине, где поделился с немцами опытом морских диверсионных операций, в Париже, где хотел получить в штабе адмирала Деница необходимые сведения о морских базах за океаном, и в Бордо, на базе итальянской Атлантической флотилии, где присутствовал на испытаниях новой техники и на тренировочных занятиях, связанных с планируемыми операциями за океаном. Следует подчеркнуть, что данное турне было совершено в разгар боевых действий, которые вели подразделения X флотилии MAS на различных театрах. В своих мемуарах Боргезе честно признал, что указанная поездка была интересна лично для него.
Он согласился, что совершение подобного путешествия по столицам многих европейских государств (Рим, Берлин, Париж, Мадрид, Лиссабон) в разгар войны удавалось далеко не каждому, и ему очень льстило полюбоваться панорамой Европы в один из самых драматических моментов ее истории.
Князь всерьез считал, что может помочь Германии в ее борьбе за господство на море силами как своих, так и немецких морских диверсантов и штурмовых средств. Хотя его иллюзии должны были бы рассеяться, как дым, еще после одной из официальных встреч в Берлине, где один из высших офицеров немецкой контрразведки — вероятно, полковник Лахузен — сообщил ему, что немцы будут сражаться до последнего, но их игра была проиграна с самого начала, потому что руководство Германии страдало недооценкой морской стратегии. Впоследствии Боргезе признал, что слова этого австрийца произвели на него глубокое впечатление, но даже это не остановило его дальнейших действий.
В сопровождении Фаусто Сестини, офицера связи итальянских ВМФ, Боргезе заявился в штаб немецкого подводного флота в Булонском лесу в Париже. Адмирал Дениц принял его очень любезно и распорядился о допуске итальянского офицера к секретным архивам, где Боргезе в течение нескольких дней сумел собрать интересующие его данные. В донесениях командиров немецких подводных лодок он разыскивал сведения о портах Северной Америки, Бразилии и Южной Африки с тем, чтобы определить, какие именно атлантические базы союзников подходили для атаки специальными средствами. Его интересовали, прежде всего, гидрографические характеристики этих портов и система их обороны.
Маршрут турне князя вполне логично привел его на базу в Бордо. Там среди командиров итальянских субмарин он встретил своих сокурсников — Гросси, Фечиа ди Коссато, Торадо и многих других, у которых не было времени и возможности разъезжать по городам и странам в это сложное время.
В Бордо Боргезе решил заняться проверкой сверхмалой подводной лодки типа СА-2 водоизмещением 12 т. Он хотел удостовериться, сможет ли это штурмовое средство по своим боевым характеристикам выполнить те задачи, которые отводили ему при планировании нападения на заморские базы союзников. Поскольку мини-подлодка СА-2 имела ограниченный радиус действия, она нуждалась в корабле-носителе, который доставил бы ее к объекту атаки. Боргезе, как ему казалось, нашел оптимальное решение этой сложной задачи. Он предложил доставлять СА-2 к месту назначения, закрепив ее на палубе океанской лодки. Вся эта связка была названа «Кенгуру».
Вот тут-то командование итальянской Атлантической флотилии в лице контр-адмирала Полаккини и предоставило в распоряжение экспериментатора «Леонардо да Винчи», на которую почему-то пал столь нелегкий жребий. В сентябре 1942 г. прототип мини-лодки СА-2 был доставлен в Бордо по железной дороге. «Да Винчи», в свою очередь, была модифицирована для ее размещения. С лодки было демонтировано носовое орудие, а на его месте в надстройке смонтировано устройство для транспортировки этого штурмового средства.
Для проведения испытаний в районе Бордо/Ла-Паллис капитан 2 ранга Боргезе принял временное командование «Да Винчи». Эксперименты по отцеплению мини-лодки СА-2 от своего носителя и последующим приятием ее на борт субмарины, несмотря на определенные сложности, прошли достаточно успешно. Боргезе был очень обрадован положительными результатами проведения этих и последующих испытаний. По его мнению, была доказана осуществимость доставки СА-2 к базе противника, где она могла бы проникнуть в порт для атаки судов, а затем вернуться к своему носителю.
Окончательную доводку своего оригинального замысла по использованию «Леонардо да Винчи» в связке с СА-2 Боргезе оставил техническому персоналу итальянской военно-морской базы в Бордо под руководством майора инженерной службы Фену. Князь довольно легкомысленно посчитал, что подготовляемая операция по атаке Нью-Йорка перешла из стадии проекта в стадию подготовки. Однако воплотиться в жизнь замыслу было не суждено…
О причинах отмены задуманной им операции Боргезе предпочел умолчать. По итальянским данным, эта акция была отложена до декабря 1943 года из-за определенных сомнений в надежности мини-субмарины в экстремальных условиях и необходимости более глубокого изучения атакуемых объектов. В качестве альтернативной причины отсрочки операции называлась потребность в длительном времени на доводку «спарки» большой и сверхмалой подводных лодок из-за значительного числа вскрывшихся технических недостатков проекта.
Для иллюстрации «фундаментальности» проработки идеи Боргезе можно привести один интересный факт: команда СА-2 после ее отделения от «Да Винчи» должна была занять свои места в «малютке», добравшись до нее на шлюпке. Эта процедура уже явно смахивала на авантюру, так как могла оказаться успешной только в условиях спокойного моря и без какого-либо противодействия со стороны противника, на что очень сложно было рассчитывать. И это — не говоря уже о трудностях транспортировки мини-субмарины через океан, что позже было доказано при попытке англичан атаковать аналогичными средствами линкор «Тирпиц», а немцев — советский линкор «Архангельск».
Сложной технической проблемой оказалось безопасное расположение мини-подлодки на палубе носителя из-за того, что восемь боевых зарядов весом по 100 кг каждый были расположены в нижней части корпуса мини-субмарины, где они являлись помехой для устройства сцепки. Данная проблема была решена путем модификации СА-2: заряды перенесли в наружный контейнер, крепившийся в верхней части лодки.
Можно добавить, что в конечном итоге модификации были признаны удовлетворительными, и это вдохновило фирму «Капрони» на разработку на основе СА-2 новой модификации мини-подлодки, которая могла бы нести как подрывные заряды, так и боевых пловцов. Проект был окончен только весной 1943 г., были заложены две единицы (СА-3 и СА-4), но времени на их достройку и испытания уже не оставалось…
Что же касается плана Боргезе, то задержку его реализации следует считать вполне объяснимой. Видимо, в командовании итальянского подводного флота нашлись реально мыслящие люди, которые не захотели рисковать боевой океанской субмариной, каких у итальянцев в то время и так оставалось не так много. Многострадальная «Да Винчи» вновь была поставлена на переоборудование и возвращена в исходное состояние.
Модифицированная СА-2, как памятник экстравагантной выходке князя Боргезе, осталась на базе в Бордо, где и была реквизирована немцами после капитуляции Италии в сентябре 1943 г. Технические специалисты Кригсмарине до конца войны так и не придумали, как ее можно было использовать в военных целях.
источник: Николай Баженов «Княжеский эксперимент» // Арсенал-Коллекция № 10’2015
Почтенные коллеги! Эта работа
Почтенные коллеги! Эта работа — моя личная "дыренковщина" в попытке слепить мощную самоходную мортиру "из того что было". Гольный технический авантюризм. Посему кидаться тапками не возбраняется.
С уважением, Ансар.
Были авантюристы и похлеще
Были авантюристы и похлеще Вас!
В 1918 году французы на базу шасси танка фирмы Saint-Chamond устанавливали артиллерийский триплекс: — 220-мм гаубицу фирмы Saint-Chamond (obusier de 220 Saint-Chamond); — 280-мм скорострельную мортиру фирмы Schneider (mortier de 280 TR Schneider); — 194-мм пушку фирмы Filloux (canon de 194 GPF Filloux).
На фото 280-мм мортира Шнайдера. На май 1940 года французы имели их вроде 26.
Вот она в хорошем ракурсе, упоры видны.
А вот на том же шасси 194-мм пушка из французского триплекса. 1940 год, Немецкий солдат фотографируется на фоне трофея.
Ну, ежели шасси тянет —
Ну, ежели шасси тянет — почему бы и нет? Всё лучше чем в разобранном виде тракторами таскать. Правда, с таким шасси, скорости перемещения на уровне ПМВ.
Для французской армии
Для французской армии потенциальный ТВД после Версаля — Бельгия и северная Франция.
Плотность обустроенных автодорог в "условной" Фландрии — на 2 порядка выше, чем в Белоруссии 1939 года. Даже комментировать не надо.
По
немецкимбельгийско-французским автобаном эти самоходные носители орудий крупного калибра будут бегать относительно быстро…Ну и кто после этого будет
Ну и кто после этого будет оспаривать нижайший уровень военной науки СССР того времени? У армии нет тягачей под пушки, а она тратит силы и средства на игру в Звездные войны.
Это же все уровень фантазий середины ПМВ. На дворе уже давно танковые армии стучатся, а они крепости штурмовать планируют. Бедные хлопцы замки не грабят, грабят исключительно богатые! Неужели такая простая истина не смогла пробиться сквозь сумерки сознания наших "генералов"?
Это говорит в первую очередь
Это говорит в первую очередь о непроффесионализме и о стойком нежелании учиться.
Отсюда поверхностная оценка необходимости тех или иных видов вооружения, неумение расставлять приоритеты и ошибки в формировании ТТТ.
Проще говоря, наши высокопоставленные дилетанты хотели всего и сразу, причём с самыми наилучшими ТТХ, не умея при этом выделять приоритеты. Поэтому невеликие конструкторские силы распытялись по массе проектов из которых усиленно "пилились" наиболее солидные — в ущерб наиболее необходимым.
"Неужели такая простая истина не смогла пробиться сквозь сумерки сознания наших "генералов"?
Тухачевский был человеком бездарным, малообразованным (для своей должности), но крайне впечатлительным и увлекающимся любыми техническими новинками, активно поглощая эти "вбросы" из популярных западных журналов. И чего ещё можно было ожидать от человека, который вместо того чтоб "академии заканчивать" читал исключительно "мурзилки" с картинками? Он даже не понимал, что его бурная фантазия лишает армию самого необходимого и просто транжирит казну и интеллектуальные ресурсы.
Аналогичная мысля посещала,
Аналогичная мысля посещала, кстати…
Только еще думалось развернуть мортиру (по типу расположения орудия на САУ "Арчер").
Тем не менее идея неплохая, в особенности, если не переделывать готовые танки, а перепрофилировать ХПЗ на выпуск тяжелых САУ вместо базового танка года этак с 1936-37-го (все равно серийное производство в реале до 1939-го было).
По поводу этого:
Противотанковые пушки, кстати, отличались неплохой баллистикой, что позволяло вести огонь по амбразурам, кстати. Ну и вообще, если сравнивать с теми-же французскими В-1 (на момент проектирования французского "бронехода") — набор вооружения примерно аналогичен, как и подвижность. Так что при всех недостатках отечественный "монстрик" вполне в тренде…
Хотя лучше уж САУ, тут я согласен….
Совершенно верно, почтенный
Совершенно верно, почтенный коллега.
Вести огонь по амбразурам всё-таки лучше из более солидного калибра. Не зря итогом испытаний наших новых тяжёлых танков на Линии Маннергейма стал отказ от второй башни с "сорокапяткой" (СМК, Т-100) в пользу создания вооружённного одной лишь 152 мм гаубицей КВ-2.
++++++++++
В теории все это
++++++++++
В теории все это интересно, но вот что точно так же всее это будет на практике я сомневаюсь.
Спасибо.
Спасибо.
А по ДОТ-ам все-же интереснее
А по ДОТ-ам все-же интереснее вариант со 152-мм орудием с баллистикой БР-2…
Всё-таки, бронированная СУ-14
Всё-таки, бронированная СУ-14 со 152 мм пушкой — скорее заточена на стрельбу прямой наводкой. С этим у РККА имелись определённые проблемы. Из 203 мм Б-4 стрелять прямой наводкой допускалось, но было крайне не желательно из-за чрезмерной реакции. Из 280 мм Бр-5 стрелять прямой наводкой (и вообще с небольшими углами возвышения) было прямо запрещено (могла просто перевернуться).
Самоходная 280 мм АИ мортира — это именно классическая мортира. Кстати — на её шасси при желании можно поставить любую из артсистем РИ тяжёлого триплекса (152 мм пушку, 203 мм гаубицу, 280 мм мортиру).
Именно так. Причем этот
Именно так. Причем этот вариант (с сплошь забронированной рубкой) — по сути импровизация, основная самоходка предпрлагалась на шасси КВ (у Пашолока в книге "САУ на базе КВ" есть про неё инфа).
Орудие БР-2 на дистанции 1,5-2 км. засаживало снаряд в ж/б на глубину ок. 1,5 м., что с учетом последующего взрыва, гарантировано пробивало стену ДОТ-а.
Согласен, но ту есть ещё
Согласен, но ту есть ещё такой нюанс — у столь мощных пушек ресурс стволов небольшой. Гаубичные стволы намного живучее.
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал!
Концепция "сделать из двух не особо полезных вещей одну, но зато очень хорошую!" мне понравилась
На все 36 танков Т-35 выпуска 36-38 года (+ 6 танков 1939 года) 280-мм мортир не хватит.
Францией было поставлено всего 26 штук. На 1 ноября 1936 года в РККА имелась 21 мортира. Так что хватит только на 2 полка по 9 орудий (или 3 дивизиона артиллерии большой мощности 6-ти орудийного состава, как в реальной истории).
Получается остается 18 (24) танков Т-35 для апгрейда
Вам спасибо за отзыв,
Вам спасибо за отзыв, почтенный коллега.
"280-мм мортир не хватит"
ИМХО — на всякий "особый" случай и упомянутых в статье 12 таких самоходок для 30-х годов вполне достаточно. Для начала. Если сочтут необходимым сделают ещё — на рубеже 30-40-х новая 280 мм мортира в ограниченную серию пойдёт. Это-ж только средство экстренного усиления.
"Получается остается 18 (24) танков Т-35 для апгрейда"
Неа! Переделывать Т-35А в САУ ИМХО не стоит. Что успели выпустить — пущай на парадах красуются. Просто с 36 года на тех же мощностях сразу выпускаются САУ ВМЕСТО танков.
А ещё — эта 280 мм САУ лишь дополнение к 203 мм АИ САУ из предыдуще-давнишней АИ. Так что, снижать выпуск шасси ХПЗ не придётся.
Как второй возможный элемент
Как второй возможный элемент дуплекса на базе Т-35 — британская гаубица калибром 234-мм.
Три орудия применялись РККА в ходе Зимней войны 39-40 года.
С этой гаубицей произошла интересная история. РИ было заказано 44 орудия и боеприпасы к ним. Фактически было получено только 4 орудия и непропорционально большое количество снарядов. Учитывая, что стоимость 400 снарядов сопоставима со стоимость самого орудия — в АИ СССР мог купить некоторое количество гаубиц у эксплуатантов (США, Великобритании и доминионы, Бельгии).
Ага. Я тоже спарва на неё
Ага. Я тоже спарва на неё замахивался, но, потом передумал — и мало их совсем и калибр не стандартный и бесперспективный для РККА.
234-мм гаубица очень хорошо
234-мм гаубица очень хорошо вписывается в концепцию. Масса ствола 3100/4400 кг, промежуточное положение между 203-мм Виккерса (2900 кг) и Б-4 (5200 кг). А ведь снаряд 234-мм в 1.5 раза тяжелее 203-мм!
При наличии большого запаса дармовых снарядов есть смысл докупить еще пол-дюжины стволов и создать полк (9-ти орудийный). А может быть и на 2 полка замахнутся получится. Экономический резон я уже указал.
Ходовая у вас хрюкнет от
Ходовая у вас хрюкнет от такой отдачи…
На ходу не стреляем. А токмо
На ходу не стреляем. А токмо либо с поддона любыми зарядами, либо с шасси при выключенной подвеске самым малым зарядом. Ходовой ничто не угрожает.
Интересно, какая отлача у
Интересно, какая отлача у "Пиона"?
А какая разница? Он всё равно
А какая разница? Он всё равно так же только с упоров стреляет.
У Тухачевского не хватило
У Тухачевского не хватило мозга развернуть мощную армаду речных канонерок с калибром 14д и 16д. Никаких проблем с подвеской, трансмиссией, гусеницами, движками…
А если бы Ему попалась на глаза картинка с Эребусом? Тогда…
Грабин и Дурляхер кидаются на доведение крупнокалиберного наследия отсталого царизма.Производят самые мощные гаубицы в мире. И мортиры. В 39 году на ладожском и балтийском флангах линии Маннергейма встают на якорь эскадры сталинских канонерок, которые за пару дней сносят в пыль по 5-10 км вражеских укреплений и дивизии Мерецкова проходят вглубь как нож сквозь масло, обходя упирающийся центр белофинских позиций. Это Канны.
Людоеды Маннергейм, Койвисто, Рюти повешены финскими трудящимися. Народ советской Финляндии возглавляет Куусинен. Андропов — зам. Хельсинки переименован в Северосталинск, Турку в Новомолотовск. Гитлер озабоченно чешет свою полуарийскую репу и трусливо высаживается в Англии.
Ну неняю… речные суда ИМХО
Ну неняю… речные суда ИМХО слишком уязвимы и для авиации и для сухопутной артиллерии.
Сталинские соколы надежно
Сталинские соколы надежно прикроют героические канонерки от финских стервятников.
К тому же. Если канонерки слегка бронировать, то только пикировщики смогут нанести вред, а их у финнов…
Если попробует выдвинуться парочка финских броненосцев, то с ними по мужски поговорит линкор Марат.
И главное калибр. Меткие сталинские канониры будут мочить белофиннов вне радиуса действия финской полевой артиллерии.