Князь последний
— Прошу вас господа, проходите, устраивайтесь удобнее. Разговор у нас будет довольно продолжительный и весьма содержательный.
Несколько смущенные таким вниманием со стороны столь известного государственного деятеля Михаил Николаевич Беклемишев, Иван Семенович Горюнов, Михаил Петрович Налетов, Константин Петрович Боклевский и Борис Михайлович Малинин прошли в большой кабинет адмирала Романова.
— Господа, я сожалею, что с нами нет Ивана Григорьевича, царствие ему небесное. Ведь вы знаете, что после него не осталось ни учеников в этой специфической области, ни теоретических работ, методик, расчётов или объяснительных записок. Только готовые корабли и их чертежи. Поэтому теорию придется творить нам.
Мне хотелось бы предоставить Вам, господа, этакую выжимку из того, что нам предоставила разведка. Прошу Вас рассмотреть внимательно. Усредненный тип германской подводной лодки образца 1916 года.
Обратите внимание, введено разделение лодки на отдельные отсеки, сообщающиеся между собой при помощи герметичных люков. Скажу больше, господа. Управление осуществляется из единого центра, а боевое управление выделено в отдельный пост. По сравнению с нашими подлодками, все выверено воистину с германской точностью. Но слепо копировать мы не будем. Сейчас принесут чаю, и мы в муках разработаем тот единственный план действий, который и будем осуществлять…
Выписка из постановления Особого совещания при Морской Технической Комиссии:
… Подразделить все подводные суда на четыре основных группы:
1. Прибрежные – для обороны гаваней и водных районов в пределах 30-мильной зоны.
2. Морские – для действия в морях, омывающих пределы Российской Империи.
3. Океанские – для дальних походов в составе соединений и/или одиночных операций в отдаленных районах океана.
4. Минные заградители – для постановки скрытых оборонительно-наступательных минных заграждений. Формируются на базе пп. 2 и 3.
… Применительно к конструкции подводных судов пользоваться следующим правилом. Подводные лодки прибрежного действия могут быть однокорпусными или полуторакорпусными. Остальные – двухкорпусными…
Обводы легкого корпуса должны быть наиболее устроены для подводного движения…
Аккумуляторные батареи размещаются не менее чем в двух отдельных отсеках и имеют дожигатели водородной смеси безопасной конструкции… Допускается введение отдельного дизель-мотора для зарядки аккумуляторных батарей…
Подводное судно должно находиться под водой без движения до 24 часов. При движении со скоростью подводного хода 9 узлов – 1 час. При движении со скоростью 3 узла – не менее 6 часов. Допускается установка отдельных электродвигателей малого хода, допускающих движение со скоростью не более 1,5 – 2,5 узлов в течение 9 часов…
Первенцем новой программы подводного судостроения была заложенная в августе 1920 года «Акула-II».
По сравнению с предшественницей лодка получила два независимых дизель-мотора и один главный гребной электродвигатель. За счет лучшего расположения в корпусе главных механизмов удалось выделить дополнительное жилое пространство. Впервые в истории подводного флота РИ на лодке установили 533-мм торпедные аппараты. Была отработана конструкция носового отсека убежища, где находились запасные баллоны со сжатым воздухом, носовой люк, механизм отдачи носового буя. Появилась возможность эвакуироваться через торпедный аппарат. Внешне лодку отличали плавные обводы рубки и несколько измененные носовые и кормовые оконечности.
Одновременно для Черного моря спроектировали лодку УАГ (Усовершенствованный Американский Голланд). Лодка стала двухвальной, с новым кормовым крестообразным оперением, полуторакорпусная и оснащалась поперечными водонепроницаемыми переборками. В носу были установлены шесть 457-мм торпедных аппаратов. Однако из-за перехода на новый калибр 533 мм постройку серии сочли ненужной, т.к. количество новых ТА уменьшалось до четырех. Запасных торпед четыре.
Несколько позже была перестроена в опытовую лодка «Нарвал». На ней изменили расположение некоторых внутренних помещений, смонтировали новые ТА и увеличили количество аккумуляторных батарей. Стоимость перестройки, однако, была очень высока и поэтому такая переделка более не повторялась.
Основным типом подводных лодок на Балтийском, а затем и на остальных флотах, стал «Усовершенствованный Барс». Двухкорпусная конструкция имела измененные обводы легкого корпуса, более мощные главные механизмы, оригинальную систему работы одного дизеля на два гребных винта. Аккумуляторная батарея помещалась в четырех отдельных отсеках. Торпедные аппараты калибра 533 мм, общим числом шесть, и два орудия калибра 40 и 76,2 мм являлись основным вооружением лодки.
Впрочем, уже в 1926 году на испытания вышла опытовая подводная лодка «Макрель». Главные двигатели имели необычную конструкцию, позволявшую сводить уровень вибраций почти к нулю. На испытаниях лодка достигла скорости подводного хода 14 узлов. Скорость экономического надводного хода была не более 9 узлов. Вооружение составляли шесть 533-мм торпедных аппаратов. Запасных торпед также шесть.