Клим Жуков. Малые десантные корабли на воздушной подушке Проекта 12322 «Зубр». СССР/Россия

8

К 1970-м годам в Советском Союзе был накоплен колоссальный опыт постройки и эксплуатации боевых судов на воздушной подушке. В частности, был запущен в серию крупнейший в мире десантный корабль «Джейран» проекта 12321, который мог развивать скорость в 50 узлов и нести до 200 человек десанта или 2 основных боевых танка. Концепция оказалась столь удачной, а опыт использования – столь многообещающим, что флот заказал ещё более мощный и грузоподъёмный корабль этой же серии.

Первые действующие суда на воздушной подушке (далее – СВП) были построены в СССР в 1932–34 годах по проекту конструктора В. И. Левкова. Военные специалисты оценили преимущества кораблей такого рода – огромную скорость и амфибийность, что гарантирует их гибкое тактическое применение. Благодаря двусредному движению (по воде и суше) СВП получили развитие в качестве десантных средств, так как могли выбираться на берег, что делало возможным непосредственное десантирование техники и личного состава.

Содержание:

Как «Джейран» превратился в «Зубра»

К 1970-м годам в Советском Союзе был накоплен колоссальный практический опыт проектирования, постройки и эксплуатации боевых судов с динамическим принципом поддержания (воздушной подушкой) – в частности, уже давно использовались десантные корабли типа «Скат» и «Кальмар». Кроме того, был запущен в серию крупнейший в мире десантный корабль «Джейран» проекта 12321, который мог развивать скорость в 50 узлов и нести до 200 человек десанта или 2 основных боевых танка. Концепция оказалась столь удачной, а опыт использования – столь многообещающим, что флот заказал ещё более мощный и грузоподъёмный корабль этой же серии. Заказ принял коллектив НПО «Алмаз», и в 1978 году начались работы над проектом 12322, получившим название «Зубр». В общепринятой классификации подобные боевые средства имеют обозначение МДКВП – малый десантный корабль на воздушной подушке. Хотя прилагательное «малый» в данном случае – не более чем особенность системы учёта.

 Предшественник «Зубра» – малый десантный корабль на воздушной подушке «Джейран» Источник: warfiles.ru


Предшественник «Зубра» – малый десантный корабль на воздушной подушке «Джейран»
Источник: warfiles.ru

Новый «малый» десантный корабль должен был нести зенитную артиллерию, установку РСЗО для поддержки высадки и, собственно, вариации десанта:

  • 3 основных боевых танка общей массой 150 тонн;
  • 10 БТР общей массой 131 тонна и 140 человек;
  • 8 БМП;
  • 8 плавающих танков;
  • до 500 человек пехоты без техники.

При этом его скорость должна была составлять 60 узлов, что на 10 узлов больше, чем у «Джейрана». Проектная задача была выполнена с блеском, и головной корабль серии сошёл со стапелей в 1986 году. Испытания длились до 1988 года, когда «зубры» пошли в серийное производство.

 «Зубр» на полном ходу Источник: wikipedia.org


«Зубр» на полном ходу
Источник: wikipedia.org

«Анатомия» «Зубра»

Корпус корабля выполняется из алюминиево-магниевого сплава с высокой стойкостью к коррозии. Главный силовой набор осуществляется на прямоугольном понтоне, обеспечивающем также непотопляемость судна. Продольные переборки разделяют корабль на три отсека: два бортовых – для размещения машинных установок, экипажа и десанта; центральный – для танков или иной техники.

Главная энергоустановка (ГЭУ) комплектуется пятью газотурбинными двигателями ГТД-8000, два из которых служат для обеспечения подъёмного комплекса, включающего в себя четыре осевых нагнетателя НО-10. Ещё три двигателя обеспечивают движение посредством воздушных винтов изменяемого шага АВ-98 диаметром 2,5 м. Системы корабля обслуживает энергетическая станция, состоящая из четырёх газотурбогенераторов ГТГ-100 суммарной мощностью 400 кВт.

Гибкое цилиндрическое ограждение для удержания воздушной подушки изготавливается из прочнейшего прорезиненного материала, включает в себя отдельный ресивер, навесные детали и имеет высоту 2,7 м. Форсированная скорость корабля превышает 60 узлов, а крейсерская – достигает 55 узлов. Автономность «Зубра» составляет 5 суток.

«Зубр» отлично управляем, обладая абсолютной манёвренностью для преодоления узостей ландшафта при выходе на берег. На курсе корабль ведёт автоматизированная система «Флора-32». Управление движением «Зубра» и всеми его средствами является весьма гибким и имеет следующие режимы:

  • централизованное дистанционное;
  • дистанционное автоматизированное;
  • автоматическое.

Управление может осуществляться с главного командного пункта, центрального поста управления или выносных пультов через комплексную систему. Мореходность «Зубра» сохраняется при гарантированном использовании всех типов вооружения при волне высотой до 2 м и скорости ветра до 12 м/с. Противовоздушная оборона корабля обеспечивается двумя бортовым установками 30-мм шестиствольных пушек АК-630М. Кроме того, в наличии имеется четыре ПЗРК «Игла». Работа артустановок управляется системой обнаружения и сопровождения целей МР-123-01.

 Зенитные пушки АК-630 на борту «Зубра» Источник: arms-expo.ru


Зенитные пушки АК-630 на борту «Зубра»
Источник: arms-expo.ru

«Зубр» уверенно поддерживает десант огнём – роль главного калибра играют две установки РСЗО А-22 «Огонь», каждая из которых имеет 22 ствола калибром 140 мм и боезапас из 66-снарядов различных типов. Прицеливание и управление огнем РЗСО осуществляется с помощью дальномерно-визирного прибора ДВУ-3-БС. Кроме того, «Зубр» может выступать высокоэффективным минным заградителем, принимая на борт до 80 мин различных типов.

 «Зубр» на берегу с выключенным нагнетателем и опущенной десантной аппарелью. Видна установка РСЗО «Огонь» Источник: militaryrussia.ru


«Зубр» на берегу с выключенным нагнетателем и опущенной десантной аппарелью. Видна установка РСЗО «Огонь»
Источник: militaryrussia.ru

 Установка РСЗО «Огонь» крупным планом Источник: warfiles.ru


Установка РСЗО «Огонь» крупным планом
Источник: warfiles.ru

Навигация и безопасность хода в полном спектре скоростей и различных средах пребывания обеспечивается комплексом устройств: интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой аппаратурой.

«Зубр» на береговой базеИсточник: warfiles.ru

«Зубр» на береговой базе
Источник: warfiles.ru

Выгрузка танка из «Зубра». Хорошо виден передний сегмент ограждения, опущенный вместе с аппарельюИсточник: warfiles.ru

Выгрузка танка из «Зубра». Хорошо виден передний сегмент ограждения, опущенный вместе с аппарелью
Источник: warfiles.ru

Важным отличием «Зубра» от предшественников является его компоновка. Нос корабля имеет выраженно аэродинамическую уплощённую форму, что позволило решить две задачи: снижения лобового сопротивления воздуха, а также перемещения (по сравнению с «Джейраном») центра бортовой парусности назад (в корму, за центр массы корабля). Маршевые двигатели размещены на силовых пилонах над верхней палубой – таким образом, повышена надёжность установок из-за их разнесённого расположения и исключены из конструкции тяжёлые приводные валы, что дало значительный выигрыш в весе и пространстве (появилось место для кормовой аппарели).

Исходя из опыта использования «Джейрана», большое внимание на «Зубре» уделено обитаемости. Одним из существенных недостатков СВП является высокий уровень шума и вибрации от винтов, особенно на высокоскоростных режимах хода. И хотя русского моряка шумом не напугать, пребывание на завывающем и непрерывно вибрирующем корабле в течение нескольких суток может превратиться в пытку даже для подготовленного человека. Все обитаемые отсеки корабля обшиты специальными шумопоглощающими материалами с высокой виброустойчивостью. Кроме того, в отсеках предусмотрено кондиционирование воздуха, отопление и приемлемые условия для отдыха и приёма пищи.

«Зубр» ВМФ Греции выгружает на берег американские БМП «Брэдли»Источник: arms-expo.ru

«Зубр» ВМФ Греции выгружает на берег американские БМП «Брэдли»
Источник: arms-expo.ru

Основные тактико-технические характеристики десантного корабля проекта 12322 «Зубр»:

Клим Жуков. Малые десантные корабли на воздушной подушке Проекта 12322 "Зубр". СССР/Россия

Ходовые характеристики десантного корабля проекта 12322 «Зубр»:

Клим Жуков. Малые десантные корабли на воздушной подушке Проекта 12322 "Зубр". СССР/Россия

Судьба корабля

До распада Советского Союза промышленность успела произвести 7 кораблей проекта 12322. Четыре «зубра» вошли в состав Балтийского флота, ещё три – попали на Черноморский флот (часть из них досталась украинскому флоту, кроме того, Украина получила мощности для производства этих кораблей и впоследствии поставила несколько единиц в Китай). Что же касается производства «зубров» в России, то в 1992 году на стапеле НПО «Алмаз» в Санкт-Петербурге в условиях недофинансирования смогли заложить ещё четыре этих корабля. В настоящее время два корабля проекта 12322 («Евгений Кочешков» и «Мордовия») несут службу в составе Балтийского флота ВМФ РФ, а ещё пять – в составе греческих Военно-морских сил (проданы Греции в 1991–2004 годах).

«Зубр» выходит на пляж. Фото сделано в Калининграде в 2007 году, когда прямо к отдыхающим из моря вышел десантный корабль, выполнявший тактическую задачу на пляже, который принадлежит Минобороны. «Швартовка на пляже – нормальное явление, а вот что делали люди в районе военного полигона, непонятно», – пояснили телеканалу «Россия 24» представители военного ведомства, подчеркнув, что никто из отдыхающих не пострадалИсточник: gearmix.ru

«Зубр» выходит на пляж. Фото сделано в Калининграде в 2007 году, когда прямо к отдыхающим из моря вышел десантный корабль, выполнявший тактическую задачу на пляже, который принадлежит Минобороны. «Швартовка на пляже – нормальное явление, а вот что делали люди в районе военного полигона, непонятно», – пояснили телеканалу «Россия 24» представители военного ведомства, подчеркнув, что никто из отдыхающих не пострадал
Источник: gearmix.ru

«Зубр» на пляже, Калининград, 2007 годИсточник: gearmix.ru


«Зубр» на пляже, Калининград, 2007 год
Источник: gearmix.ru

Источник — https://warspot.ru/2843-desantnyy-zubr

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account