Кировская весна. Легкий бронеавтомобиль БА-20 и его альтернативная модификация
В 1935 году на Горьковском автомобильном заводе в серию запустили новый автомобиль ГАЗ М -1 (Молотов-1), созданный на основе американского «Форд-40». Документация по последнему была поставлена в СССР фирмой «Форд мотор компани» по договору о технической помощи, заключенному в 1929 году. Проектирование нового автомобиля началось в октябре 1933 года, первые опытные образцы собрали в январе 1934 года, а серийное производство ГАЗ М-1 началось в феврале 1936 года.
С началом выпуска нового автомобиля конструкторское бюро Ижорского завода получило от АБТУ РККА задание на «разработку проекта, чертежей и опытного образца легкого бронеавтомобиля БА-20 на шасси М-1».
Серийное производство БА-20 передали на Выксунский завод ДРО в июле 1936 года, и до конца года здесь сумели изготовить 33 линейных броневика и 2 БА-20 с радиостанцией и поручневой антенной на корпусе.
В июне 1936 года один из серийных образцов БА-20 поступил на НИБТ полигон для проведения испытаний. По схеме новый броневик повторял предыдущий легкий бронеавтомобиль ФАИ, но имел корпус большего размера, сваренный из 4–6-мм бронелистов. Для посадки экипажа из трех человек в бортах имелись две двери, а для наблюдения за дорогой при движении задним ходом — небольшой лючок в корме. Вооружение БА-20 состояло из пулемета ДТ в башне, конструкция которой была аналогична башне ФАИ. Из-за возросшей массы шасси и бронекорпуса бронеавтомобиль «потяжелел» до 2,27 т, но благодаря более мощному, по сравнению с ФАИ, двигателю максимальная скорость по шоссе возросла до 95,5 км/ч. Запас хода по горючему составлял 704 км по шоссе и 558 км по проселку. Машина прошла 5000 км, показав неплохие результаты.
Одной из особенностей гражданской войны в Испании являлось широкое использование броневых автомобилей. Объяснялось это не только маневренным характером боевых действий и хорошим качеством дорог, но и имевшейся в стране хорошей производственной базой. Как показал опыт первых боев, броневики ненамного уступали танкам, но были значительно дешевле и проще в обслуживании. Особенно активно развивалось бронеавтомобильное дело в республиканской зоне, где находились наиболее крупные промышленные центры.
Пионером в этом были заводы в Бильбао. В августе 1936 г. здесь наладили производство бронированных машин на шасси различных грузовиков. Количество построенных боевых машин было небольшим, все они отличались большим разнообразием. После захвата Бильбао франкистами 20 июня 1937 г. работы по бронированию прекратились.
Другим центром по производству броневиков была Каталония и Валенсия, где находилось большое количество различных промышленных предприятий и частных мастерских. Здесь первые бронированные машины начали строиться осенью 1936 г. без каких-либо проектов и чертежей, используя имеющиеся подручные материалы. Чуть позже работам по бронированию придали более организованный характер, Основной производственной базой стала Барселона, где находились филиалы фирм «Испано-Сюиза» и «Дженерал-Моторс». С конца 1936 года на заводах Барселоны изготовили несколько десятков броневиков. Тип их бронировки зависел от наличия броневого листа и возможностей предприятия-изготовителя.
Точное количество всех броневиков, произведенных на различных предприятиях, неизвестно. Они различались типом бронировки, вооружением, базовым шасси. Из-за несовершенства конструкции многие эти бронеавтомобили могли использоваться только для действий по хорошим дорогам и боев в населенных пунктах. Поэтому они не пользовались популярностью в танковых подразделениях республиканцев и большей частью использовались в составе пехотных частей. В испанской армии все эти бронеавтомобили получили прозвище «Tiznaos» — «Грязные» — из-за обилия надписей и лозунгов различных партий на их бортах.
Но помимо всех этих весьма несовершенных «бронтозавров», производились на испанских заводах и полноценные боевые машины, отвечавшие требованиям современной войны и составившие основу бронеавтомобильного парка республиканской армии. Этими броневиками стали пулеметный легкий бронеавтомобиль UNL-35 и пушечный бронеавтомобиль ААС-1937.
В ноябре 1936 г. Комиссия по бронетанковому вооружению Испанской республики поручила полковнику испанской армии, советскому военному советнику Николаю Алымову спроектировать бронеавтомобиль по типу советских машин ФАИ и БАИ. Разработка конструкторской документации осуществлялась на заводе № 22 Union Naval de Levante в Валенсии. В ходе проектирования броневик получил заводское обозначение abajo № 35» («Проект № 35»). Впоследствии по первым буквам названия завода производителя машина получила официальное обозначение UNL-35. Производство броневого листа для броневиков удалось наладить на заводе Alios Hornos de Sagunto под руководством советского инженера Андриана Воробьева. Небезынтересно привести выдержки из отчета Н. Алымова, направленного в Москву в июне 1937 г.: «Я был послан на завод «Навалис» (завод Union Naval de Levante) для производства бронеавтомобилей. Броневой корпус частично сварной, частично клепанный на специальных угольниках. Низ машины бронированный, вооружение — два пулемета… Производство броневого листа налажено на заводе «Сагундо» в Валенсии. Был взят химический анализ нашей и немецкой брони, и на основе этого проведены опыты по изготовлению брони с высоким содержанием хрома и никеля. В результате получилась хорошая твердая броня, которая при толщине в 10 мм не пробивается бронебойной пулей с 25 м. …В настоящий момент всего сдано 26 броневиков, из них десять с пулеметами Максима и 16 с пулеметами ДТ. Находится в производстве 200 шасси».
После разгрома Испанской республики в марте 1939 г. оставшиеся в строю броневики UNL-35 и ААС-1937 поступили на вооружение армии Франко, в составе которой прослужили до 1957 г.
{ Броневики Гражданской войны в Испании 1936-1939. М.Коломиец}
Наша реальность. Легкий бронеавтомобиль Б-20М
В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм. Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). После такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т.
Бронированная машина БА-20 прошла крещение огнем во время вооруженного конфликта на реке Халхин-Гол, где и выяснилось, что броня БА-20 легко пробивается бронебойной пулей крупнокалиберного 13,2-мм пулемёта. Она не пробивалась только винтовочно-пулемётной простой и бронебойной пулей. БА-20 принял также участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, и неплохо показал себя в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Альтернативная реальность «Кировская весна». Легкий бронеавтомобиль Б-20МА.
В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20МА, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. Пулеметную бронированную башню демонтировали, в состав вооружения ввели два 7,62-мм пулемета ДТ (носовой и кормовой) в шаровых установках.
Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых и кормовых листов корпуса толщиной 10 мм, бортовых листов корпуса толщиной 8 мм. Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). После такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,7 т.
Броня не пробивалась винтовочной и пулемётной простой и бронебойной пулей калибра 7,62 мм на любой дистанции.
Дополнительно с фронта и тыла за счет 10-мм бронелистов Б-20МА был защищен и от огня противотанковых ружей калибра 7,62 на дистанции свыше 300 метров.
Легкий бронеавтомобиль Б-20МА после вооруженного конфликта на реке Халхин-Гол не использовался РККА для атаки противника. Его боевое применение было успешным при движении по автомобильным дорогам с целью разведки, установления связи с соседними частями и соединениями, и для перемещения высшего командного состава в прифронтовой полосе.
Расчет веса бронелистов по укрупненной модели показывает, что подобный рост бронезащиты БА-20М вполне возможен;
ТТХ
Заключение
Необходимость иметь на вооружении РККА в конце 30х начале 40х годов легкий бронеавтомобиль с колесной формулой 2х4, обладающий возможностью перемещаться только по автодорогам (ярким представителем этого класса является БА-20), не вполне очевидна. К тому же, даже и способность самостоятельно перемещаться по автомобильным дорогам в ряде случаев зависела от погоды и времени года.
К примеру в течение второй пятилетки в Советском Союзе было построено 210 тысяч км дорог, в том числе 600 км асфальтобетонных, 5400 км чёрных шоссе, 10 тыс. км щебёночных шоссе, 6500 км булыжных мостовых, 7500 км гравийных шоссе, 157 600 км улучшенных грунтовых дорог. Доля простых грунтовых дорог сократилась с 88,8 % до 75 %.
Ряд любителей отечественной истории полагают, что лучше было бы вовсе не производить легкие бронеавтомобили, чем производить БА-20. Причиной указывается недостаточная проходимость БА-20. Особенно сильно БА-20 проигрывает полноприводному БА-64, производство которого началось в 1942 году.
При оценке необходимости производства в период 1938-1942 годы БА-20 (БА-20М, БА-20МА) не нужно представлять себе его как тачанку нового типа (как пулемет на колесах, как мобильный пулемет в бронекоробе, и т.п.). Легкий бронеавтомобиль это НЕ «подвижная огневая точка» и он НЕ предназначен для уничтожения танков, самолетов, орудий, автомобилей, лошадей, иных материальных ресурсов и живой силы противника.
Легкий бронеавтомобиль это НЕ средство поддержки пехоты
БА-20(БА-20М, БА-20МА) это транспорт для относительно безопасного перемещения по дорогам со средством самообороны (способный отбиться от малочисленной группы диверсантов или лесных бандитов с легким стрелковым вооружением).
Бронезащита бронеавтомобиля не предназначена противостоять самолетам, пушкам, крупнокалиберным пулеметам или танкам противника.
Вооружение бронеавтомобиля нужно не для того, чтобы вести длительную и результативную перестрелку с противником, а для того, чтобы при неожиданном столкновении с противником дать несколько неприцельных очередей и выиграть пару минут, необходимых, чтобы развернуть бронеавтомобиль и спастись бегством.
Бронеавтомобиль БА-20 не предназначен был для использования вне дорог, но по грунтовке или по степи он ходил нормально (примерно так же как и иные колесные автомобили тех лет).
В июне 1936 года один из серийных образцов БА-20 поступил на НИБТ полигон для проведения испытаний. …. Машина прошла 5000 км, показав неплохие результаты.
конечно полноприводный вариант типа к примеру БА-64 был бы лучше, но в 1937-39 году такая совершенная конструкция пока не возможна по техническим соображениям вне зависимости от замены Сталин-Киров
БА-20МА мог быть с успехом использован в Великой Отечественной войне при решении следующих задач:
- доставить делегата связи с пакетом, а возможно вместе с радиостанцией и радистом, из штаба дивизии в подчиненный полк, или в соседнюю дивизию, или к вышестоящему командованию.
- доставить пеших разведчиков к окрестностям населенного пункта/моста/иной интересной точки (не доезжая 5 км до него) для последующей пешей разведки и последующим докладом по радиостанции.
- относительно быстро (в сравнении с телегой или полуторкой) и относительно безопасно (в сравнении с Эмкой) доставить вышестоящего командира к линии фронта для рекогносцировки без отвлечения таких ценных и дорогих боевых машин, как танки.
в 1941 году потребность в решении трех вышеперечисленных задач была достаточно сильна.
организационно БА-20АИ представляется автору уместным в составе разведывательного батальона дивизии