Кирилл Рябов. Фантазия на тему. Боевой пикап на базе Tesla Cybertruck
После нескольких лет анонсов и обещаний, американская компания Tesla начала отгрузки серийных электрических автомобилей-пикапов Cybertruck. Это событие привлекло внимание не только автолюбителей и профильных изданий. Так, интернет-журнал The Warzone попытался определить потенциал нового электромобиля с точки зрения эксплуатации в армии, в т.ч. в качестве боевой машины с тем или иным вооружением.
Содержание:
На уровне концепта
Любопытный концепт перестройки гражданского пикапа был предложен в статье TWZ «The Case For Turning Cybertruck Into A Militarized Unmanned Ground Vehicle» («Аргументы о превращении Cybertruck в военную безэкипажную машину») от 22 февраля. Ее автор Тайлер Рогоуэй предложил общий облик гипотетической боевой машины, а также описал ее преимущества, как общие, так и связанные непосредственно с используемой базой. К статье прилагаются концептуальные изображения предлагаемого образца в одной из возможных комплектаций.
Собственно концепт боевой машины выглядит достаточно просто. «Сайбертрак» серийного облика предлагается лишить штатного оснащения салона и оснастить автоматикой управления. Ненужное остекление при этом заменяется сплошными крышками. Снаружи, на крыше и по углам кузова, должны появиться оптико-электронные приборы и лидары, обеспечивающие техническое зрение. Ситуационную осведомленность также должен улучшить привязной БПЛА вертолетного типа.
Предлагается использование целого комплекса вооружений на основе нескольких образцов. Непосредственно на крыше разместили дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом крупного калибра и противотанковым ракетным комплексом FGM-148, имеющий необходимые оптические и электронные средства. Так же на крыше должны помещаться дымовые гранатометы. В кормовой части кузова, рядом с грузовой площадкой, нашли место для восьми ТПК с барражирующими боеприпасами.
Т. Рогоуэй полагает, что боевая машина такого облика способна показать высокие технические, боевые и эксплуатационные характеристики. При этом ряд важных преимуществ ей даст именно особое шасси. Для дополнительного улучшения параметров возможна доработка автомобиля с учетом специфической роли и особенностей новых задач.
Удачная платформа
Автор TWZ предполагает, что основные преимущества предложенного концепта связаны именно с используемым шасси. Он указывает на «невероятное» количество плюсов машины Cybertruck, которые следует использовать в военной сфере. Все они перечисляются и рассматриваются с учетом военной специфики.
«Сайбертрак» имеет жесткий кузов из нержавеющей стали, отличающийся большим внутренним объемом и крупной грузовой площадкой. За счет этого машину можно оснастить различными приборами и вооружением. Освобожденные объемы после демонтажа салона можно использовать для размещения разных устройств, в т.ч. дополнительной аккумуляторной батареи, повышающей ходовые характеристики машины.
Кузов автомобиля, выполненный из стальных листов, обеспечивает некоторую баллистическую защиту, что уже неоднократно демонстрировалось производителем и энтузиастами. Его можно дополнить броневыми элементами для усиления защиты. В то же время, противоминную защиту организовать не удастся – прежде всего, из-за плоского днища, обусловленного размещением аккумуляторов.
TWZ обращает особое внимание на электрическую силовую установку. Она дает автомобилю достаточные ходовые и грузовые характеристики. При этом машина передвигается практически бесшумно. Пикап не имеет мостов, что увеличивает его клиренс и повышает проходимость. Для дополнительного улучшения таких параметров возможно использование комплектов модернизации, в т.ч. уже разработанных и выпускаемых.
В существующем виде Cybertruck имеет особый режим для пересечения водных преград по броду. Для этого управляемая подвеска увеличивает клиренс до максимума, а в аккумуляторах создается избыточное давление. Вероятность попадания воды в ключевые агрегаты электросистем резко сокращается без потерь в ходовых характеристиках.
Также отмечается способность электромобиля к длительному дежурству на одном месте. Использование электроэнергии в таком контексте гораздо удобнее и эффективнее сжигания жидкого топлива. При этом в любой момент времени боевой Cybertruck сможет приступать к решению поставленной задачи.
На пикапе используется электродистанционная система управления – водитель подает команды автоматике, и уже она решает какие управляющие сигналы пойдут на исполнительные механизмы. Такая архитектура значительно упростит интеграцию дистанционного управления и ее последующую модернизацию. При этом автомобиль может сохранять штатное место водителя и комбинировать способы управления.
Шасси Cybertruck в теории может нести разные нагрузки и варианты боевого оснащения. Предложенный концепт имеет ракетно-пулеметный боевой модуль, пусковые установки для БПЛА и беспилотник-разведчик, а также средства для их интеграции в общие системы управления. В пределах имеющейся грузоподъемности можно собрать и другие варианты оснащения боевого или вспомогательного назначения.
Т. Рогоуэй обращает внимание и на экономические аспекты проекта. В зависимости от комплектации, «Сайбертрак» стоит ок. 100 тыс. долл. Для сравнения, закупаемые сейчас Пентагоном автомобили Infantry Squad Vehicle, выполненные на базе гражданского Chevrolet Colorado ZR2, обходятся налогоплательщику в 150 тысяч каждый. Таким образом, даже с учетом всех доработок и установки необходимого оснащения, военный вариант электромобиля будет иметь приемлемую стоимость.
Потенциальные проблемы
Идея превращения пикапа в легкую боевую машину с тем или иным оснащением и вооружением является очевидной, и подобная техника активно использовалась в локальных конфликтах последних десятилетий. При отсутствии полноценных боевых машин и иных серьезных угроз, пикапы справлялись с боевыми задачами. Кроме того, свое влияние на результаты эксплуатации оказывала простота изготовления и дешевизна такой техники.
Издание The Warzone предлагает вновь реализовать эту концепцию, но с применением новомодной и разрекламированной платформы в виде пикапа Tesla Cybertruck. Кроме того, его концепт предусматривает использование характерных возможностей этого автомобиля, связанных с особой силовой установкой и средствами управления.
В целом такой концепт представляет интерес с точки зрения техники и предложенных идей. Однако он имеет ряд очевидных и серьезных недостатков, которые помешают получению всех желаемых результатов. При этом основные проблемы боевого «Сайбертрака» связаны, в первую очередь, именно с базовым автомобилем и его характерными особенностями. Дело в том, что он имеет недостатки, характерные для электромобилей как класса, а также не лишен своих собственных проблем.
Для электромобилей в целом свойственна дороговизна и сложность изготовления аккумуляторной батареи и двигателя / двигателей в сравнении с машинами на двигателях внутреннего сгорания. При этом они отличаются сниженным запасом хода, ограниченным ресурсом батарей, чувствительностью к низким температурам и т.д. Наконец, электромобиль тяжелее схожего автомобиля с ДВС, что ухудшает его энерговооруженность и связанные с нею характеристики.
Поставки пикапа Cybertruck заказчикам начались не так давно, но он уже успел показать свои собственные недостатки. Так, поступают жалобы на качество изготовления кузова, имеют место недочеты программного обеспечения и т.д. Часть таких недостатков может быть исправлена при продолжении серийного производства и/или перестройке машины под военное использование, но возможность исправления других под вопросом.
Также вызывает сомнения реальная возможность перестройки полноценного автомобиля в безэкипажное / опционально пилотируемое транспортное средство и сложность такого процесса. То же касается и внедрения вооружений или специального оснащения военного назначения.
Пентагон анонсировал постепенный перевод автопарка и, возможно, бронетехники на электрическую тягу. В рамках такой программы в будущем собираются развернуть большое количество зарядных станций для новой техники. Очевидно, что без подобной инфраструктуры концепт-проект боевого «Сайбертрака» или другого электромобиля не имеет реальных перспектив. При этом сама возможность реализации планов «электрификации» армии пока вызывает вопросы.
Имеются и факторы организационного характера. Даже если Пентагон решит создавать электрический броневик или вооруженный пикап, он не станет обращаться напрямую к «Тесле» или к другой компании, производящей подобную технику. Силами своих структур он организует научно-исследовательскую работу, по итогам которой запустит конкурс и пригласит в него разных участников. Будет ли Tesla участвовать в такой программе, неизвестно. Кроме того, остаются неизвестными сроки запуска исследований, даты начала конкурса и т.д. Соответственно, неясно, будет ли тогда актуальным нынешний Cybertruck.
Идеи и реальность
Следует учесть, что концепт боевого электропикапа на базе серийного Tesla Cybertruck является всего лишь «фантазией на тему». Популярное издание военной тематики рассмотрело существующий образец техники и попыталось представить, как его можно было бы использовать в армии. Естественно, такой «прожект» не претендует на контракты министерств обороны и даже на реализацию в металле.
Тем не менее, даже подобные умозрительные «разработки» имеют определенный смысл. С их помощью можно изучить идеи и концепции на самом раннем этапе и определить их общие перспективы. При наличии преимуществ, концепт может получить развитие. В противном случае он потратит лишь силы и время своих авторов, но не ценные ресурсы компаний и ведомств. И развитие военной техники будет осуществляться за счет других идей и проектов, сразу показавших свою пользу.
Источник — https://topwar.ru/237293-fantazija-na-temu-boevoj-pikap-na-baze-tesla-cybertruck.html