Боевая масса: 13 т
Экипаж: 4 чел.
Основные размеры, мм:
длина: 5580, ширина: 2230, высота: 2700 (ЗПУ)
Клиренс: 350 мм
Вооружение: 3 (1 — запасной) 7,62 мм пулемёта ДТ
патронов: 1953 шт.
Бронирование (толщина/угол наклона), мм/град.:
Корпус:
лоб: 13(20)/60-18, борт: 13/90, корма: 13/90, крыша: 10/180, днище: 6/180
Башня (рубка): 18/20
Скорость движения (гусеницы/колёса), км/ч:
максимальная: 50/72, средняя по проселку: 34,6/-
Преодолеваемые препятствия (гусеницы/колёса):
подъем: 37/15°, спуск: 37/15°, крен: 30/-°
ров: 2,4/- м, вертикальная стенка: 0,8/- м, брод: 0,9/- м
Среднее давление на грунт: 0,62 кгс/кв. см
Запас хода, км:
по проселку (на гусеницах): 160, по шоссе (гусеницы/колёса): 220/450
Емкость топливных баков: 650 л
Двигатель: М-17Т, карбюраторный V12, мощностью 500 л.с. (367,6 кВт), 1650 об/мин
Коробка передач: механическая, двухвальная, число передач — 4/1
Ширина гусеницы: 260 мм, шаг зацепления: 167 мм
Марка радиостанции: 71-ТК-1, РТУ; переговорное устройство: ТСПУ-5
Для обеспечения надежного управления, наблюдения и связи с танковыми подразделениями на основании тактико-технического задания, разработанного ГБТУ РККА в 1937 г., КБ завода № 183 под руководством М. И. Кошкина при участии конструкторов НАТИ А. С. Щеглова и Н. И. Коротоношко на базе танка БТ-7 был создан и испытан опытный образец командирского танка КБТ-7. Первые проработки специального командирского танка на базе колесно-гусеничного танка БТ велись конструкторским бюро ХПЗ под руководством А. О. Фирсова еще в 1932 г.
КБТ-7 отличался от серийного танка БТ-7 тем, что вместо башни с пушечным вооружением на корпусе устанавливалась бронированная надстройка-рубка высотой 600 мм и шириной, равной ширине корпуса и размещалось специальное оборудование.
Экипаж машины состоял из четырех человек: командира подразделения, начальника штаба, радиста-пулеметчика и механика-водителя. Механик-водитель располагался так же как и на серийном танке, за ним справа находился командир, слева – начальник штаба, перед которым располагался откидной столик, за ними посредине у перегородки моторного отделения – стрелок-радист.
Бронирование танка было противопульным. Для уменьшения вероятности поражения экипажа броневые листы надстройки устанавливались под наклоном. Лобовой и кормовой листы толщиной, соответственно, 18 и 13 мм были наклонены под углом 20°, бортовые листы толщиной 13 мм – под углом 15°. Верхний наклонный лист имел толщину 10 мм. На опытном образце надстройка была выполнена из обычной конструкционной стали марки 3.
В переднем, заднем и бортовых листах рубки находились четыре шаровые установки для пулемётов. Вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов ДТ в переднем и правом бортовом листах. Третий (запасной) ДТ одновременно предназначался для стрельбы по воздушным целям и мог устанавливаться на основании люка крыши корпуса надстройки в турели П-40. Под основанием люка на полу боевого отделения располагалась подъемная площадка, обеспечивавшая в рабочем положении широкий обзор местности и удобную стрельбу из зенитного пулемета по наземным целям.
Для наблюдения из танка за полем боя и подчиненными подразделениями были установлены два прибора ПТК и четыре триплекса, по одному в каждой стенке рубки. Расположение командира позволяло попеременно вести пулеметный огонь из всех пулеметов одному человеку, не мешая работе остальным членам экипажа. Боекомплект для пулеметов составлял 1953 патрона, снаряженных в 31 пулеметном диске.
Внешняя связь на большие расстояния обеспечивалась с помощью радиостанции РТУ со штыревой антенной, а на малых дальностях – с помощью радиостанции 71-ТК-1 с подъемной штыревой антенной. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТСПУ-5 на четыре абонента.
Управление внутри танкового подразделения осуществлялось посредством двух сигнальных танковых светосемафоров СТС, расположенных на верхних наклонных листах надстройки корпуса в бронированных коробках.
Для связи с самолетом-разведчиком днем и ночью танк был оборудован специальным танковым авиасигнальным приспособлением (ТАСП), которое размещалось на обоих надгусеничных полках машины (четыре полотнища размером 1900×600 мм). Управлялись полотнища специальным распределительным устройством, позволявшим производить набор различных комбинаций. В ночных условиях подсветка сигнальных полотнищ ТАСП осуществлялась четырьмя прожекторами (по два с каждого борта), установленными на надгусеничных полках в броневых стаканах.
Для вождения КБТ-7 вне дорог в условиях ограниченной видимости у механика-водителя был установлен компас КИ.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на серийном танке БТ-7. Запас хода машины по шоссе достигал: на гусеничном ходу 220 км и на колесном ходу – 450 км. На танке также испытывался новый трехцветный камуфляж, позднее нашедший ограниченное применение в танковых войсках.
Танк не был принят на вооружение по причине неудовлетворительных условий стрельбы из пулеметов ДТ, малого объема боевого отделения и главным образом — из-за демаскирующих признаков машины, резко выделявших ее среди линейных танков. Признавалось желательным провести войсковые испытания КБТ-7.
Концепция танка вобрала в себя вместе с устаревшими архаичными элементами (семафоры) многие передовые идеи, воплощенные позже: две радиостанции, использование базы линейного танка, больший, чем у линейного танка, экипаж – всё это было позднее воплощено в немецких командирских танках, а, после войны, и в советских командно-штабных машинах.
…что только не делали, лишь бы не ставить на танки и самолеты радио…
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/545975.html