Винтажная статья нашего уважаемого коллеги. Она была написано ещё тогда когда он не владел 3D графикой. Может быть в будущем он её визуализирует лучше. А пока всё так как было в сентябре 2011 года.
Застрявший на поле танк представлял собой, по – истине, жалкое зрелище. Крен на правый борт 30 градусов, дифферент на нос 20 градусов. Ленивец на три четверти ушел в чернозем. Башня развернута на левый борт и ствол 37-мм пушченки уставился почти в зенит.
Как и ожидалось, вместе с помощью прибыла и представительная компания, пожелавшая лично лицезреть позор бронированного «чудища». За рулем, не потерявший даже в таком положении офицерской выправки, начальник МТС. Верхом на баке главный местный большевик в, сдвинутой на затылок, казачей фуражке (блин, только шашки не хватает). А на широком крыле, на мешке с прошлогодним сеном, с подобающим положению комфортом устроился станичный атаман. Хотя если по официальным документам, то никакой он не атаман, а самый что ни на есть председатель колхоза. Местное казачество, что донское, что кубанское с пониманием отнеслось к линии партии – вчера приняли решение на коллективизацию, а сегодня что ни станица, то колхоз. И ведь все как положено – парторганизация, правление, председатель и одна МТС на три станицы, то есть тьфу – колхоза.
— Хорошо сидим, Федорыч? – оскалился во все тридцать три зуба парторг.
Оставалось только развести руками. Хотя обидно было до слез – машина фактически новая, в войска стала поступать только совсем недавно. Успела и в конфликте на КВЖД поучаствовать и басмачей по Туркестану погонять. И так же стремительно устарела. В войска пошли новые Т-26 и Т-24, и маленький бронированный жук просто выпал из структуры бронечастей РККА. В округе 7-я Самарская кавдивизия К.К.Рокоссовского без особой суеты, но в достаточно быстром темпе переформировывалась в 7-ю Конно-механизированную группу. 37-й кавполк, в состав которого до недавнего времени входила и рота Цыганова, стал танковым и получил новенькие «двадцатьшестерки». А Т-18 приказом НКО в соответствии с постановлением правительства передавались в распоряжение Управления 1-го Конного корпуса Червоного казачества. А так как корпус в виду мирного времени был переведен на территориально – милиционное формирование, все 15 МС-1 попали в колхозные МТС. И передавать их предстояло Цыганову.
При других обстоятельствах это было бы невозможно. Но история, как известно, сослагательного наклонения не имеет. А в результате гражданской войны Россия получила в качестве соседа независимую Украинскую державу. И казачество вновь оказалось на рубеже, и снова при деле. В результате погранкомендатуры ОГПУ НКВД осуществляли только оперативное руководство и, при необходимости, розыскные и следственные мероприятия, а граница прикрывалась казачьими нарядами. А хлеб, как главная ценность, выпал из экспорта РСФСР на начальном этапе. И уже в 1921 году продразверстка была заменена единым продналогом. Сохранение же былого уклада в совокупности с поставками государством сельхозтехники, обеспечили стабильность хлебного рынка и полное покрытие нужд страны. А жесткое централизованное управление с четко поставленными задачами, если и не исключило саму возможность местных властей рулить по собственному усмотрению в карьерных целях, то значительно сократило время реакции на такие случаи. Крупные казачьи хозяйства окрепшие за время НЭПа мудро сменили вывеску на «Колхоз им. т.( имя по вкусу)», вывели уже имевшуюся технику в МТС и всемерно поддерживали опору партии – беднейшее казачество, агитируя за вступление в ряды колхозников. А если в председателях сам атаман, то кто же откажется? Тем более, что и приструнить зарвавшегося начальника было кому – парторганизации были самые что ни наесть настоящие, возглавляемые ветеранами червонного казачества. А бодаться с ВКП(б) себе дороже.
Автономная республика поволжских немцев с интузизимом восприняла опыт соседей и привела его в исполнение с немецкой педантичностью
Но и это достаточно устойчивое равновесие не могло длится долго, кабы не помощь братской Украины. Всемирный экономический кризис не миновал и украинское сельское хозяйство. Малые и средние производители в такой ситуации просто не выживают, о чем свидетельствовал и печальный опыт Польши, а крупные Украинским земельным законодательством были просто не предусмотрены – предел в 25 десятин. И теперь петлюровское правительство даже не пыталось скрыть своего гастрономического интереса к южной России, открыто объявив о подготовке к «дранг нах Краснодар».
— Николай Федорович, мы все прекрасно понимаем, — начальник МТС был предельно вежлив и корректен. — Новой техники не хватает даже для перевооружения кадровых частей. Но если уж нам подарили ЭТО, надо привести его в соответствие с местным ТВД и вероятным противником. Украина наладила выпуск лицензионных «шеститоннок» Виккерса, а что можем им противопоставить мы? Они же нас просто на гусеницы намотают, пока ваша мехгруппа подойдет.
— Вы представляете во что обойдется модернизация? – зампотех с интересом воззрился на председателя. Если уж кому и решать, то только ему.
— Средства изыщем, — кивнул головой атаман. – А мощностей МТС для пятнадцати машин хватит.
Танк Т-18 «КВ» — казачий вариант.
Базу шасси увеличиваем на 0,3м, за счет установки удлинителя и выноса ленивца вперед. Для увеличения пулестойкости листы корпуса устанавливаем под углом по типу Т-19. Ширину трака за счет новых грунотозацепов увеличиваем до 350 мм. Общая длина опорной поверхности гусеницы доводится до 2050мм. Среднее удельное давление кг/см2 – 0,28. Длинна машины – 3950мм. Двигатель – АМО-2 60л.с. Скорость – 32 км/ч.
Вооружение – 37-мм танковая пушка ПС-2. Или 76-мм ПС-3 в открытой сверху башне с ограничениями угла горизонтальной наводки + 30 градусов.
Удачное использование машин в ходе советско-украинского конфликта повлекло за собой модернизацию остальных Т-18 по «варианту К». В дальнейшем танк еще не раз модернизировался.
Изменилось шасси. Но при этом использовались уже отработанные промышленностью вертикальные витые рессоры-пружины. Двигатель заменили на однорядный вариант М-6 – М-8-200, мощностью 200 л.с. Бронирование доросло до 25 мм.
К 1940 году танк все же окончательно устарел и с производства был снят, но оставался на вооружении вплоть до 1942 года.