235 лет назад, в феврале 1783 года закончилась так называемая Великая осада Гибралтара – последняя попытка испанцев отбить у англичан этот крохотный, но очень важный полуостров. Осада продолжалась три года и восемь месяцев, но завершилась безрезультатно, несмотря на то, что на стороне Испании выступила Франция, а численность осадной армии в 1782 году в 4,5 раза превосходила численность гарнизона крепости.
Испанцы и французы так и не решились пойти на штурм, поскольку вырубленные в скале укрепления Гибралтара считались неприступными, а тогдашняя артиллерия против них была неэффективна. Осаждавшие попытались взять цитадель измором, но и эта тактика не принесла успеха, так как мощный английский флот неоднократно прорывал морскую блокаду, доставляя осажденным продовольствие, боеприпасы и подкрепления. Благодаря этому гарнизон Гибралтара, несмотря на потери, не сократился, а увеличился за время осады с 5400 до 7500 солдат и офицеров.
Видя, что с суши Гибралтар неприступен, а выморить гарнизон не удается, испанцы и французы решили попробовать атаковать крепость с моря. План командующего осадной армией герцога де Крильона состоял в следующем: флот подходит со стороны бухты и сосредоточенным артиллерийским огнем разрушает береговые укрепления. Потом в гибралтарском порту высаживается десант, захватывает наземные постройки, загоняет англичан в подземные галереи и закупоривает их там. После этого запертому внутри скалы гарнизону останется только сдаться или умереть, когда закончатся припасы.
Однако обычные боевые корабли были слишком уязвимы для английских береговых орудий, укрытых в каменных казематах. Артиллерийская дуэль даже в случае успеха неизбежно привела бы к огромным потерям во флоте. Чтобы минимизировать эти потери, французский инженер Мишо д`Арсан предложил построить специальные плавбатареи с максимально возможным при тогдашних технологиях уровнем защиты.
Батареи представляли собой укороченные корпуса списанных линкоров, на которых вся артиллерия размещалась вдоль одного борта. Этот борт укреплялся несколькими слоями дубовых балок, так что его толщина достигала полутора метров. Из таких же балок делалось перекрытие над верхним рядом орудий, а сверху для дополнительной защиты лежали мешки с песком. Такая "броня", по расчетам д`Арсана, должна была выдерживать попадания пушечных ядер и мортирных бомб. На противоположном борту для сохранения центровки укладывался балласт.
Батареи оборудовались системами пожаротушения, состоявшими из водяных цистерн, ручных насосов и труб, проложенных вдоль палуб. Для сохранения возможности самостоятельного передвижения на них частично сохранялась парусная оснастка и водяные рули, хотя скорость и маневренность, разумеется, не входили в число их достоинств. От этих кораблей требовалось лишь подойти к крепости на огневую дистанцию и в намеченных местах встать на якоря.
Всего было построено 10 таких "броненосцев". Самый крупный из них имел водоизмещение 1400 тонн, вооружение – 21 тяжелое орудие и экипаж 760 человек. Самый мелкий – 600 тонн, 6 пушек и 250 человек команды. Вся "броненосная эскадра" несла 138 пушек и 5190 человек команды. Ее поддерживали 40 небольших однопушечных парусных канонерок и 20 бомбардирских кораблей, на каждом из которых стояли по две-три мортиры.
Кроме того, к обстрелу крепости планировали подключить наземную артиллерию – 86 осадных орудий, установленных за перешейком, отделяющим Гибралтар от испанской территории. По расчетам франко-испанского командования, этого было вполне достаточно, чтобы смести с лица земли всё то, что англичане построили вне гибралтарской скалы. Однако расчеты оказались ошибочными.
Генеральная бомбардировка с моря и суши началась утром 13 сентября 1782 года. И сразу всё пошло не так, как задумано. Французы и испанцы почему-то не предусмотрели, что англичане применят против плавбатарей каленые ядра, хотя эти боеприпасы были давно известны и применялись уже более 100 лет. Раскаленные докрасна в специальных печах чугунные шары прожигали насквозь толстые дубовые борта, а если и застревали в них, то воспламеняли древесину. Системы пожаротушения оказались неэффективными против таких возгораний.
Через некоторое время пламя охватило три из десяти плавбатарей, в том числе самую крупную под названием "Пастора". Видя, что они обречены, моряки начали прыгать за борт. Когда огонь добрался до крюйт-камер, все три "броненосца" один за другим взлетели на воздух. На остальных плавбатареях были снесены мачты с парусами, отчего корабли лишились хода, а на некоторых из них вскоре тоже вспыхнули пожары.
Поняв, что продолжение битвы неизбежно приведет к уничтожению всех обездвиженных кораблей вместе с их командами, герцог де Крильон приказал экипажам перейти на другие суда и затопить еще державшиеся на плаву "броненосцы". Разумеется, после этого ни о каком десанте речи уже не шло, тем более что погибшие батареи не успели нанести британским укреплениям серьезных повреждений.
Таким образом, штурм провалился еще на этапе артподготовки. Осаждавшие потеряли 10 плавбатарей и 719 моряков убитыми или утонувшими. Английские потери были ничтожны. Опередившая свое время попытка создания броненосцев потерпела фиаско из-за отсутствия необходимых для этого материалов и технологий.
В дальнейшем осаждавшие более не предпринимали против Гибралтара активных действий, ограничившись блокадой и обстрелами с суши, которые, по сути, были лишь напрасной тратой боеприпасов. А в январе 1783 года начались мирные переговоры, положившие конец войне, в которой Британия пять лет отбивалась от испанцев, французов, голландцев и своих бывших подданных из восставших американских колоний.
По итогам этой войны англичане признали независимость мятежных штатов, уступили Испании остров Менорка, восточную часть Никарагуа и форпосты во Флориде, а Франции – африканскую колонию Сенегал и остров Тобаго. Но ключ к Средиземному морю им удалось удержать и хранить до сих пор, хотя сейчас этот "отросток" имеет не столько стратегическое, сколько символическое значение.
Карта Гибралтара перед Великой осадой. Темно-красным показаны наземные оборонительные сооружения, розовым – прочие постройки.
Английская карикатура на герцога де Крильона.
Еще один образчик тонкого британского юмора. Перестрелка артиллеристов Гибралтара с французами и испанцами.
Бой английской береговой батареи с франко-испанским флотом.
Плавбатареи, построенные для обстрела Гибралтара.
Поперечный разрез "броненосца д`Арсана", более подробно показывающий его устройство.
Чертеж легкой испанской парусно-гребной канонерки.
Схема обстрела Гибралтара 13 сентября 1782 года.
Пушка на "гибралтарском" лафете, сконструированном лейтенантом британской армии Кёлером и позволявшем стрелять вниз с высоких скал.
Наведение на цель пушки Кёлера. установленной в одном из выдолбленных в скале казематов Гибралтара.
Обстрел Гибралтара со стороны франко-испанских позиций. Вдали видны взрывающиеся плавбатареи.
Экипажи гребных канонерок спасают из воды моряков со взорванных "броненосцев". На заднем плане – другие плавбатареи, уже горящие, продолжают вести огонь по крепости.