В продолжение темы поднятой в статье — Как будет защищаться Россия, когда Украина скопирует иранские «Герани», предлагаю вам свой взгляд на эту проблему.
Одним из методов вооружённый борьбы, проявившим себя, в череде последних вооружённых конфликтов, стало применение ударных беспилотных летательных аппаратов. Или далее БПЛА. Которые уже начали разделяться по способу их применения. Начиная от барражирующих боеприпасов, к которым можно, правда довольно условно отнести и применяемые на фронте небольшие гражданские БПЛА. Применяемые как для разведывательных целей, так и для ударов. Правда обычно маломощными зарядами, наносящих значительный ущерб при стечении удачных обстоятельств. И противодействие, которым вполне успешно оказывают специальными техническими средствами. Которыми, не смотря на их стоимость, успешно насыщают линию фронта. И заканчивая весьма крупными летательными аппаратами, с размерами и характеристиками, близкими к лёгким реактивным самолётам. И бороться с которыми уже можно и средствами ПВО. Благо они уже представляют собой достойные цели для зенитных ракет.
Однако последние конфликты выявили целую нишу БПЛА, как разведывательного, так и ударного характера, которые представляют собой некое промежуточное состояние между миниатюрными летательными аппаратами способными находиться в воздухе десятки минут и не способными удаляться далее зоны прямой видимости оператора, или другого БПЛА. Контролирующего его действия. Или же, соизмеримым с современными боевыми летательными аппаратами, управляемыми пилотом. А именно проявили себя как разведывательные или же ударные. И имеющие характеристики, да и линейные размеры соизмеримые с самолётами первой мировой войны. Наиболее озвученными примерами которых являются пресловутый «Байрактар» (Bayraktar TB2 «Знаменосец») и бывшая одно время, весьма на слуху, «Герань-2», или же, если хотите, «Шахед-136». Да и вообще БПЛА обычно имеют характеристики далёкие от впечатляющих. И по размерам опять не превосходят некогда существовавшие самолёты. И эти БПЛА имеют дальность полёта до двух тысяч километров, скорость до 200 километров в час, и, возьмём для сравнения «Байрактар», линейные размеры соизмеримые с размерами Мессершмита-109 или По-2. При этом по скоростным характеристикам недалеко уйдя от, всем известного, самолёта По-2[1]. Который к тому же тоже практически не использовал в своей конструкции метал, обходясь «композитными материалами» того времени.
При этом По-2, во время Великой Отечественной войны, выполнял роль, которые сейчас выполняют ударные БПЛА. Те же самые дроны-камикадзе, или как их уже называют дроникадзе. Скрытый подход и уничтожение вражеских объектов. И тут необходимо вспомнить про противодействие, которое оказывали немцы ночным бомбардировщикам По-2. Отнюдь не блиставшими характеристиками, но в ходе войны именно этот тип самолётов сбросил на противника наибольшее количество бомб. Что вынудило искать того средства борьбы с этими видами самолётов. Имевшими к тому же весьма малые размеры. То есть можно условно считать, что сейчас имеются цели схожие этим самолётом. И выполняющие те же задачи, что и По-2, на поле боя. Пусть и на ином качественно новом уровне.
И самым эффективным способом борьбы с подобными типами самолётов, разработанного нашими противниками оказались многомоторный истребители. Имевшие радиолокационную станцию обнаружения и наведения своего самолёта на цель. Используя оборудованный таким образом истребитель Ме-110, который пилотировал Йозеф Коциок, только за одну ночь, 1 августа 1943 года, немцы умудрились сбить три самолёта По-2, из состава 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского полка. В результате чего погибли сразу шесть человек, ещё один самолёт был сбит огнём с земли, где погибло ещё два человека. Вечная, всем погибшим за советскую родину, память. Но факт остаётся фактом, эти потери привели к прекращению боевой работы, нашим полком. Что в общем то и не удивительно. На том техническом уровне именно истребители были главным способом противодействия авиации противника. Обеспечивая срыв выполнения боевых задач бомбардировочной авиации.
Но тут выяснилось, что у По-2 имеются особенности. Которые не позволяют применять против него скоростные, на то время истребители. Даже оборудованные радарами. Тот же Йозеф Коциок очень быстро погиб, во время своего ночного вылета, когда его истребитель столкнулся с бомбардировщиком. Правда то был Ил-4. А вот По-2 был, для мессершмитов, ещё более трудной целью. По-2 обладал низкой скоростью и мог летать на небольших высотах, тогда как более скоростные самолёты рисковали при этом врезаться в деревья или складки местности. Пилоты По-2 летали на уровне верхушек деревьев, где они были трудно различимы и труднодоступны. Да и скорость сваливания немецких истребителей была аналогична максимальной скорости По-2. Что так же усложняло задачу удерживания У-2 в прицелах оружия истребителя в течение достаточного времени. Кстати, По-2 это единственный биплан, официально одержавший победу в бою с реактивным самолётом. 15 апреля 1953 года американский истребитель F-94 Starfire был потерян, при попытке перехвата корейского По-2. Да, да По-2 применялись в качестве ночных бомбардировщиков и в Корее. И тогда американский истребитель был вынужден снизить скорость ниже 161 км/ч, при попытке занять позицию позади По-2, что привело к сваливанию реактивного истребителя на землю. Да и недавно прошло сообщение что атаке дроникадзе ‘Герань-2’ ВВС Украины потеряли истребитель МиГ-29. Не что не ново, под Луной.
Но всё это и привело к тому, что в ВВС Германии в 1944 году появился специализированный истребитель. Предназначенный именно для борьбы с ночными бомбардировщиками По-2. Это был FW-189 «Uhu» («Филин») [2]. И назначение которого определялось как «Behelfsnachtjoger», что переводится как «вспомогательный ночной истребитель». Первые самолёты этого типа вступили в строй в марте 1944 года. И до самого конца войны немцы таким образом было переделано около тридцати экземпляров. Хотя своего максимума ночные бомбардировщики в советских ВВС достигли в 1943 году. Когда число полков, вооружённых самолётами По-2, достигло числа в семьдесят авиаполков ночных бомбардировщиков. И в 1944 году их число стало быстро снижаться. В условиях широкомасштабного наступления, когда линия фронта постоянно смещается и положение своих и немецких войск ночью понять сложно эффективность По-2 стала резко уменьшаться.
Хотя вообще то FW-189 «Flugauge» («Летающий глаз») задумывался как разведчик. Советские военнослужащие называли этот самолет «Рамой» за своеобразный внешний вид. Скорость у него была не большой, но имелась хорошая высотность, живучесть и манёвренность. Кроме того, из самолёта был отличный обзор. Правда уже к середине войны его значение как разведчика снизилась на столько, что немцы принялись искать ему другое применение. И после того как на FW-189 установили радиолокационную станцию, а то и две, с антеннами, в носовой части, он стал использоваться исключительно для противодействия тихоходным советским ночным бомбардировщикам. Для чего и был выбран самолет с высокими маневровыми качествами и низкой скоростью сваливания, который мог бы тягаться с советским По-2 на равных. Став охотником за «Байрактарами», времён Великой Отечественной Войны, По-2. И применялись на Восточном фронте в отряде 1/NJ G 100. Последний раз их зафиксировали в строю в феврале 1945 года.
Немцами эти самолёты считались одними из самых эффективных средств борьбы с «рус фанер. Но, в воспоминаниях, переживших войну советских пилотов ночных бомбардировщиков, ни разу не встречалось упоминаний об атаках Fw-189. Этот просто поразительный факт, который свидетельствует о том, что, возможно, самого опасного своего противника, по версии врага, наши пилоты так фактически и «не знали в лицо». Хотя это легко объяснимо: видимо, те, кто уже видел атакующего их во мраке ночи «филина», уже ничего не могли больше рассказать об этом. А их сослуживцы думали, что, видимо, их сбили зенитки. Так же возможно предполагали, что их атакуют ночные Ме-109 или описывали какие-то другие типы самолётов Люфтваффе. Кстати, тот факт, что экипаж Fw-189 состоял из трёх человек, при этом работавших в кабине единой командой, в чётком взаимодействии с наземными частями, и располагавших великолепным оборудованием, играл очень важную роль при обнаружении цели.
И поскольку сейчас возникли проблемы в борьбе с БПЛА, и военные эксперты не знают, как эффективно бороться с теми же «дроникадзе», то возникает идея. Сбивать БПЛА над своей территорией, подальше от вражеского ПВО с использованием лёгких вспомогательных истребителей. Которые смогут находить БПЛА с помощью бортового радара. Легко догонять практически любой «дроникадзе». Используя низкую скорость сваливания и высокую манёвренность легко выбирать угол атаки. И спокойно расстреливать, с помощью скорострельного пулемета винтовочного калибра БПЛА. Отстреливал ему плоскости или уничтожать систему управления, выбивать двигатель.
Для чего следует разработать самолёт, отвечающий сразу нескольким требованиям. Порой противоречивейшим друг другу. В частности, нужен турбовинтовой самолёт, с двумя двигателями, со способностью совершать полёт на одном из них. Причём, продолжительность полёта, такого самолёта, должна достигать нескольких часов. А максимальная скорость, и скороподъёмность, должны позволять легко догнать объект класса БПЛА. И перехватить его на высоте в несколько километров. Но при этом имеющий весьма низкую скорость сваливания, при весьма хорошей манёвренности. Что бы иметь возможность свободно атаковать идущий на небольшой высоте «дроникадзе». Ведь для повторной атаки может уже не быть времени. Ну и иметь весьма хороший обзор, для состоящего из нескольких членов, экипажа.
При этом так же следует помнить, что армейцы, традиционно считают, что боевая авиация, в первую очередь, нужна только для того, что поддерживать их на поле боя. Поэтому, вполне возможно, что самолёты этого типа будут привлекаться для борьбы с летательными аппаратами других типов. Теми же вертолётами. Армейцы будут требовать от них поддержки сухопутных войск, на поле боя. Где будет не лишним наличие на самолётах этого типа защиты, от обстрела, с наиболее вероятных проекций. А также, нескольких узлов подвести, как различного вооружения, начиная от ракет класса воздух-воздух, в том числе и для самообороны, так и бомб или неуправляемых ракет. Ну или дополнительных топливных баков. При этом не помешает встроенное вооружение самолёта размещать на поворотной платформе, с большой степенью свободы. Вплоть до того, чтобы иметь возможность вести огонь из этого оружия вбок, или даже вниз от своего самолёта. Для поражения внезапно обнаруженных целей. В том числе и наземных. А так как экипаж будет состоять из нескольких человек, то крайне желательно будет наличие, на борту самолёта, дублируемого управления ним. И конечно же подобный самолёт может применяться только в зоне воздушного пространства полностью контролируемом своими силами. Так как будет весьма уязвим как для авиации противника, так и для его ПВО.
И что самое интересное в СССР подобные машины создавались. В 1943 году в ОКБ П.О.Сухого, в ноябре 1943 года в ОКБ завершили предварительную проработку проекта трехместного корректировщика РК, с двумя двигателями воздушного охлаждения М-62. Как внешне, так и по характеристикам напоминавшего немецкий Fw-189. Но тогда разработка такого самолёта была остановлена. А в 1947 году появился самолёт, подобного назначения, Су-12. Разработанный всего за 150 дней. И обладавший следующими характеристиками:
Экипаж самолета Су-12
— 4 человека
Размеры самолета Су-12
— Размах крыла, м: 21.57
— Длина, м: 13.05
— Высота, м: 4.26
— Площадь крыла, м2: 52.00
Вес самолета Су-12
— Масса пустого самолета: 7552 кг
— Масса нормальная взлетная: 9510 кг
Двигатель самолета Су-12
— 2 ПД АШ-82М
— Мощность, л.с.: 2 х 2100
Скорость самолета Су-12
— Максимальная скорость у земли: 460 км/ч
— Максимальная скорость на высоте: 530 км/ч
— Крейсерская скорость: км/ч: 505
— Максимальная скороподъемность: м/мин: 945
Дальность полета самолета Су-12
— 1140 км
Практический потолок самолета Су-12
— 11000 метров
Вооружение самолета Су-12
— одна 20-мм пушка БТ-20 и три 20-мм пушки Б-20Э
— бомбовая нагрузка — до 400 кг
Но от запуска в серию Су-12, в 1947 году, в СССР отказались. Ну не было тогда БПЛА. И потребности, в самолёте, предназначенном для борьбы с ними не было. И можно сказать что согласно требованиям, вырисовывается самолёт, не так давно существовавший в металле. Который, вполне возможно ещё кое где и эксплуатируемый. Хотя бы в гражданской авиации. Да и последнее его применение в боевых действиях было отмечено в 2017 году. По крайней мере указывается что, на вооружении ВВС Венесуэлы и Индонезии состоят по 16 таких самолетов, а Таиланда использует 32 самолета, возможно они есть и в составе ВВС Филиппин. И этим самолётом был лёгкий штурмовик фирмы «Норт Америкен» OV-10А Bronco. Производившийся в 60-х годах ХХ века. При этом на разработку этого самолёта, в условиях конкурса, американцы потратили около 4 лет.
Кстати, в начале 70-х имелось предложение использовать «Бронко» с ночными поисковыми системами в Южной Корее. Эта страна испытывала трудности с перехватом северокорейских Ан-2, на которых забрасывали диверсантов. Тихоходные поршневые бипланы, летящие на малой высоте, в ночное время, по горным распадкам, не обнаруживались наземными радиолокаторами. Южнокорейских военных заинтересовал «Бронко», способный перехватывать в ночное время легкомоторные самолёты и бороться с вертолётами. Был выдан заказ на 24 самолёта, но потом его аннулировали.
А в середине 80-х именно OV-10А Bronco использовался американцами для имитации действий только ещё разрабатываемых БПЛА. И определения тактики их применения. Ну что же как говориться если хочешь поймать преступника, то надо думать, как он, и действовать, как он. И именно самолёт, отвечающий озвученным требованиям, может стать эффективным средством борьбы с «дроникадзе».
Экипаж самолета OV-10A
— 2 человека
Размеры самолета OV-10A
— Размах крыла, м: 12.19
— Длина, м: 12.14
— Высота, м: 4.62
— Площадь крыла, м2: 27.03
Вес самолета OV-10A
— Масса пустого самолета: 3280 кг
— Масса нормальная взлетная: 6552 кг
Двигатель самолета OV-10A
— 2 ТBД Garrett T76-G-416/417
— Мощность, л.с.: 2 х 715
Скорость самолета OV-10A
— Максимальная скорость: 452 км/ч
— Максимальная скороподъемность, м/мин: 804
Дальность полета самолета OV-10A
— 2224 км
Боевой радиус действия самолета OV-10A
— 367-490 км
Практический потолок самолета OV-10A
— 8550метров
Вооружение самолета OV-10A
— четыре(2х2) 7.62 -мм пулемета М760 (боекомплект 2000 патронов).
Боевая нагрузка — 1633 кг на 7 узлах подвески
— 2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder
Варианты бомбовой нагрузки:
— 1 454-кг бомба Mk.83,
— до 7 227-кг бомба Mk.82,
— до 14 113-кг бомба Mk.81,
— 6 кассетных бомб Rockeye Mk.20,
— 5 напалмовых бака типа BLU,
— 5 бомбометов типа CBU,
Остальное вооружение:
— 5 ПУ типа LAU для 70-,127-мм НУР
— 1 контейнер CBU-2/A для 20-пушки M167 с 300 патронами или 3 контейнера SUU-11B/A с 7.62-мм пулеметом и 1500 патронами.
[1] Длина По-2 — 8,17 метра, у Ме-109 (использую принятое в РККА обозначение этой машины), 8,55-9,02 метра, в зависимости от модификаций, у «Байрактара» — 6,5 метра; размах крыльев соответственно 12/9,85-11,08/11,42 метров; крейсерская скорость — 120/590/130 километра в час; масса пустого — 757/2247/650 кг.
[2] Длина FW-189 — 12 метра, размах крыльев соответственно 18,4 метров; крейсерская скорость — 323 километра в час; масса пустого — 2832 кг.
Изначально оригинал статьи выкладывал тут — http://samlib.ru/h/harlamow_i_b/dronikadze.shtml