Из-за этой проблемы у СУ-76м был ужасный скандал: с фронта экстренно увезли 600 машин, а наркому грозило серьёзное наказание!
В продолжение темы САУ Су-76 и моторной тематики, статья с Дзена о неудаче Семена Гинзбурга с его спаренной двигательной установке для Су-76, которая стала для него роковой. Статья также интересна тем что идет сравнение неудачной спарки Гинзбурга с аналогичной американской спаркой для легких танков M5 Stuart.
Единственной неудачной разработкой Гинзбурга стала его СУ-76, за которую постановлением ГКО, подписанным Сталиным, его не только сняли с должности главного конструктора, но и запретили в дальнейшем привлекать к конструкторским работам.
Зачем так сурово? И почему он с таким упорством проталкивал свою конструкцию, о неработоспособности которой его предупреждали ведущие специалисты? Это роковое заблуждение, или были еще какие побудительные мотивы?
Семен Александрович Гинзбург один из самых талантливых и успешных советских конструкторов танков. В составе знаменитой «закупочной комиссии» Халепского он был ведущим техническим экспертом. Под его руководством было разработано не только около десятка опытных машин, но и пошедшие в серию общеизвестные танки Т-26, Т-28, Т-35 и лучший в мире легкий танк Т-50. Ему принадлежит и авторство схемы рационального бронирования танка Т-34.
Огромные потери танков в первый месяц войны наиболее быстро, пусть и частично, можно было бы компенсировать самоходной артиллерией, более простой и дешевой в производстве. Это моментально понял нарком вооружения Устинов, но его приказ об организации выпуска «самоходной артиллерии» в 1941 году так и не выполнили. За исключением 100 эрзац-САУ ЗиС-30, которые удачными считал только их создатель Грабин, скрестивший свою отличную пушку ЗиС-2 со слишком слабым для нее тягачом «Комсомолец».
В январе 1942 года, на совещании НКТП Гинзбург предложил идею легкой машины с мощной пушкой, способной уверенно выводить из строя немецкие танки Pz.III и Pz.IV. Концепцию одобрили и нарком вооружения и наркомат обороны. В феврале приказом НКТП на базе технического отдела Гинзбурга создали специальное бюро самоходок.
А началось все с танка Т-50. Как ни странно это звучит, но лучший танк негде было выпускать. Родной для Гинзбурга завод №174 уже в августе 1941 года начали эвакуировать в Чкалов (Оренбург). Другие танкостроительные заводы либо в том же состоянии, либо ориентированы на выпуск Т-34.
Единственным вариантом оставался московский завод №37, но он еле освоил более простой Т-40, а Т-50 просто не потянул бы без коренной реконструкции. Главный конструктор завода Астров не только это понимал, но начал действовать. Сделав за пару недель Т-60 на основе уже освоенного Т-40, он в письме на имя Сталина предложил выпускать его вместо Т-50.
Т-50 Гинзбурга
Разумеется, Т-60 не был «голубой мечтой» Астрова и уступал Т-50 во всем, кроме простоты изготовления, но в противном случае страна осталась бы без, даже плохих, танков, а заводчане без голов. Объективные причины, на тот момент, органы абсолютно не интересовали. Дошло это и до руководства, так что внедрение Т-50 отменили.
Как следствие, Гинзбург видел задачу гораздо шире, чем ему было поручено. Он приступил к разработке на базе удобного для завода Т-60 унифицированного шасси. В итоге должна была родиться не только САУ, но и легкий танк, который заменит «сожравшую» его Т-50 «шестидесятку».
Со своим замыслом Гинзбург немного опоздал. К началу его работы, уже в феврале, Астров сделал Т-70, который и приняли на вооружение. В марте Т-70 должен был заменить Т-60 на заводах №37 и №38, еще один легкий танк стал ненужным. Вскоре из программы выпал и завод №37, единственной площадкой для реализации своих идей у Гинзбурга остался завод №38.
На этот завод и передали все работы по САУ, руководителем проекта оставили Гинзбурга. До этого завод конструированием техники не занимался, Гинзбург стал главным теоретиком и генератором идей. Роль заводского КБ Щукина сводилась лишь к технической реализации. Это их и спасло, когда начался поиск крайнего, под раздачу они не попали.
Сосредоточившись на самоходке, Гинзбург, тем не менее, попыток отыграться не оставил. На этот раз камнем разногласий стала компоновочная схема силовой установки. Прорабатывались два варианта. Один Астрова, реализованный на Т-70 с последовательным расположением двигателей, второй Гинзбурга, с двумя параллельными двигателями, работающими каждый на свой борт и имеющими отдельные коробки передач, управляемых одним рычагом. Оба проекта курировались Гинзбургом.
Самоходная артиллерийская установка СУ-76М
Параллельная схема Гинзбурга имела ряд преимуществ. В случае рассогласования работы они не «придушивали» друг друга и меньше грелись, а если один заклиновало, машина сохраняла подвижность и могла выйти из боя или доползти до ремонтников на другом. В принципе, право на существование такого варианта немного позже доказала фирма «Cadillac» на своей модификации легкого танка М3, в котором стояло два параллельных автомобильных мотора. Правда реализовали они ее на более высоком техническом уровне, применив автоматические коробки передач с гидравлическим управлением и гидромуфтами. Это было нереально для промышленности Советского Союза и Гинзбургу пришлось ограничиться механикой.
Довольно ожидаемо победила схема Гинзбурга. Но было одно «но». Красивая и, даже, изящная на бумаге компоновка в реалиях работать не пожелала. Она не только была сложной в управлении, но и при движении вызывала сильные крутильные колебания, разрушающие трансмиссию. На испытаниях у обоих прототипов рассыпались КПП.
Вряд ли можно всерьез обвинять Гинзбурга в том, что он не нашел подлинной причины возникшей проблемы. На том уровне развития науки о проектировании транспортных средств, она была белым пятном. Теорией циркуляции паразитной мощности академик Чудаков начнет заниматься только после войны, а окончательно она сформируется лишь к пятидесятым. Поэтому Гинзбург пошел по версии, наиболее часто встречающейся в военный период. Гинзбург решил, что причиной всех бед стало качество изготовления как КПП, так и САУ в целом.
Поддержки он не нашел. Липгарт, главный конструктор ГаЗ им. Молотова, на обвинения в заводском браке написал письмо в Народный комиссариат Средмаша, в котором, в довольно резкой форме, заявил, что его КПП невозможно эксплуатировать в режиме работы с параллельными двигателями, а по выпускаемым грузовикам претензий к конструкции или качеству не было.
Самоходная артиллерийская установка СУ-76М
Не поддержали и в родном КБ завода №38, интуитивно обвинив во всем неудачную компоновочную схему.
Гинзбург пошел ва-банк, убедив руководство, что компоновка ни при чем, надо только повысить качество, усилить основные узлы и максимально облегчить машину. Этой, на первый взгляд победой, он собственноручно приговорил себя, не захотев признать ошибку и отказаться от неработоспособной конструкции до начала серийного выпуска.
Последствия не заставили себя ждать. После отправки первых САУ на фронт, отказы приобрели столь массовый характер, что после выпуска 600 машин, серийное производство остановили, а самоходку вернули на доработку. Разборка была короткой и жесткой. За «безответственное отношение к разработке» сняли наркома танковой промышленности Зальцмана, а Гинзбурга, не учитывая предыдущие заслуги, отправили на фронт зампотехом 32-й танковой бригады. Повоевать он не успел и месяца, 3-го августа 1943 года погиб под Курском.
Вернувшийся на должность наркома Малышев объявил конкурс на создание САУ этого типа, который выиграл конструктор всего ряда легких и плавающих танков РККА Астров. Именно его СУ-76 и стала самой массовой самоходкой Второй мировой войны, произведенной в количестве более 14 тысяч штук.
Источник: https://dzen.ru/a/ZCRsEkuIAHzOFQhH