Истребитель Thomas-Morse MB-3 и гоночные самолеты на его базе. США
Данный истребитель не является неизвестным, не является малосерийным (после Первой Мировой войны серия в 200 машин может рассматриваться чуть ли ни как массовое производство), однако выложить данную статью на сайт меня побудило то, что на базе этого истребителя были созданы гоночные самолеты, участвовавшие в национальных авиагонках и в соревнованиях на приз Пулитцера.
В 1918 году компания Thomas-Morse была приглашена для разработки нового одноместного истребителя, превосходящего последние модели SPAD. Истребитель должен был оснащаться восьмицильндровым V-образным 300-сильным двигателем водяного охлаждения Wright H, являвшимся лицензионной копией двигателя Hispano-Suiza. Цельнодеревянная конструкция была совершенно обычной с неразъемным верхним крылом и двумя отдельными консолями нижнего крыла с аэродинамическим профилем RAF 15; крылья имели по три сплошных лонжерона из ели и угол поперечного V в 3°. Элероны были установлены только на верхнем крыле; также на нем были установлены радиатор и самотечный трехгаллонный (13,638 л) топливный бак. Верхнее крыло отличалось большим вырезом, обеспечивавшему пилоту доступ в очень тесную кабину. Пространство было настолько ограничено, что не было места для приборной панели — они были разбросаны везде, где было хоть какое-то место. Два других топливных бака были размещены в фюзеляже — один емкостью 18 амер. галл (68,137 л) впереди пилота и другой на 20 амр. галл (75,708 л) под педалями руля направления. Два 0.3" (7,62 мм) пулемета Marlin были установлены под карапасной опалубкой.
В сентябре 1918 года были заказаны четыре прототипа (40092/40095) и первый из них во время состоявшегося 21 февраля 1921 года полета в Итаку (Ithaca) развил скорость 168 миль/ч (270,312 км/ч), время подъема на высоту 10000 футов (3048 м) 4 мин 52 сек, заявив о неофициальном мировом рекорде для самолетов данного типа. Отправленный техническому управлению авиационной службы Армии (Air Service’s Engineering Division) на аэродром МакКук-Филд, Дэйтон, штат Огайо (McCook Field, Dayton, Ohio) для статических испытаний 40092 больше никогда не летал. Остальные три прототипа получили закрепленные за ними секцией летных испытаний (Flight Test Section) "P-номера": P-66 (40093, каннибализирован разборкой на части после 1921 года), Р-124 (40094, поврежден во время транспортировки и возвращен в цех 7 для ремонта, разбился 30 марта 1921 года), и P-121 (40095, дожил до октября 1926 года).
схемы MB-3
Несмотря на то, что летчики аэродрома МакКук обнаружили самолет обладающим благоприятными летными характеристиками и простотой в рулежках, они сообщили, что обзор из кабины пилота в полете неудовлетворителен, а сама кабина слишком тесная. Техническое обслуживание являлось серьезной проблемой, особенно в отношении утечки топлива из основного бака сложной формы; масло попадало в нижнюю часть фюзеляжа, портя опоры и позволяя баку протекать через 10 часов полета. Также как необкатанная и сложная топливная система, радиатор доставлял массу проблем; это привело к необходимости резки конструкции фюзеляжа для доступа к магнето. Помимо этого планер сильно страдал от вибрации двигателя. В ответ на эти замечания в конструкцию 40095 были внесены изменения. Кабина была увеличена (но не расширена), радиатор был перенесен немного вправо от оси самолета для установки более емкого самотечного бака объемом 12 амер. галл (45,425 л), а из-за укрепления конструкции ее вес был увеличен на 130 фнт (58,968 кг).
В этом переделанном виде вместе с урезанным по вертикали килем 19 июня 1921 года Армия заказала компании Thomas Morse 50 экземпляров (63331/63380) истребителя MB-3; самолеты были поставлены в ноябре. Четыре серийных самолета были испытаны на аэродроме МакКук (P-164/63332, P-197/63336, P-201/63338 и P-208/63337) для разработки дальнейших усовершенствований, включая дополнительное усиление конструкции и переделанную систему охлаждения с радиаторами на каждой стороне кабины вместо одного на верхнем крыле.
второй изготовленный самолет MB-3 (P-164) на аэродроме МакКук-Филд
Контракт на двести MB-3A (68237/68436) с указанными выше изменениями, а также с усиленным вооружением из двух пулеметов Browning (по одному 0,3" (7,62 мм) и 0,5" (12,7 мм)) в соответствии с тогдашней конкурсной системы торгов был выдан в апреле 1921 года компании Boeing, предложившей более низкую цену, чем у Thomas Morse и еще четырех других компаний. Сумма контракта составляла пол миллиона долларов — вплоть до 1937 года это был крупнейший контракт на поставку истребителей. Один экземпляр самолета (63 332) был отправлен компании Boeing, но разбился при посадке в Сиэттле. Первый построенный компанией Boeing истребитель MB-3A 7 июня 1922 года был отправлен в Кэмп-Льюис (Camp Lewis); на посадке этот самолет переехал через небольшую канаву и перевернулся. Все самолеты серии были поставлены между 29 июля и 27 декабря 1922 года. В качестве последней попытки уменьшить вибрацию были применены двух и четырех-лопастные винты, взаимозаменяемые у MB-3A и последними пятьюдесятью самолетами, имевшими переделанное хвостовое оперение с удвоенной площадью киля (данная особенность была испытана на 68237/P-259 на аэродроме МакКук).
После снятия с вооружения Boeing MB-3A несколько MB-3 стали учебно-тренировочными самолетами для повышенной летной подготовки MB-3M. Они базировались на аэродроме Келли-Филд, Техас (Kelly Field, Texas) находясь в составе 43-й учебной эскадрильи (43rd School Squadron) и окончательно были выведены из эксплуатации в 1929 году. MB-3B был представленной компанией Boeing моделью с удлиненным на 2 фута (0,61 м) фюзеляжем и четырьмя элеронами, но она не была принята.
Начиная с 1920 года, когда капитан Гарольд Э. Хартней (Capt Harold E Hartney) на прототипе MB-3 (номер 41) занял второе место в пулитцеровских гонках, MB-3 и MB-3A принимали участие в авиагонках. Другой прототип MB-3 (номер 43) использовался лейтенантом Ли Уэйдом (Lt Leigh Wade), но вынужден был сойти с дистанции после первого круга. Армия применяла MB-3 в гонках вплоть до 1923 года.
Для гонок следующего года компания Thomas-Morse 24 мая 1921 года получила контракт на три MB-6 (68537/68539). Это была версия MB-3 с уменьшенным размахом крыла (19 фт (5,791 м)), фюзеляжем, укороченным на 6 дйм (0,152 м), полная масса уменьшилась до 2023 фунт (917,633 кг); машина оснащалась 400-сильным двигателем Wright H-2. Все трое были отправленыиз Итаки на аэродром МакКук-Филд; один самолет был использован для статических испытаний (68539/P-370), другая машина (68537) впервые поднялась в небо 21 октября под управлением лейтенанта Джона Э. Макриди (Lt John A Macready). Тем не менее этот самолет, пилотировавшийся победителем гонок 1920 года капитаном К.К. Мозли (Capt C C Moseley), разбился четыре дня спустя во время аварийной посадки. Таким образом оставшийся MB-6 (переименован в R-2 для серии армейских гоночных самолетов) был немедленно отправлен в Омаху, где под управлением Макриди машина заняла второе место со скоростью 160,7 миль/ч (258,566 км/ч).
три MB-6 с обрезанным крылом и 400-сильным двигателем Wright H-2 были изготовлены для участия команды Армии США в национальных авиагонках 1921 года
Второй контракт Армии на поставку морской пехоте двенадцати MB-3 был размещен 16 мая 1921 года. Позже по заявке Флота этот заказ был изменен на поставку 10 MB-3 (BuA-6060/6069) и двух гоночных самолетов-монопланов MB-7 (BuA-6070/6071, бывшие 64373/64374). Подкосный моноплан MB-7 отличался измененным размахом (24 фут (7,315 м)) своего крыла-парасоля с "придаточным крылышком" ("Alula") и 400-сильным двигателем Wright H-2. Первый полет из Итаки состоялся 24 октября под управлением Хартнея; первый MB-7 (64373) разбился во время гонок после отказа топливного насоса. Второй MB-7, собранный в феврале 1922 года, оснащался двигателем Wright H-3. Первый полет машины под управлением лейтенанта морской пехоты Фрэнсиса П. Малкахи (Marine Lt Francis P Mulcahy). Тем не менее, в 1922 году он не смог закончить гонку в Детройте из-за перегрева двигателя. После гонки вплоть до 1925 года MB-7 хранился на филадельфийском авиазаводе ВМФ (Naval Aircraft Factory), пока не был отправлен на слом.
первый флотский гоночный самолет MB-7 с "придаточным крылышком", разбившийся во время авиагонок, проводившихся в Детройте в 1921 году (коллекция Гарольда Эндрюса (Harold Andrews))
Одиннадцатый MB-3, построенный чтобы заменить поврежденный MB-7, получил неиспользованный серийный номер A-6070. В течение февраля 1922 года все MB-3 были доставлены на авиабазу корпуса морской пехоты Куантико (MCAS — Marine Corps Air Station, Quantico) для использования третьей авиаэскадрильей морской пехоты. После ограниченного использования они были отправлены на хранение, а затем в 1923 году были отправлены Армии на аэродром Лэнгли-Филд (Langley Field).
В 1927 году несколько MB-3M и MB-3A были использованы на съемках фильма "Крылья" ("Wings"), изображая СПАДы и немецкие самолеты. В основном съемки велись на аэродроме МакКук и несколько самолетов были унитожены в сценах катастроф.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ MB-3
Силовая установка: один восьмицилиндровый двигатель водяного охлаждения Wright H (Hispano-Suiza) мощностью 300 л.с.
Вооружение: два пулемета 0,3" (7,62 мм) Marlin
Размеры:
размах крыла
верхнего 26 фт 0 дйм (7,925 м)
нижнего 24 фт 6 дйм (7,467 м)
длина 19 фт 11 дйм (6,07 м)
высота 8 фт 6 дйм (2,59 м)
площадь крыла 250,5 фт² (23,272 м²)
Вес:
пустого 1506 фнт (683,122 кг)
полный полётный 2094 фнт (949,838 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 152 миль/ч (244,568 км/ч)
крейсерская скорость 144 миль/ч (231,696 км/ч)
скороподъемность 1930 фт/мин (588,264 м/мин, 9,804 м/с)
скорость подъема на высоту 6500 фт (1981,2 м) 3,9 мин
практический потолок 23700 фт (7223,76 м)
дальность (при емкости топливного бака 41 амер. галл (155,202 л)) 288 миль (463,392 км)
источник: John Wegg "General Dynamics Aircraft and their Predecessors"