Истребитель ТАМ-97 «Паскунджи» (Мифическая драконообразная птица) в МГК

0

ТАМ-97 "Паскунджи" впервые совершивший полет в 1989 г., в настояшее время является основой истребительной авиации ВВС Грузии, заменив старые самолеты семейства Нортроп F-5.

Спроектированный в соответствии с требованиями грузинских ВВС как истребитель четвертого поколения, "Паскунджи" представляет собой эффективный многоцелевой боевой самолет поколения "4+", способный выполнять задачи ПВО и уничтожать наземные цели.

Характерной чертой использования истребителей в Грузии является их максимальная приспособленность к условиям горной местности с ее ограниченными равнинными пространствами. Самолеты должны отличаться высокими взлетно-посадочными характеристиками, дающими возможность взлетать с коротких ВПП и отдельных участков автострад, простотой технического обслуживания, в результате чего с самолетами может работать менее квалифицированный наземный персонал. Кроме того истребители должны были быть максимально универсальными.

Фирма «Тбил Авиа Мшени» ТАМ спроектировало легкий дозвуковой штурмовик/истребитель ТАМ 79/83 "Марджани", первый вариант которого поставлялся грузинским ВВС в 1984-86 г.г. Приблизительно в это же время в ВВС встал вопрос замены первых истребителей F5A полученных в середине 60-х. Фирма Нортроп на тот момент разрабатывала новую Мк. истребителя этого семейства F5G/F20 Tigershark который заинтересовал командование грузинских ВВС.

Параллельно КБ фирмы ТАМ в 1981 г начало разработку своего перспективного истребителя с двигателем General Electric F404-GE-100А.

В конструкции самолета  почти 25% деталей планера должны изготавливаться из композиционных материалов, главным образом армированных стеклопластиков. На крыле располагались четыре узла для подвески: бомб и управляемых ракет (УР) класса "воздух — поверхность". На концах крыла находились направляющие для УР класса "воздух — воздух". Предусматривались 2 встроенные 30-мм пушка. Самолет должен был обладать высокой живучестью, маневренностью и сравнительно небольшими размерами, эксплуатироваться с неподготовленных ВПП или участков шоссейных дорог. Нормальная взлетная масса должна была быть в пределах 8000 — 9000 кг.

В марте 1983 г. командование грузинских ВВС выработало требования к новому истребителю, рассматривалась вероятность закупки истребителей Дассо Авиасьон "Мираж" 2000, Дженерал Дайнэмикс F-16 "Файтинг Фолкон", Макдоннелл-Дуглас F/A-18А/В "Хорнит" и Нортроп F-20 "Тайгершарк". Кроме того в правительстве, решили, что фирма ТАМ может предоставить свой вариант на рассмотрение.

В результате сравнения оценок, было признано нецелесообразным использование подфюзеляжного воздухозаборника. Подфюзеляжный воздухозаборник создал бы проблему попадания в двигатель посторонних предметов. Таким образом с дистанции сошел Дженерал Дайнэмикс F-16 "Файтинг Фолкон"

В конце июня 1984 г. руководство ТАМ приняло решение о постройке двух опытных истребителей ТАМ-Ех-85. В сентябре 1986 г. начались стендовые испытания системы управления будущего самолета и его гидравлической системы, а в январе 1987 г. состоялось первое стендовое испытание планера с двигателем.

В ноябре 1986-го окончательно аннулировали программу F-20. Как сказано в пресс-релизе фирмы "Нортроп" "…нет необходимости в дальнейших инвестициях в программу разработки F-20."

Стендовые испытания завершились к середине 1987 г., после чего фирма ТАМ приступила к постройке первого опытного самолета. В феврале 1988 г. состоялся первый показ макета самолета руководству ВВС и журналистам.

26 апреля 1988 г. на заводе ТАМ состоялась презентация первого опытного истребителя ТАМ-Ех-85 "Паскунджи. Предполагалось, что летные испытания самолета начнутся летом того же года, но проблемы, выявленные в авионике и системе управления периодически переносили дату первого полета.

Для большей уверенности фирма ТАМ решила провести дополнительные испытания на пилотажном стенде. В марте 1989 г. фирма приступила к наземным испытаниям двигателя на опытном истребителе.

Наконец, 9 декабря 1989 г. опытный самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Арсеном Кабабчяном, выполнил первый полет.

Истребитель ТАМ-97 "Паскунджи" (Мифическая драконообразная птица) в МГК

До этого летчик отработал на пилотажном стенде свыше 1000 ч. В шестом полете (2 февраля 1990 г.) во время посадки на заводском аэродроме в истребитель разбился. Летчик-испытатель катапультировался и сумел остаться невредимым.

Авария вызвала длительную задержку в программе создания истребителя.

В июле 1990 г. Министерство обороны Грузии выдало фирме ТАМ заказ на проектирование двухместного варианта истребителя "Паскунджи.

Истребитель ТАМ-97 "Паскунджи" (Мифическая драконообразная птица) в МГК

Руководство ВВС, со своей стороны, потребовало провести дополнительные летные испытания, чтобы определить степень соответствия самолета требованиям ВВС.

4 мая 1991 г. выполнил первый полет второй опытный истребитель. В конце декабря того же года начались полеты третьего опытного самолета, оснащенного полным комплексом авионики, но без РЛС. В конце марте 1992 г. приступили к летным испытаниям самолета с установленной РЛС.

Наконец, в конце октября 1991 г. полетел четвертый опытный самолет, который по составу оборудования и систем максимально соответствовал серийному истребителю. Испытания показали, что взлетно-посадочные характеристики превзошли запланированные.

К середине 1992 г. фирма ТАМ объявила о завершении испытаний. В связи с этим командование ВВС решило, что истребитель "Паскунджи" может быть принят на вооружение, поскольку во время испытаний многие расчетные характеристики были улучшены. В сентябре 1992 г. было дано разрешение на создание двухместного самолета. Тогда же между фирмой ТАМ и Министерством обороны был подписан контракт на производство истребителей.

В начале марта 1993 г. к четырем опытным самолетам присоединился первый предсерийный истребитель. В начале июля 1993 г. все пять истребителей были передан ВВС для эксплуатационных испытаний.

В течение 1993-1996 г.г. продолжались летные и эксплуатационные испытания самолетов. К 1996 г. опытные и предсерийные истребители "Паскунджи" успешно прошли испытания на отработку сброса УР класса воздух — воздух и воздух — поверхность. Выполнялись испытания по выходу из штопора и полеты на больших углах атаки.

Фирма ТАМ провела большой объем статических и усталостных испытаний планера самолета. Усталостные испытания проходили в течение пяти лет.

Первый серийный истребитель названный ТАМ 97А «Паскунджи» ВВС Грузии приняли на вооружение в январе 1998 г. Двухместный вариант назывался ТАМ 97В.

По первоначальным планам ВВС, к 2001 г. на вооружение планировалось принять 60 истребителей "Паскунджи", должны были заменить истребители Нортроп F5-A/B/E/F в пяти эскадрильях. Таким образом, в середине 2001 г. в составе ВВС Грузии не осталось истребителей семейства Нортроп F5

В основу эксплуатации истребителей "Паскунджи" положена концепция, предусматривающая возможность базирования на рассредоточенных аэродромах, согласно которой, в случае войны все авиабазы должны полностью опустеть; каждая эскадрилья рассредоточит свои самолеты на небольших площадках в различных точках страны, для их взлета будут служить прямые участки шоссе.

Требование этой концепции оказало существенное влияние на выбор соответствующего оборудования и способы эксплуатации. Истребители «Паскунджи» должны взлетать и садиться на ВПП длиной не более 1000 м и шириной 15 м. Предполетная подготовка должна выполняться в относительно примитивных условиях, но при этом она должна быть простой и быстрой. Выполнить такое условие оказалось очень сложным, но фирма ТАМ успешно справилась с поставленным заданием.

Подобный опыт эксплуатации подразумевает, что самолет должен часто менять место базирования и, в идеале, никогда не возвращаться туда, откуда вылетел. По мнению ее разработчиков, это затруднит противнику определение координат резервного аэродрома.

В идеальных условиях для подготовки к повторному вылету истребителя "Паскунджи" в варианте перехватчика требуется около 15 мин, а ударного варианта — 25 мин.

При разработке самолета время подготовки к повторному вылету, надежность и простота в обслуживании были среди основных требований.

Самолеты ТАМ 97А/В имеют в наличии выдвижную штанги топливоприемника для заправки топливом в полете (размещена в передней части фюзеляжа, перед кабиной пилота)

Конструкция самолета

Одноместный истребитель ТАМ97А, выполненный по стандартной схеме, имеет низкорасположенное трапециевидное крыло, трапециевидный цельноповоротный стабилизатор и один ТРД.

Основные опоры шасси имеют по одному пневматику, убираются вперед в подфюзеляжные отсеки, оснащены углеродными тормозами и автоматами скольжения. Передняя опора с двумя пневматиками самоориентирующаяся, убирается назад.

Фонарь кабины выполнен из акрилового стекла толщиной 9 мм. Лобовое остекление имеет толщину 26.5 мм и способно выдерживать попадание птицы массой 1 кг при скорости 1000 км/ч

 В кабине экипажа установлено катапультное кресло Мартин-Бейкер 10LS. Угол наклона спинки кресла 27 град.. Оно обеспечивает:

  • покидание самолета во время стоянки;
  • покидание самолета в диапазоне высот от 0 до 16000 м;
  • покидание самолета при скорости до 1 150 км/ч на малой высоте и при скорости, соответствующей числу М = 1,5 на большой высоте;
  • покидание самолета на высоте 100 м при перевернутом полете;
  • покидание самолета на высоте 700 м во время вертикального пикирования;
  • покидание самолета в диапазоне перегрузок от +6 до -3.

Для разрушения фонаря во время катапультирования используется детонирующий шнур. Кресло имеет один основной и два дополнительных пороховых ускорителя, работающих последовательно.

Силовая установка самолета состоит из одного ТРД General Electric F404-GE-100А взлетной тягой 5510 кг (8220 кгс — на форсажном режиме).

Вооружение

В состав вооружения истребителя ТАМ97А/В входят 2 встроенные одноствольные 30-мм пушка Аден с боезапасом по 100 снарядов. Пушки расположены в нижней части фюзеляжа. Для пушки применяется автоматическая систему прицеливания, совмещенная с РЛС и автопилотом. Автоматический прицел следит за целью и вычисляет дальность и угол упреждения. Как только летчик начинает стрельбу, бортовая РЛС отслеживает траекторию снарядов, а автопилот удерживает самолет в нужном положении. Система обладает высокой надежностью и точностью, позволяет вести огонь на больших дистанциях, днем и ночью, а также в плохую погоду.

Для поражения наземных целей используются телеуправляемые УР класса "воздух -поверхность" Хьюз AGM-65A/B "Мейврик", Ракета AGM-65B отличалась наличием режима увеличения изображения цели, что позволяло захватывать цель на расстоянии в два раза большем, чем это делала ракета AGM-65A. Дальность полета ракеты 3 км, но представители ВВС Грузии утверждают, что эффективная дальность пуска против цели типа "танк" достигает почти 6 км.

На четырех подкрыльных и одном подфюзеляжном узлах подвески самолет может нести шесть блоков с НАР

Для поражения воздушных целей самолет "Паскунджи" может нести УР малой дальности Рейтеон AIM-9L "Сайдуиндер" с тепловой головкой самонаведения, и УР средней дальности AMRAAM AIM-120,

Истребитель может нести четыре УР AIM-120 и одновременно атаковать четыре цели. При этом РЛС способна сопровождать еще 10 целей.

На двух пилонах под крылом и на одном подфюзеляжном пилоне могут подвешиваться три ПТБ емкостью по 530 л или один ПТБ емкостью 1275 л (только под фюзеляжем).

С двумя УР AIM-120, двумя УР AIM-9L  и двумя подвесными топливными баками самолет "Паскунджи" может в течение 2 ч патрулировать на расстоянии 370 км от базы. Заправка топливом в полете позволяет значительно увеличить время патрулирования.

С тремя бомбами калибром 454 кг при выполнении полета по профилю "малая — малая — малая высота" боевой радиус самолета составляет почти 600 км. Если он несет две подобные бомбы и ПТБ, то боевой радиус увеличивается до 800 км.

 

Истребитель ТАМ-97 "Паскунджи" (Мифическая драконообразная птица) в МГК

 

Истребитель ТАМ-97 "Паскунджи" (Мифическая драконообразная птица) в МГК

 

Истребитель ТАМ-97 "Паскунджи" (Мифическая драконообразная птица) в МГК

 

Истребитель ТАМ-97 "Паскунджи" (Мифическая драконообразная птица) в МГК

 

Модификация             TAM97A

Размах крыла, м          8.00

Длина самолета, м      14.10

Высота самолета, м    4.50

Масса, кг      

  пустого          6800

  нормальная взлетная           9800

  максимальная взлетная           12000

Тип двигателя             1 ТРД General Electric F404-GE-100А

Тяга, кН        

  нефорсированная     1 х 55.00

  форсированная         1 х 82.00

Максимальная скорость, км/ч:      

  у земли           1400

  на высоте       2125 (М=2.0)

Перегоночная дальность., км 3.500

Боевой радиус действия, км          

  на малой высоте       370

  на большой высоте              800

Скороподъемность, м/мин    4700

Практический потолок, м     19000

Макс. эксплуатационная перегрузка 9

Экипаж, чел    1

Вооружение: две 30-мм пушка ADEN

 Боевая нагрузка — 5200кг на 7 узлах подвески

ГОРЕЦ
Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account