Истребитель истребителей, или русский ответ на турецкие бронепалубные крейсера типа «Джезаирли гази»

0

Заказ Турцией "убийц броненосцев" — бронепалубных крейсеров типа "Джезаирли Гази" (подробнее — тут https://alternathistory.ru/istrebiteli-bronenostsev-turetskie-bronepalubnye-kreisera-serii-dzhezairli-gazi#comments) произвел в русском Морском министерстве изрядный фужер…фураж…ах, простите, фурор

Нет, в начале все было благолепно — когда до наших палестин дошли известия о том, что англичанка для турков заложила четырехтысячетонные "безбронные" крейсера, сие никого не напугало и не заинтриговало даже. Охота туркам всякой мелочью баловаться — так исполать им, главное, чтобы новых броненосцев не закладывали. А вот ежели придет час, да двинем мы на Босфор всей своей новопостроенной броненосной силою — вот тогда эти крейсерки туркам помогут, как мертвым припарки . Разве что пашу Османского из Иштамбула во Хранцию увезут спасаться. Ну а коль неровен час, подвернутся нашей "Екатерине", или там "Чесме" — так те их одним буруном с под форштевня на вечный покой спроводят. Совсем турки из ума выжили — ну на кой ляд им эти крейсера сдались-то?

Истребитель истребителей, или русский ответ на турецкие бронепалубные крейсера типа "Джезаирли гази"

Однако же, когда сии вроде бы никчемные крейсерки спустили на воду, неожиданно пришли новые сведения — да какие! Оказывается англичане-искусники, мать их за ногу да через коромысло, умудрились оснастить их новейшими своими 13,5 дюймовыми орудиями — да не по одному, а по паре на корабль! И это — при скорости в осьмнадцать с полтиной узлов!! Вот это было известие, так известие — суета наступила такая, что, казалось, в МТК тридцативосьмипудовый снаряд с британской тринадцатидюймовки разорвался.

Истребитель истребителей, или русский ответ на турецкие бронепалубные крейсера типа "Джезаирли гази"

Дело дошло до Великого князя Алексей Александровича. Тот сию турецкую негоцию не одобрил: "Это что ж получается?! Османские пакостники будут вкруг наших броненосцев круги нарезать, быстрее чем на "Синопе" пушки поворачиваются, да сорокапудовыми снарядами гордость Российской Империи потчевать?! Не бывать по сему!! А подать мне Шестакова, да быстро!!!"

Вице-адмирал Шестаков Иван Алексеевич, управлявший в те года Морским министерством, от светлейшего князя только что не в слезах вышел. И было от чего! Инструкции генерал-адмирала звучали так:

"Постройку нового черноморского малого броненосца — прекратить (это были 12 апостолов, прим авт), а заместо него заложить крейсер, но не больше, а лучше бы  и поменьше того броненосца —  тыщ так в 7 тонн весом. И сделать такой крейсер, чтобы оба этих турецких недомерка и догнать и потопить мог. А поелику негоже нам без броненосца оставаться, на крейсер его меняя, то сделать еще и так, чтобы сей крейсер смог бы, когда Босфор захватывать будем, вместе с броненосцами турецкие форты штурмовать не неся чрезмерного урону от османской крепостной артиллерии…"

— Ну как же можно?!, — шептал бледными губами Иван Алексеевич

— И крейсер быстроходный, и броненосец защищенный Великому князю подать изволь, да в семи тыщах тонн весом всего? Да где ж такое видано?!

Специалисты МТК только руками развели — неможно, господин вице-адмирал такой корабль спроектировать. Совсем пригорюнился Шестаков…

…Да вспомнил потом об инженерах-черноморцах. А с ними, с черноморцами этими, такая история вышла

Когда в 1886 г. вице-адмирал черноморские верфи посещал и осматривал, то имел он беседы длительные  с корабельными инженерами А.П. Тороповым да  К.Н. Арцеуловым. И узнал тогда Ше­стаков, что сии и иные специалисты, не будучи членами МТК, отстранены от участия в проектировании новых броне­носцев, несмотря на то, что инженеры зело грамотны и в судостроении искушены немало. А единственным препятствием было незнание тактико-технических заданий на разработку проектов. "Я понимаю, что Комитет хочет сам составлять проекты и не иметь себе конкурентов, а поэтому и скрывает эти программы, но я требую, чтобы составление чертежей на конкурсе было общим делом", — написал тогда Шестаков. По его слову все и вышло, и новый черноморский броненосец "12 апостолов" уже по чертежам черноморского инженера Гуляева заложили. Хороший проект Эраст Евгеньевич придумал, не чета столичным специалистам… Так, может, и сейчас чего удумает ?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ломал голову Эраст Евгеньевич, и так и эдак прикидывал, а придумал таки, как загадку великокняжескую разрешить!

За основу взят был броненосный крейсер, что на Балтике строился, "Память Азова" прозываемый.

Истребитель истребителей, или русский ответ на турецкие бронепалубные крейсера типа "Джезаирли гази"

Водоизмещение у него было самое подходящее, да и бронированием не обижен —  152-102 мм бронепояс двухметровой высоты почти по всей ватерлинии, да палубу в 37 мм, только в оконечностях сокращеную до дюйма, да двухдюймовыми скосами. И вооружение ничего — 2*203-мм/35 да 13*152-мм/35. Это, конечно, не 13,5 дюймов османского чуда-юда, зато свой выстрел в минуту шестидюймовки делали исправно, а тяжелый, в 3,5 пуда снаряд многих дел на бронепалубном крейсере натворить мог, в том и сомнения не было.

Истребитель истребителей, или русский ответ на турецкие бронепалубные крейсера типа "Джезаирли гази"

Но как же его от крепостной-то артиллерии защитить, да от новых пушек англицких? Для этого пояс нужен был в восемнадцать дюймов, а мыслимое ли дело на семитысячетонном крейсере такое ставить?

Вот тут-то и пригодилась сметка да хватка, коей Эраст Евгеньевич отличался. По его новому проекту узеньким полутораметровым 102-мм поясом только машины да котлы нового крейсера прикрывали, без оконечностей. Зато прямо перед машинами, во всю ширь корабля, огромадный траверз предусматривался, пяти метров высоты и восемнадцатидюймовой толщины.

Тут ведь как? — размышлял Гуляев.

— Ежели мы османов увидим — нам на них разворачивать потребно, и идти на сближение полной скоростью, дистанцию сокращая, чтобы, пока турки со своими тринадцатидюймовками возятся, мы их градом восьми- да шестидюймовых снарядов успели засыпать. Линии баталии не будет — а значит и бронепояс нашему крейсеру ни к чему. А осьмнадцатидюймовый сталежелезный траверз, глядишь, англицкий 13,5-дюймовый снаряд и выдюжит… наверное.  И противу батарей береговых хорошо выйдет —  поворачиваемся к вражьему форту носом, и пусть пробует восемнадцать дюймов брони расковырять… а если даже в борт снаряд попадет — так от 102-мм плиты срикошетит, угол то большой будет, главное только бортом к врагу не поворачивать, ну да это уже командира заботы…

А вес брони, какой был на Памяти Азова — таким и остался, просто масса с бортов в траверз перетекла.

— А кормовой траверз как же?, спросил Шестаков

— А нету его, — ответствовал Гуляев

— Наш крейсер — охотник, а не дичь, ему зад врагу показывать невместно.

Шестаков с таких идей пришел в полный восторг и Гуляева расхвалил — не то, чтобы ему система бронирования замечательной показалась, а только желания Великого князя удовлетворены, что верно, то верно.  Однако же, раз крейсеру новому предстоит воевать, носом ко врагу оборотившись, то и размещение вооружения корабельного пересмотрели изрядно.

На "Памяти Азова" погонная шестидюймовка предусматривалась. Однако же на новом проекте, в носовую часть крейсера умудрились целых два погонных орудия поставить! Правда, полубак пришлось срезать, чтобы корабль на нос от перегрузки не сел, да и на борт погонные пушки стрелять не могли, но зато в нос — всегда пожалуйста!

К двум восьмидюймовкам добавили третью — раз полубака нет, так пусть на верхней палубе стоит, по курсу корабля огонь ведет. Пушки в спонсонах оставили, где стоят, только спонсон увеличили чуток, дабы прямо по курсу стрелять сподручнее было. А еще, когда на "Памяти Азова" один только спонсон стоял, так в новом проекте спонсон на каземат опирался — восьмидюймовка на верхней палубе и под ней — шестидюймовка на батарейной.

Вот так и вышло, что вместо 2*203-мм  и 13*152-мм поставили на новый крейсер 3*203-мм да 10*152-мм. Но, проекту согласно, в нос могли стрелять все три восьмидюймовки, да еще и четыре шестидюймовки (погонные, да в казематах под спонсоном) 

Истребитель истребителей, или русский ответ на турецкие бронепалубные крейсера типа "Джезаирли гази"

Машину напроектировали помощнее — в расчете на 19,5 узловый ход, однако же и поновее, котлов поставили столько же, да дмымоходы в две трубы вместо трех вывели

Нарекли новый корабль "Памятью Меркурия", да и заложили в 1890 году от Рождества Христова. Однако же строили с российской неспешностью, от чего, правда, для оного крейсера одна только польза вышла.

Не успели толком приступить — а там уже гарвей-мастак свою новую броню удумал. Так что получил корабль гарвеевскую броньку, и ежели раньше Гуляев о том, выдержит ли траверз 600 кг вражий снаряд задумывался, то теперь уж спал спокойно. А там и скорострелки Канэ поспели, их заместо старых тридцатипятикалиберных на крейсер и поставили…4 года корабль в постройке был, а в 1894 году вошел броненосный крейсер "Память Меркурия" в состав Российского Императорского черноморского флота

Хотя (это уж как водится) всех весов вовремя не просчитали, и водоизмещение почти до 8 тыс тонн дошло, однако же на испытаниях 18,9 узлов крейсер все же развил.

Вот так-то.

Истребитель истребителей, или русский ответ на турецкие бронепалубные крейсера типа "Джезаирли гази"

Подписаться
Уведомить о
guest

64 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account