История сражающегося сокола. Часть 15 Система дозаправки в воздухе «шланг – конус»
Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon, с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.
В авиации ВМС США применяется гибкая система «шланг – конус» с выдвижными штангами, поэтому первые проработки оснащения F-16 такой штангой были выполнены в ходе НИОКР по варианту палубного базирования. Разработку палубного вариант F-16 прекратили до постройки прототипа, а оснащение F-16 выдвижной штангой рассматривали как опцион для ВВС стран, на вооружении которых состоят самолет-заправщики с системой «шланг-конус» (КС-130, Ил-78).
ВВС США с 50-х гг. эксплуатировали самолеты с жесткой системой дозаправки. Жесткая система обладает одним неоспоримым недостатком – один заправщик одномоменто способен дозаправлять только один самолет, поскольку штанга у него одна и размещена в фюзеляже. Заправщик с гибкой системой в одно и то же время может отдавать топливо двум и даже трем самолетам (два от подкрыльевых узлов дозаправки, один – от фюзеляжного). Время дозаправки группы самолетов при использовании гибкой системы сокращается, в теории.

Преимущество системы «шланг — конус» наглядно: возможность одновременной дозаправки двух самолетов, в том числе разных типов. Фото коллажа (МиГ-31 и Су-24МР) сделаны с интервалом в несколько секунд с борта Ил-78; это реальная дозаправка, а не сухие контакты
ВВС не собирались в угоду унификации отказываться от милой им жесткой системы по следующим соображениям:
— время дозаправки группы самолетов определяется не только количеством точек дозаправки, но и скоростью перекачки топлива. Скорость перекачки топлива выше у жесткой системы.
— переход на гибкую систему чреват осложнением эксплуатации состоящих на вооружении самолетов F-15, F-16, А-10 и планируемых к принятию на вооружение истребителей F-22.
Мнение командования ВВС не разделяли высокие чины из министерства обороны США, желавшим обеспечить дозаправку самолетов авиации ВМС от заправщиков ВВС. Собственные возможности флота по дозаправке в воздухе были весьма ограниченными: флот в 1990 г. располагал 70 заправщиками КС-130 против 550 КС-135 и 59 КС-10 у ВВС. ВВС под давлением Пентагона в конце 80-х гг. все же приступили к оснащению танкеров КС-10 и части КС-135 дополнительно системами «шланг – конус». Принятию системы «шланг – конус» как штатной ВВС противились как могли.
По инициативе Министерства обороны США корпорация «Rand» в 1990 г. в рамках проекта «The Aerial Refueling Initiative» аналитическую работу по оценке достоинств и недостатков обоих систем дозаправки. Аналитики вдребезги разнесли утверждение ВВС о почти одинаковом времени дозаправки группы самолетов при использовании мягкой и жесткой систем. Аналитик рекомендовали:
— установить штанги на всех самолетах F-15 и F-16;
— предусмотреть размещение штанги на всех перспективных самолетах, таких как F-22, на этапе НИОКР;
— оборудовать на части парка танкеров КС-135 два крыльевых узда дозаправки «шланг – конус».
Стоимость реализации этих предложений – доработка примерно 3000 самолетов F-15 и F-16, 250 заправщиков КС-135 — оценивалась в 1,3 млрд. долл. (цены 1991 г.). Серьезная сумма, однако она могла быть выделена за счет экономии от снятия с эксплуатации 26 танкеров КС-135, поскольку количество заправщиков в ВВС в то время полагали избыточным.
Министерство обороны и штаб ВВС, как водится, вступили в переговоры, которые правильнее именовать торгом. Результат торга: штанги на F-15 и F-22 не ставить, под систему «шланг – конус» модернизировать 75 КС-135, изучить возможность установки штанги на F-16.
ВВС пошли на компромисс в отношении установки штанги на F-16 только потому что, не рассматривали сей аппарат в качестве «air superiority fighter’а». Штанга, как убираемая, так и неубираемая, портит аэродинамику и ухудшает маневренные характеристики, а потому для самолета воздушного боя, по мнению командования ВВС, недопустима. Ухудшения аэродинамики F-16 в ВВС тоже не желали, отклонив при этом единственно возможный вариант не сильно портить самолет уродливым устройством: поменять пушку на штангу.
Высокие договаривающиеся стороны пришли к выводу о невозможности в лабораторных условиях оценить плюсы и минусы оборудования F-16 штангой гибкой системы дозаправки в воздухе. Требовалось провести летный эксперимент.
Одну из спарок F-16B доработали в летающую лабораторию с неубираемой штангой. Летные эксперименты с выполнением сухих контактов с заправщиком КС-10 и истребителем-бомбардировщиком F-4D (с/н 66-7759, б/н N428FS), оборудованным подвесным заправочным агрегатом, в 1991 г. прошли успешно.

Демонстрация сухого контакта спарки F-16В, оборудованной неубираемой штангой, с F-4D, выступающим в роли заправщика, 1991 г.

Дозаправка F-16C из 401-й эскадрильи ВВС США от КС-135. Первые дни операции «Буря в Пустыне», 1991 г. Оба F-16C несут боевую нагрузку, в том числе контейнеры РЭБ под фюзеляжами.
В 1991 г. случилась «Буря в Пустыне», опыт которой тщательно обобщался и разбирался. Выводы делались сугубо научные – то есть такие, которые устраивали заказчика. Аналитика от ВВС подтвердила правильность ставки на заправщики с жесткой системой. Аналитика от «Rand» показала однозначную необходимость перехода от жесткой системы к гибкой. Разбираться методиках обобщения боевого опыта по дозаправке в воздухе периода 1990 – 1991 гг. – занятие интересное, но в данном случае лишнее. Любознательные – в интернет, рекомендую «Aerial Refueling Initiative. Cross-Service Analysis Needed to Determine Best Approach», United States General Accounting Office, Washington, D.C., July 1993, это верхушка айсберга.
Перетягивание каната дозаправки между ВВС и Пентагоном продолжалось на протяжении 90-х гг. Фирме «Локхид-Мартин» волей-неволей пришлось заняться тематикой адаптации F-16 к системе дозаправки «шланг – конус». До стадии аванпроекта дошло не менее 14 вариантов с различными типами (неубираемая, поворотная, выдвижная телескопическая) и формой (прямая, с небольшим изгибом, с сильным изгибом) штанги, местами ее размещения на самолете (над крылом, под крылом, в фюзеляже, в подвесном топливном баке). Летные испытания в 2000-е гг. проходили два варианта: прямая неподвижная штанга над крылом и изогнутая штанга, убираемая в ПТБ (система ART/S). В ходе испытаний проверялась только возможность сухого контакта с самолетами-заправщиками разных типов, перекачка топлива в воздухе не выполнялась. С ПТБ «Sargent Fletcher» летал F-16 VISTA.
Очередной подход к установке на F-16 системы «шланг – конус» фирма «Локхид – Мартин» выполнила в контексте конкурса на самолет MMRCA для ВВС Индии.
На индийский конкурс «Локхид-Мартин» представила F-16 в варианте с конформными топливными баками, близкий F-16 блок 60. Выдвижную штангу решили разместить в передней части правого конформного бака. За разработку системы CARTS (Conformal Air Refueling Tanker/System) отвечало отделение «Сканк Уоркс» фирмы «Локхид Мартин», известное в мире по самолетам U-2, A-12/SR-71/YF-12, F-117. Проектно-конструкторские работы по отдельным элементам системы были отданы на аустсорсинг.
Топливный бак с отсеком под штангу разработала индийская фирма «HAL», саму телескопическую штангу – фирма «Cobham Mission Systems» из Великобритании, а техническое содействие всем участникам программы оказывала израильская фирма «IAI».
Штанга смонтирована в передней части бака, однако топливо поступает не в конформный бак, а в стандартный топливопровод системы дозаправки, расположенный в верхней части фюзеляжа за кабиной F-16. ЭДСУ самолета доработали таким образом, чтобы изменения в технике пилотирования при дозаправке от жесткой штанги через верхнюю горловину и от шланга посредством боковой штанги были минимальными.
Под испытания системы CARTS модернизировали самые первый F-16 блок 60 (с/н 00-6056; б/н 3001) сохранившие опознавательные знаки ОАЭ. На время испытания правый конформный бак этой машина украсило изображение скунса – эмблемы «Сканк Уоркс». Испытания проводились в 2009 г., самолет выполнил почти 40 контактов с танкерами КDС-10 американской коммерческой компании «Omega Aerial Refueling Service» и Ил-78 ВВС Индии.
Демонстрационный образец системы CARTS был показан в 2010 г. на авиасалоне в Фарнборо. Завершение полномасштабного серийного образца планировалось на 2012 г., а начало серийного производства на 2015 г.
F-16 вылетел из конкурса MMRCA в 2012 г., после чего работы по системе CARTS были прекращены. Тем не менее, оснащение F-16 системой CARTS успешно реализовано. Демонстрационный образец, при необходимости, в достаточно сжатые сроки возможно превратить в серийный. Система CARTS предназначена для монтажа на F-16 блок 50/52, блок 60 и блок 70/72. Интерес к оснащению своих F-16 системой CARTS проявляют ВВС Индонезии.
источник: https://dzen.ru/a/Zh10gfol8Dci6_uI