История создания надводного флота СССР в 1920 — 1940 годах
ДНЮ ПОБЕДЫ посвящается
Оно создалось как-то само собой. Все корабли известны. Подробных ТТХ не ждите. У "Ташкента" и "Ленинграда" максималка 37 — 38 узлов. Остальные крепкие середняки.
— Ребя, «голубой крейсер» входит в порт.
— Врешь!
— Да сидеть мне всю жизнь на батайском семафоре!
Слова самой страшной клятвы севастопольских мальчишек словно подхлестнули стайку босоногой детворы. Одними им известными путями они рванули к морю…
… У стенки, сверкая на солнце необычной окраской с голубоватым оттенком, стоял красавец корабль. На его корме горела золотом надпись – «Ташкент».
По окончании первой мировой войны Российский императорский флот пребывал в почти полном упадке. Однако же постепенно жизнь стала налаживаться и на флоте. Этому не смогла помешать даже смена власти. Первым по настоящему важным делом стал эксперимент по усилению вооружения черноморских эсминцев типа «Дерзкий». Все четырехдюймовки заменили на 120/45 патронные пушки. Хотели установить и четвертую, благо место пятого торпедного аппарата позволяло, но из-за усиления авиации поставили зенитную 63-мм пушку. Изношенные машины не выдавали более тридцати узлов, появилась прерывистая качка, но этот успех окрылил специалистов. Постепенно все большее количество потомков «Новика» проходило этот этап модернизации. Новый проект разработанный в конце двадцатых, начале тридцатых годов позволил усилить вооружение до четырех (на ушаковцах, орфеях и им подобных до пяти) 120-ок, предусматривал удлинение полубака до первой трубы, установку стеллажей для глубинных бомб и использование в качестве зенитных 37-мм автоматов Маклена. Станки для первых десяти автоматов сделали в Севастополе. В то время это была единственная на флоте автоматическая зенитная пушка. Но внимательно проверяя расчеты, конструкторы сделали неутешительный вывод – корабль в таком виде станет легкой добычей для врага. Сосредоточение двух более тяжелых пушек в носу снижало скорость, корабль получал дифферент на нос, что подтвердили испытания модели в Опытовом бассейне. Поэтому вернулись к ранней схеме из трех орудий ГК. Постепенная модернизация дала необходимый опыт, и конструкторы замахнулись на более крупный корабль.
«Изяслав»
Принимаясь за новый проект, конструкторы двинулись проторенным путем. Но переНовик преподносил сюрприз за сюрпризом. Из-за удлиненного полубака и его плавного подъема размещение 120-ок стало настоящим сизифовым трудом. Найдя неплохое решение, конструкторы вдруг понимали, что его выполнение повлечет за собой массу дополнительных работ.
Первый вариант получился едва ли не слабее более скромного «Дерзкого». Ко всему прочему пришлось перестраивать носовой мостик. Поэтому ограничились модернизацией двух кораблей.
«Гремящий»
Поскольку свои проекты как-то вдруг закончились, стали присматриваться к иностранцам. И вот здесь всех поджидали невероятные трудности. Весь мир словно ополчился против молодой страны. Даже единичные образцы вооружений продавали неохотно. Про крупные проекты не могло быть и речи. Пришлось заняться примитивным плагиатом. Советский военно-морской атташе на морском параде в Неаполе сфотографировал новейшие эсминцы итальянской республики. Вкупе с открытыми данными и используя наработки в гидродинамике Опытового бассейна, корабелы Советского Союза создали новый корабль. Красавец проекта 7 имел улучшенную МКУ эсминцев «Изяслав» в эшелонном исполнении, новейшие ТТА калибра 533 мм (все ранее модернизированные ЭМ оснащались 457-мм ТА) и только появившиеся на вооружении 37-мм зенитные автоматы. Их на семерки отвалили щедрой рукой аж восемь штук. Также на корабле была применена система управления зенитным огнем «Коридор-1». Правда, орудия ГК были еще не универсальными. Но проектантов ждал небывалый конфуз.
— Четыре жалких стодвадцатки и все?
Этот риторический вопрос, заданный с характерным акцентом, опустил, воспаривших было проектантов сразу ниже метро. Едва придя в себя от грозного окрика, конструкторы устроили мозговой штурм. Два года назад вышло постановление «Совета труда и обороны», калибры, определяемые на военно-морской флот, не имели значений 114, 130, 133, 138, 140-мм. И тут кто-то произнес: «Шквалы». И в самом деле. Амурские мониторы вооружались Виккерсовскими двухорудийными башнями под калибр 120/50-мм. Правда, под картузное заряжание. Но эти орудия и не предполагалось использовать. Современные морские 122/50-мм патронные пушки были основой среднекалиберной морской артиллерии страны Советов. В 1936 году окончательный проект 7У был запущен в производство. Впервые в советской истории на «Гремящем» установили четырехствольный зенитный автомат калибра 37-мм с ленточным питанием и автоматическим установщиком трубок.
П соответственно Прототип. 1 и 2 этапы модернизации
«Ташкент»
Постепенно напряженные отношения с победителями улучшились, и советское правительство поспешило заказать в той же Италии корабль с применением в строительстве новых технологий. В зарубежную командировку отправились более двухсот рабочих и инженеров. В 1939 году Черноморский флот пополнился большим ЭМ «Ташкент». Изящный корабль с мощным артвооружением из четырех спаренных 122-мм пушек (все еще неуниверсальных) и двух ТТА (вместо четырехтрубных по проекту) предназначался для лидирования в торпедно-артиллерийских атаках и выполнения заданий особой важности. Одновременно в Николаеве заложили еще три подобных корабля, но с изменениями по вооружению и архитектуре. Забегая вперед, отметим, что с началом ВОВ все лидеры данного типа получили неуниверсальные 152-мм башенные одноорудийные установки (подобных как на мониторах типа «Шквал») и усилились четырьмя СЗА за счет снятия шлюпок у основания первой трубы и кормового ТА.
«Ленинград»
После заказа лидера «Ташкент» и получения техдокументации такие же корабли предполагалось построить и для Балтийского флота. Но из-за гражданской войны в Испании и боевых действий в Эфиопии пришлось перенацеливать ленинградских корабелов на срочную разработку проекта лидера для Балтики. Тов. Жданов передавая «пламенный привет» из Москвы сказал очень кратко: «Дешево и сердито». Исходя из слов вождя, был разработан проект 38 и его развитие 38м. Впервые в отечественном кораблестроении кормовая возвышенная башня ГК имела возможность зенитной стрельбы по самолетам. Наконец-то пошедшие в крупную серию зенитки 34-к так же присутствовали на этих кораблях. За счет отработанной конструкции пяти ПК и усовершенствованных турбин лидер развивал 35 узлов, а с форсировкой машин и все 37.
Одновременно с постройкой крупной серии отечественных кораблей, военно-морской атташе во Франции и в США доложили о готовности некоторых фирм построить для СССР крупные боевые корабли. В США был заказан усовершенствованный тип «Омаха» в количестве двух единиц для Дальнего Востока, а во Франции внимание советских корабелов привлек крейсер «Сюффрен», а так же новейший тип «Ля Галисоньер» (вариант с отечественными башнями ГК и с усовершенствованными французскими). «Ля Галисоньер» и «Сюффрен» проектировались под новый калибр 180-мм, 3х2 и 3х3 соответственно. Почти одновременно с этим верфь «Блом унд Фосс» обратилась с предложением построить для Советского Союза линейный крейсер с 12-ти дюймовым главным калибром. Рассмотрев предложение, советские специалисты отклонили этот проект, резонно заметив, что новые корабли не имеют более установок средней артиллерии в бортовых казематах, и зенитная артиллерия корабля состоит, всего из десяти 88-мм зениток не считая 37-мм автоматов. Да и при внимательном рассмотрении проект оказался слегка измененным кораблем типа «Дерффлингер».
Браконьерский промысел в северных водах СССР и наглые действия вооруженных сил Норвегии вынудило советское правительство держать внушительные морские силы на севере нашей страны. Первым ответом наглой норвежской военщине стал дивизион миноносцев типа «Финн». В последующем на базе этого корабля строили многочисленные сторожевые корабли типа «Тайфун» и на их укороченной базе почти сотню тральщиков типов «Взрыв», «Мина», «Якоби», «Трал», «Фугас», «Тротил» и тд. Вооружение было одинаковым. 1х102 (100)-мм пушка и три – пять зенитных 37-мм автоматов. Сторожевые корабли имели один ТТА калибра 457-мм. МКУ была различной, от паровых машин, до турбин и дизелей.