И малые…
Концепция строительства подводного флота Великого княжества Муравийского предусматривала строительство, помимо больших океанских подлодок, субмарин меньшего водоизмещения предназначавшихся для позиционных действий на путях возможного следования ударных сил Японского флота.
Произведенные командно-штабные игры и учения с применением малых подводных лодок конструкции Голланда выявили необходимость максимально возможного количества торпед в залпе и высокой скорости подводного хода. Таким образом, определились ТТД будущей подлодки, проектируемой Главным адмиралтейством: 500 т водоизмещения, 6 носовых торпедных аппаратов и скорость надводного/подводного хода – 18/15 узлов.
Увы, достичь столь высоких характеристик на практике так и не удалось. Огромная емкость аккумуляторов потребовала увеличения их количества, а, следовательно, и веса. Неустанно следившее за ходом проектирования Адмиралтейство добавило к ТТЗ два кормовых торпедных аппарата, которые пришлось разместить вне прочного корпуса, а также размещенную вне прочного корпуса боевую рубку. Последнее, правда, позволило уменьшить высоту убранных перископов над ограждением рубки и прикрыть их обтекателем.
Обтекаемости обводов корпуса для увеличения скорости в подводном положении уделялось особое внимание, как и маневренности подлодки получившей дополнительный руль, размещенный в дейдвуде. В итоге маневренность новых подлодок оказалась выше всяких похвал, но вот водоизмещение, к ужасу самих проектировщиков, превысило тысячу тонн. Пришлось даже заменить планировавшееся 102-мм орудие на 76-мм.
В 1933-1936 гг. в Главном адмиралтействе были построены «Хвостокол», «Горгулья» и «Рыба-молот», а на верфи М-Металла «Морской пес», «Трепанг» и «Белая».
Водоизмещение (надводное/подводное) – 1150/1490 т.
Вооружение: 6 носовых 533-мм ТА, 2 кормовых ТА (16 торпед), 1х1 76-мм пушка, 1х1 37-мм автомат.
3900 л.с. Скорость – 16,0/14,0 узлов. Дальность плавания – 8000 миль.
Глубина погружения – 90 м.
Размерения – 87,5х7.4х4.5 м.
В 1937-1940 гг. за ними последовали еще шесть подлодок улучшенного типа. Благодаря установке более мощных (по 2100 л.с.) дизелей, их скорость в надводном положении возросла до 17 узлов, в кормовой части были установлены еще 2 торпедных аппарата.
Четыре из них: «Камбала», «Морской конь», «Луфарь» и «Скорпена» (первые две были построены в Главном адмиралтействе, а две следующие в Китежградском) уже вошли в строй, а М-Металловские «Макрель» и «Физалия» еще достраивались. Место их, в дивизионе, пока занимали две последние оставшиеся в составе флота малые подлодки Голланда.