30 лет назад, 8 декабря 1987 года, Михаил Горбачев и Рональд Рейган в Вашингтоне подписали бессрочный Договор о ликвидации всех ракет средней и меньшей дальности (РСМД), вступивший в силу
1 июня 1988 года. Теперь он по различным причинам вызывает значительно больше острых дискуссий, чем в те времена. При этом одни считают подписание договора шагом, граничащим с предательством интересов страны, а другие предлагают немедленно разорвать его.
Через три года условия договора были выполнены. СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, в том числе мобильные пусковые установки «Пионер» с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями индивидуального наведения, стационарные ракеты Р-12 и Р-14, крылатые ракеты типа РК-55, оперативно-тактические комплексы «Темп-С» и «Ока». США уничтожили 846 ракетных комплексов с ракетами «Першинг-2», с крылатыми ракетами типа «Томагавк» и оперативно-тактическими ракетами «Першинг-1А».
В России условия Договора РСМД периодически критикуют из-за того, что, во-первых, СССР ликвидировал в два с половиной раза больше ракет и более чем в три раза ядерных боезарядов, во-вторых, потому, что в непосредственной близости к нашей стране четыре ядерных государства располагают ракетами средней и меньшей дальности, а у нас их нет.
Однако неутомимым критикам следует напомнить, что американские баллистические ракеты «Першинг-2» были оснащены высокоточными головными частями, способными к заглублению в земную поверхность различной плотности с возможностью переключения боезарядов на различную мощность. Это было новейшим достижением, не применявшимся ранее на баллистических ракетах. Американские крылатые ракеты обладали повышенной точностью попадания за счет системы наведения по рельефу местности и были трудноуязвимы для ПВО. Все это вместе с коротким подлетным временем «Першингов-2» представляло колоссальную угрозу высокозащищенным центральным командным пунктам в Москве, где в угрожаемый период могло находиться высшее руководство государства, обеспечивающее управление Вооруженными силами и страной. Под угрозой находились также стационарные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и другие объекты военной ядерной инфраструктуры в европейской части государства. Наконец, советские ракеты не достигали США, а американские были способны нанести удар на значительную глубину нашей территории.
Поэтому такие условия Договора РСМД следует считать разменом количества на качество, что в тех условиях было более чем оправданным. И вместо грубых обвинений нужно поблагодарить Михаила Сергеевича Горбачева, как и членов легендарной «пятерки», в которую вместе со специалистами входили профильные министры и члены Политбюро, детально обсуждавшие и одобрившие проект Договора РСМД.
Часто звучат требования присоединить к Договору РСМД все другие страны, обладающие ядерным оружием, поскольку в непосредственной близости к нашей стране находятся четыре государства (Китай, Индия, Пакистан, Израиль), чьи ядерные арсеналы содержат ракеты средней и меньшей дальности, которых лишена Россия.
Однако это требование представляется совершенно нереальным. Во-первых, в арсеналах Китая, Индии, Пакистана, Израиля и теперь уже Северной Кореи ракеты средней дальности составляют основную часть ядерного вооружения, и уговаривать их лишиться этого оружия бессмысленно. Во-вторых, любой договор такого типа не может существовать без надежной системы контроля. Но даже теоретически невозможно вообразить распространение системы контроля за ликвидацией вооружения по Договору РСМД на несколько стран. Советские и американские инспекторы контролировали все процессы ликвидации при подрывах ракет, их пусках (около 100 пусков ракет «Пионер»), при отделении от головной части боезарядов, обтекателей и сплющиванию их, постоянно присутствовали рядом с заводами-изготовителями ракет и контролировали их периметры. Очевидно, что создать подобную систему перекрестного контроля на многостороннем уровне с участием теперь уже шести государств в обозримой перспективе нельзя. Можно было бы лишь предложить другим странам добровольно ограничить дальнейший рост ядерных арсеналов.
Угроза существованию Договора РСМД связана со взаимными претензиями по нарушению его условий.
США обвиняют Россию в разработке и испытаниях в 2014 году крылатой ракеты наземного базирования с дальностью полета свыше 500 км. Российские претензии связаны в первую очередь со стационарными пусковыми установками ПРО в Румынии и Польше, аналогичными установленным на кораблях для запуска крылатых ракет «Томагавк».
Здесь необходимо отметить, что в соответствии с п. 11 ст. 7 Договора РСМД разрешаются испытательные пуски крылатых ракет большой дальности из наземной пусковой установки, «которая используется исключительно в целях испытаний и которая отличима от пусковых установок» крылатых ракет наземного базирования с дальностью не более 500 км.
То, что крылатые ракеты морского и воздушного базирования любой дальности на первых этапах летных испытаний запускают из приспособленных наземных пусковых установок, соответствует сложившейся практике.
Можно предположить, что претензии США связаны с тем, что американцы иначе, чем мы, трактуют признаки отличия, о которых сказано в упомянутом выше пункте Договора РСМД. Поскольку никакого развертывания в России крылатых ракет с дальностью выше 500 км нет, то нет никаких препятствий для согласования допустимых признаков отличия экспериментальной и серийной пусковой установки.
Анализ показывает, что все взаимные претензии носят технический характер, по существу, не оказывают влияния на изменения боевых потенциалов России и США и при согласии сторон могут быть разрешены на специальной контрольной комиссии в рамках Договора РСМД.
Между тем прекращение действия этого договора вернуло бы отношения России и Запада в условия значительно более жесткой конфронтации времен холодной войны, чем это было в середине 1980-х годов прошлого столетия.
Об авторе: Владимир Зиновьевич Дворкин – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке.
из Вики про Дворкина «В из Вики про Дворкина "В течение многих лет участвовал в качестве эксперта в подготовке договоров ОСВ-2, РСМД, СНВ-1, СНВ-2, внес значительный вклад в формирование позиции СССР и России на переговорах об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Выступал советником президента СССР Михаила Горбачева и президентов РФ Бориса Ельцина и Владимира Путина по вопросам развития ядерных вооружений. Член партии «Яблоко» с самого основания." Отец — генерал-лейтенант инженерно-технической службы Зиновий Яковлевич Дворкин (1907—1983).-как в анекдоте, блин. После 11-го неудачного пуска «Булавы» все больше экспертов стало указывать на личную ответственность генерала Дворкина: Вопреки здравому смыслу головным разработчиком морского ракетного комплекса был назначен Московский институт теплотехники, отнюдь не специализировавшийся в области конструирования БРПЛ. МИТ занимался твердотопливными МБР наземного базирования и потому, естественно, не имел опыта разработки твердотопливных БРПЛ, которым обладал ГРЦ имени академика В. П. Макеева, на счету которого — твердотопливные БРПЛ Р-39 и Р-39У с полетной надежностью 0,96, аналогичной американской БРПЛ «Трайдент-2». Кроме того, 4-й ЦНИИ Минобороны, которым руководил генерал-майор Владимир Дворкин, был назначен головным по военно-научному сопровождению разработки, хотя такими вопросами в части морских ракетных комплексов всегда занимался профильный 28-й НИИ МО (Институт вооружения ВМФ). Причины необъяснимых с позиций обычной логики решений лежат на поверхности. Министром обороны в то время являлся Игорь Сергеев, до этого командовавший РВСН, на вооружении которых находились митовские ракеты «Тополь». А 4-й ЦНИИ Минобороны,… Подробнее »
В связи с деятельностью
В связи с деятельностью Дворкина вспоминается любопытный эпизод из этой договорной опупеи. Договор был уже готов к подписанию, когда ВДРУГ выяснилось, что среди "военных экспертов" на переговорах со стороны СССР нет специалистов по системам "Темп-С" и "Ока". То есть вообще НЕТ, всем рулили стратеги, и именно они "до кучи" сдали американцам все средства Сухопутных войск, которыми не занимались. Про "Темп-С" они еще слышали, а в части "Оки" просто "руководствовались" мнением американцев, что собственно делал и Горбачев. Когда это выяснилось и сухопутчики срочно вылетели на переговоры, давать "задний ход" было уже поздно….