1

 

Здесь автор хотел бы переключить внимание читателей с Sopwith Schneider на Sopwith Rainbow – оснащенный другим двигателем, переименованный и «уменьшенный» вариант G-EAKI с колесным шасси (в данном случае «уменьшенный» означало, что размах крыльев был сокращен на 3 фута [0,9 м]). Слово «уменьшенный» имело двойной смысл, поскольку из-за смены силовой установки вместо «юпитера» на самолет была установлена одна из ужасных «стрекоз» (двигатель A.B.C. Dragonfly) и как следствие Rainbow иногда назывался Sopwith A.B.C.. Иногда утверждается, что на тот момент двигатель Jupiter еще не был доступен, хотя все факты могут быть не до конца известны.

В 1920 году Sopwith Rainbow под управлением Гарри Хоукера принял участие в воздушном дерби (Aerial Derby). Гоночный номер самолета, оснащенного простыми V-образными основными стойками и аккуратно закапотированным двигателем Dragonfly, был «13». В посвященной этим гонкам статье журнала «Flight» было сказано следующее:

«… другая машина приблизилась к аэродрому, и мы узнали в ней «сопвич» Хоукера. Ко всеобщему удивлению вместо того, чтобы сделать требуемый полукруг над аэродрома, Хоукер полетел прямо в [sic] на аэродром мимо пилона №1, но не через линию. Было очевидно, что к моменту его посадки его время будет пересчитано с учетом штрафа, и было большое разочарование, что гонку Хоукер завершает неправильно. После посадки он сказал, что он считал, что финиш должен был быть таким же, как и в прошлом году и из-за этого он совершил ошибку. Ну что ж, г-н Хоукер, в следующий раз не будьте №13!»

Одним из ярких, хотя и незначительных результатов авиагонок 1920 года было присутствие представителя управляющего комитета (Committee of Management) групп-капитана (полковника авиации) К. Р. Самсона (Grp Capt C. R. Samson; кавалер орденов Святого Михаила и Святого Георгия [CMG] и «За выдающиеся заслуги» [DSO]) –похоже единственного человека, который не только ничего не знал ни о старом «сопвиче», но и новом имел мало информации.

К приведенному выше рассказу журнала «Flight» о «неудачном» полете можно добавить комментарий журнала о самом самолете Sopwith Rainbow (обычно указывалось, что двигатель Dragonfly развивал мощность 320 л.с.). Итак:

«Вследствие невозможности получить двигатель Bristol «Jupiter» (данный мотор был установлен на гидросамолете Sopwith Schneider, участвовавшем в прошлом году в гонках в Борнмуте) на самолете использовался меньший двигатель. Двигатель должен был создавать наименьшее число проблем, и выбор пал на A.B.C. «Dragonfly». Меньший вес двигателя позволил уменьшить площадь крыла при сохранении посадочной скорости и, следовательно, были установлены крылья с немного меньшим размахом. В результате скорость оставалась еще достаточно высокой – где-то в районе150 миль в час (241 км/ч)».

Фактически, скорость была значительно выше, чем было указано в журнале «Flight».

Гоночный самолет Sopwith Rainbow. Великобритания

на данном снимке, сделанном до начала воздушных дерби 1920 года Гарри Хоукер не выглядит раздосадованным установкой на самолет двигателя A.B.C. Dragonfly. Пилот даже немного горд. Капот самолета, безусловно, является произведением искусства

Гоночный самолет Rainbow, как было указано в журнале «Flight», имел 

«вертикальные крылья (без выноса крыла)», 

в то время как в описании, данном Сэйерсом в журнале «The Aeroplane», было правильно отмечено, что гидросамолет Schneider, созданный несколько ранее и оснащенный двигателем Jupiter, имел 

«небольшой обратный вынос».

Однако на каком-то этапе Rainbow имел небольшой вынос нижнего крыла, но это в сущности является мелочью, поскольку даже у «шнейдера», как было сказано в документации компании Sopwith, обратный вынос был равен 2½ дюймам (65 мм).

В любом случае эти банальные размышления омрачаются двумя крайне неприятными фактами: ликвидацией 11 сентября 1920 года компании Sopwith и снятием Rainbow, который к этому времени был оснащен двигателем Jupiter, из числа участников проходившей в том же году во Франции гонки Гордон-Беннета (В конце 1920 года по прошествии семи лет данные состязания были восстановлены. Помимо Франции в гонках приняли участие США и Великобритания. Среди американских участников был удивительный свободнонесущий высокоплан Dayton-Wright, в числе отличительных особенностей конструкции которого были убирающиеся основные стойки шасси, крыло с изменяемой кривизной профиля и т.д.. Британскими участниками должны были стать Martinsyde Semiquaver [пилот Рэйнхем; Raynham], Nieuport Goshawk [пилот Лесли Тейт-Кокс; Leslie Robert Tait-Cox] и Sopwith/Hawker Rainbow [пилот Гарри Хоукер]. Goshawk и Rainbow были сняты с участия в гонках и лишь Martinsyde Semiquaver покинул Британию и принял в них участие. К сожалению для англичан машина Рэйнхема сошла после первого круга и победителем стал Жозеф Сади-Леконт. Поскольку французы три раза подряд выиграли гонки, то кубок Гордона-Беннета навсегда остался во Франции).

Однако несмотря на события сентября 1920 года, приведшие к отказу Sopwith Rainbow от участия гонках Гордона-Беннета, карьера этого гоночного самолета продолжалась, хотя и не сопровождалась победами. С вновь установленным двигателем Jupiter, обновленным планером и надписью «Sopwith Hawker», нанесенной на киль и следовавшей элегантному контуру самолета, G-EAKI появился в Кройдоне и принял участие в воздушных дерби 1923 года (последних в этой серии). В соревнованиях, проходивших во время августовских банковских каникул (August Bank Holiday; последний понедельник августа, общественный праздник в Великобритании и странах Британского содружества), Rainbow пришел вторым вслед за Ларри Картером (Larry Carter), летевшим на Gloster I. Пилот Rainbow Уолтер Лонгтон (Walter Longton) показал среднюю скорость 164,02 миль/ч (264 км/ч).

Затем машину планировалось установить на поплавки и вновь использовать для участия в шнейдеровских гонках (соревнования проходили в Коусе, остров Уайт, в конце сентября 1923 года и были выиграны лейтенантом (капитан-лейтенантом) Д. Риттенхаусом, ВМС США). Однако во время проводившихся Уолтером Лонгтоном окончательных испытаний Rainbow (тогда еще в варианте с колесным шасси) потерял пропеллер и совершил вынужденную посадку неподалеку от Брукландса. Лонгтону посчастливилось остаться невредимым.

Компания Hawker больше не занималась постройкой чистых гоночных самолетов, хотя 7 сентября 1953 года (примерно спустя тридцать лет после гибели Rainbow) специально доработанный истребитель Hunter установил новый абсолютный мировой рекорд скорости полета, разогнавшись до 727,6 миль/ч (1171 км/ч).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sopwith Rainbow

Назначение: гоночный самолет

Статус: единичное производство

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения A.B.C. Dragonfly, развивавший мощность 320 л.с. и вращавший двухлопастный винт

Размеры:

размах крыльев 21 фт (6,4 м)
длина 18 фт (5,5 м)
площадь крыльев 222 фт² (20,6 м²)

Летные характеристики:

максимальная скорость 160+ миль/ч (257+ км/ч)

источник: H.F. KING «OPWITH AIRCRAFT 1912-1920» 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account