1

Когда Гарри Фолланд (Harry Folland) задумал первоначальную конструкцию самолета Nieuport Nighthawk, он имел смутное представление о том, каким образом основа планера будет изменена и адаптирована для производства двух самолетов, один из которых должен был быть предоставлен иностранному военно-морскому флоту в качестве истребителя ПВО, а второй создавался для придания молодой авиационной фирме репутации авторов высокоскоростных машин.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

Первый полет Mars I выполнил с квадратным радиатором, закрытым блоком цилиндров двигателя Lion и хвостовым оперением Nighthawk. На этом фото видно, что часть капота не установлена

Гоночный самолет Mars I был вторым из этих самолетов, превращенным Фолландом из базового Nighthawk-а в машину, единственной целью которой был полет быстрее, чем все остальное в небе и, таким образом, концентрируя внимание Министерства авиации на Gloucestershire Aircraft Company. Не могло быть никого лучше для этой работы, чем Фолланд, потому что среди его выдающихся конструкций был Nieuport Goshawk — одностоечный биплан с силовой установкой в виде несчастливого 300-сильного радиального двигателя ABC Dragonfly. Ранее эта машина установила британский рекорд скорости в 166,4 миль/ч (267,74 км/ч). Неся явные черты конструкторского почерка Фолланда, и как и многие самолеты последовавшие за ним, Mars I достиг цели своего конструктора и, учитывая прозвище машины "Bamel", завоевал большую славу для себя, своего создателя и материнской компании.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

Mars I в Виллесаваже перед гонками 1921 года на приз Дейтш-де-ля-Мерт. Она несет в себе торопливо нарисовал гоночный номер 1 на фюзеляже и с мотивом "Bamel"-а. Пилот Джимми Джеймс 

Фолланд не был первым, кто понял, что высокая скорость может быть достигнута не только за счет увеличения мощности двигателя, но и за счет уменьшения лобового сопротивления, но он больше других уделял внимания этому второму фактору. Он заменил 230-сильный ротативный двигатель Benlley B.R.2 Nighlhawk-а на более мощный прошедший официальные испытания 450-сильный 12-цилиндровый двигатель Napier Lion. Тщательное проектирование скрывало его под обтекаемым капотом. С тщательным вниманием к упорядочению таких деталей как кок винта, ось, амортизирующие пружинные рамы и выдвижной радиатор, Mars I имел очень высокую максимальную скорость.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

G-EAXZ в Саннингенде подготовленный для его успешного побития британского рекорда скорости в декабре 1921 года. Он имеет обтекатели колес, полностью закапотированный двигатель Lion, один радиатор Ламблена и глянцевое покрытие

Задуманный и построенный менее чем за четыре недели, отчасти в связи с использованием шасси, хвостовой части фюзеляжа и оперения Nighthawk-а, Mars I был одностоечным бипланом, похожим на Goshawk с I-образными бипланными стойками и с элеронами, установленными только на консолях нижнего крыла. Прямоугольные законцовки нижного крыла резко контрастировали с закругленными законцовками верхнего.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

Mars I с удаленными обтекателями колес, измененным обтекателем топливного бака и с установленным ветровым стеклом

Построенный почти полностью из дерева, фюзеляж имел ясеневые лонжероны с еловыми раскосами и легкими деревянными обтекателями для придания формы; он был покрыт полотном и усилен Emailite X для дополнительной жесткости. Еловые стойки шасси были прикреплены к нижним металлическим лонжеронам связями, что позволяло небольшое смещение во время монтажа. Бипланные стойки, прикрепленные к выемкам ясеневых лонжеронов крыла расширяющимися стойками из орехового дерева, были также из ели. Ясеневые рамы крепления двигателя поддерживались многочисленными опорами, укрепленными диагональными стальными трубами.

Сделав 20 июня 1920 года свой первый полет в Хасслкоте (Hucclecote), самолет завершил первые испытания настолько успешно, что был внесен с списки участников ежегодных британских авиационных гонок.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

17 июля окрашенный серебром и с красными буквами регистрации G-EAXZ и гоночным номером 21 у всех четырех законцовках консолей крыльев и на руле направления, Mars I, пилотируемый тест-пилотом компании Дж.Х.Джейсом (J. H. James), выиграл гонку и кубок Гонок (Handicap Cup) со скоростью 163,3 миль/ч (262,75 км/ч). Это было больше на 10 миль/ч (16,09 км/ч), чем скорость достигнутая победителем предыдущего года Martinsyde Semi-Quaver.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

Выруливание перед гонками на приз Дейтш-де-ля-Мерт в Виллесаваже в сентябре 1922 года, для которых у Mars I была увеличена площадь киля и руля направления

Эта великая победа Mars I вдохновила команду фирмы Gloster, которая приступила к переработке своей конструкции в рамках подготовки к гонкам на приз Дейтш-де-ля-Мерт, состоявшимся в Виллесаваж (Villesauvage), Этамп, Франция. Площадь крыла была сокращена до 180 фт² от первоначальной 205 фт² и потому, что ранее площадь радиатора не была достаточно большой, чтобы полностью использовать доступную мощность двигателя Lion. Когда самолет прибыл во Францию, этот радиатор был удален и на их места были установлены "ловушки для омаров" Ламблена.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

Особое внимание на обтекаемые колеса, которые заключены в белые чехлы, амортизирующие рамы и блок цилиндров хорошо видимые с этой точки зрения на G-EAXZ. Капот нес измененное имя — Gloucestershire Aircraft Mars 1st’

Эти и другие изменения дали увеличение максимальной скорости на несколько миль в час, но неудачи в состыковке полотняной обшивки крыльев, предотвратив участие Mars I в окончании мероприятий. После гонок G-EAXZ был возвращен в Саннингэнд (Sunningend), где, опять же, он был модифицирован. Были удалены один радиатор и 20 фт² площади крыла, аэродинамически чистые обтекатели были установлены позади колес, верхний блок цилиндров Lion-а получили обтекаемую форму, так же были удалены многие небольшие наросты. Наконец, он был перекрашен — фюзеляж в глянцевый синий цвет и в цвет слоновой кости крылья, оперение, шасси и регистрационный номер. В таком виде 12 декабря 1921 года прилетел в Экспериментальный центр авиации ВВС Великобритании в Мартлешэме (Martlesham), где, неделю позднее, когда был оснащен дополнительными приборами, которые включали указатель температуры радиатора и ареометр, он установил новый британский рекорд скорости 196,4 миль/ч (316 км/ч).

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

Gloster I (регистрационный номер G-FAXZ), в которой топливный бак был помещен внутрь для улучшения переднего обзора для пилота

Несмотря на то, что Фолланд являлся ожесточенным защитником бипланной схемы, он всегда иискал средства для сведения сопротивления к минимуму: так для авиационных гонок 1922 года два обтекателя колес были удалены, один радиатор Ламблена был переоборудован, были увеличены площади руля направления и киля. 7 августа снова управляемый Джеймсом, Mars I вернулся домой победителем, установив скорость в 177,85 миль/ч (286,16 км/ч). 30 сентября того же года Gloucestershire Aircraft вновь вкючил G-EAXZ  в число участников гонок в Виллесаваж и в рамках этой подготовки площадь крыла была сокращена еще больше, к сожалению карты Джеймса во время конкурса была выдуты из кабины, и он сбился с пути, так что эффективность этих мер так и не была показана. Тем не менее, Mars I совершил попытку установления мирового рекорда скорости на дистанции в 1 км и, хотя скорость была развита в 212 миль/ч (341,1 км/ч), что было на 4 км/ч меньше, чем необходимо для установления нового рекорда, поэтому предыдущий рекорд, поставленный французами остался непобитым, а попытка оказалась неудачной.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

Это дальнейшее сокращение площади крыла, конечно, способствовали увеличению максимальной скорости, но вместе с тем привело к увеличению скорости сваливания, достигшей 70 миль/ч (112,63 км/ч). Тем не менее, крылья большей площади были установлены, когда Mars I был отправлен в Мартлешэм, где на нем летал один из пилотов института флайт-лейтенант Р.А. де Хага Нейг (R. A. de Haga Haig), установившего 23 августа 1923 года рекорд скороподъемности. В Свидетельстве характеристик Королевского аэроклуба самолету G-EAXZ приписывалась скороподъемность 2390 фт/мин (12,14 м/с) на 5000 фт (1524 м) и 854 фт/мин (4,34 м/с) на 19500 фт (5943,6 м), которая была достигнута за 11 мин 34 сек.

Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster Mars I

Gloster I, серийный номер J7234, на поплавках в Феликстоу в 1924 году. Машина оснащена крыльевыми поверхностными радиаторами, охлаждающий расширительный бак и измененное хвостовое оперение

Перед участием в авиационных гонках 6 августа 1923 года планер Mars I существенно модифицирован: крыло было полностью перестроено с другими нервюрами, давшими новый профиль, и размахом крыла в 20 фт (6,09 м), топливный бак был перенесен из своего положения над фюзеляжем в его внутреннюю часть, давая пилоту значительное улучшение обзора вперед, хвостовое оперение было изменено, был сохранен только один радиатор Ламблена и был установлен более мощный двигатель Lion мощностью 530 л.с.. В таком виде он был переименован в Gloster I. Несмотря на серьезную утечку масла, самолет под управлением Ларри Картера (Larry Carter) пришел к победе со скоростью 192,4 миль/ч (309,57 км/ч). После гонок G-EAXZ был направлен в экспериментальный отдел Gloucestershire Aircraft Company, который использовал его для летных испытаний различных устройств гоночного гидросамолета Gloster II. Министерство авиации ранее договорилось о покупке самолета-победителя 1923 года и, наконец, после авиационных гонок 12 декабря этого года после некоторого торга самолет был куплен за £3000. Он был переведен в ВВС, был зачислен в состав и получил номер J7234. Установленный на поплавки, он служил в Феликстоу (Felixstowe) с мая 1925 года в качестве тренеровочного, чтобы пилоты школы высокоскоростных полётов могли получить ценный опыт при подготовке к участию в шнейдеровских гонках 1925 и 1927 годов. с целью повышения характеристик на машине был выполнен ряд изменений, которые включали расширительный бак на верхнем крыле и поверхностные радиаторы на верхнем и нижнем крылях. В конечном итоге он был отправлен на слом в 1927 году.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

 

Mars I

Gloster I сухопутный

Gloster I гидроплан

Размеры:

Размах крыла

22 фт 0 дм

20 фт 0 дм

21 фт 0 дм

 

(6,7 м)

(6,09 м)

(6,4 м)

Длина

23 фт 0 дм

23 фт 0 дм

26 фт 10 дм

 

(7,01 м)

(7,01 м)

(8,17 м)

Высота

9 фт 4 дм

9 фт 4 дм

11 фт 0 дм

 

(2,84 м)

(2,84 м)

(3,35 м)

Площадь крыла

205 фт²

165 фт²

185 фт²

 

(19,04 м²)

(15,31 м²)

(17,18 м²)

Длина хорды (верхнего и нижнего крыльев)

4 фт 9 дм (1,43 м)

4 фт 9 дм (1,43 м)

4 фт 9 дм (1,43 м)

Расстояние между крыльями

4 фт 9 дм (1,43 м)

4 фт 9 дм (1,43 м)

4 фт 9 дм (1,43 м)

Вынос крыла

1 фт 1 1/2 дм (0,341 м)

1 фт 1 1/2 дм (0,341 м)

1 фт 1 1/2 дм (0,341 м)

Угол атаки

1 1/2 град

1 1/2 град

1 1/2 град

Двугранный угол

1 3/4 град

1 3/4 град

1 3/4 град

Вес:

Пустой

1890 фнт

1970 фнт

2440 фнт

 

(857 кг)

(893 кг)

(1106 кг)

Взлетный

2500 фнт

2650 фнт

3120 фнт

 

(1134 кг)

(1202 кг)

(1415 кг)

Летные характеристики:

Максимальная скорость

202 миль/ч (325 км/ч)

220 миль/ч (354 км/ч)

185 миль/ч (297 км/ч)

 

на уровне моря

на уровне моря

на уровне моря

Скорость сваливания

55 миль/ч

61 миль/ч

60 миль/ч

 

(88 км/ч)

(98 км/ч)

(96 км/ч)

Подъем на высоту

10000 фт (3048 м)

10000 фт (3048 м)

за

4,25 мин

4,3 мин

Производство: Один Mars I/Gloster I построенные Gloucestershire Aircraft Co Ltd, Cheltenham, в 1921 году

источник: Gloster Aircraft Since 1917

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account