1

 

Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Бурное развитие автомобильной техники порождает обилие различных конструкций автомобилей и их агрегатов. Для сравнения качеств этих конструкций устраиваются автомобильные состязания.

На заре автостроения это был единственный метод сравнительной оценки автомобилей. В наше время автомобильные заводы располагают мощными лабораториями с разработанными методами экспериментальных исследований автомобилей и отдельных узлов, однако это не исключает необходимости проведения автомобильных гонок. Ценность автомобильных гонок заключается в том, что во время состязания все детали и узлы автомобиля находятся под максимальным напряжением и слабые из них, выходя из строя, позволяют быстро выявлять дефекты конструкции. Таким образом, автомобильные гонки, являясь средством для испытания динамики автомобиля, в то же время влияют на повышение его эксплуатационных качеств.

Многие усовершенствования и ценные конструктивные изменения современного автомобиля произведены на основании опыта автомобильного спорта.

Гоночный автомобиль, сочетая в себе лучшие достижения техники, оказывает влияние на развитие конструкции нормального автомобиля. Наиболее удачные технические усовершенствования, опробованные на гоночных автомобилях, часто находят применение в серийном и массовом автостроении. Вот почему в интересах производства нормальных транспортных автомобилей нельзя никогда игнорировать опыт постройки и эксплуатации гоночных автомобилей.

Автомобильный спорт должен служить развитию прогрессивной технической мысли, развитию техники и непрерывному совершенствованию автомобилей. Существующий наряду с профессионально-техническим еще любительский автомобильный спорт, который благодаря своей массовости является школой, подготавливающей кадры квалифицированных автомобилистов.

В дореволюционной России, не имевшей собственной автомобильной промышленности, автомобильные состязания проводились богачами-любителями, приобретавшими дорогие заграничные гоночные автомобили; поэтому самостоятельного технического значения в истории русского автомобильного спорта эти гонки не имели. После Октябрьской революции, когда Советский Союз построил собственную мощную автомобильную промышленность, прекратил импорт автомобилей, внимание технических кругов было сосредоточено главным образом на испытательных пробегах, ставивших своей целью выяснение экономичности и прочности различных типов отечественных и иностранных автомобилей. Только перед Великой Отечественной войной на основе успехов, достигнутых автомобильной промышленностью, вновь стал пробуждаться интерес к скоростным состязаниям. В 1940 году на автомобильном заводе имени Сталина был построен первый спортивный автомобиль «ЗИС-Спорт», показавший на автомобильных гонках скорость 162,4 км/час. На этом автомобиле был установлен двигатель с рабочим объемом в 5,76 литра.

После окончания Великой Отечественной войны был построен гоночный автомобиль «Звезда». Он был собран из отдельных агрегатов малолитражных автомобилей и имел мотоциклетный двухтактный двигатель с рабочим объемом до 350 см³. Работа по постройке этого автомобиля проводилась бригадой инженеров и механиков Главмотовелопрома под руководством А.И. Пельцера и М.М. Дерковского. В 1947 году этот автомобиль был модернизирован инженером Пельцером и назван им «Звезда-2». На этом автомобиле установлен новый всесоюзный рекорд на километровых гонках, – была достигнута скорость в 159,6 км/час.

Дальнейшим развитием советского малолитражного гоночного автомобиля явились проектирование и постройка двух гоночных автомобилей «Пионер» и «Салют».

Эти автомобили одноместные. С целью уменьшения величины лобового сопротивления и максимального снижения центра тяжести конструкторы пошли на нарушение общепринятой классической схемы размещения водителя и двигателя.

У автомобиля «Пионер» двигатель воздушного охлаждения расположен в задней части кузова. Коробка передач и дифференциальный механизм объединены в общий блок. Полуоси с карданными сочленениями осуществляют привод на задние колеса. Такое расположение двигателя, коробки передач и дифференциального механизма создает нормальную нагрузку на ведущие колеса, a отсутствие карданного вала, проходящего через центральную часть кузова, позволило придать водителю почти горизонтальное положение в автомобиле.

Одной из самых ответственных деталей гоночного автомобиля являются шины. Конструкторам и гонщикам они больше всего причиняют неприятностей и хлопот. Шины, рассчитанные на большие скорости, изготавливают из самых лучших и дорогих материалов. Для автомобилей «Пионер» и «Салют» на отечественных заводах сделаны специальные покрышки из лучших сортов каучука. Перед установкой на автомобиле эта пневматика прошла контрольные стендовые испытания в пределах выше проектируемых скоростей.

Автомобили «Пионер» и «Салют» имеют мощные, эффективно действующие тормоза и независимую подвеску всех колес оригинальной конструкции с резиной в качестве рабочего элемента.

Конструкция кузова несколько усложняет посадку водителя в автомобиль; поэтому рулевое колесо сделано съемным и при посадке или при выходе гонщика из автомобиля оно может быть быстро снято или закреплено на рулевой колонке. Перед водителем находится приборная доска, на которой смонтированы тахометр, указывающий на крупной и четкой шкале число оборотов двигателя, и контрольная лампа зажигания. Высокая скорость гоночных автомобилей требует максимального внимания гонщика к наблюдению за дорогой и конкурентами; поэтому число приборов на приборной доске сведено до минимума за счет повышения надежности работы двигателя. Кнопка сигнала на руле может служить одновременно и аварийным выключателем зажигания.

Конструкторы гоночных автомобилей «Пионер» и «Салют», желая максимально повысить скорость своих машин без изменения мощности двигателя, очень много поработали над конструкцией кузова и качеством его поверхности. Для выбора обтекаемых, аэродинамических форм кузова были построены модели, которые продували в аэродинамической трубе. В результате рационального размещения двигателя, коробки передач и дифференциального механизма в задней части автомобиля, а также благодаря тщательным аэродинамическим испытаниям были сконструированы кузова совершенных обтекаемых форм. Вся высота кузова автомобилей «Пионер» и «Салют» немногим превышает высоту колена человека среднего роста. Размещение бензобака обеспечивает самотек горючего в двигатель. Фонарь над головой водителя, помимо уменьшения сопротивления воздуха, придает устойчивость автомобилю в движении, играя роль стабилизатора. Окраска и качество отделки поверхности кузова подчеркивают красоту форм автомобилей, уменьшая одновременно трение о воздух.

Автомобили «Пионер» и «Салют» спроектированы к построены в Бюро гоночных автомобилей ЦКБ Главмотовелопрома под руководством инженеров В.М. Дерковского и И.А. Юрушкина.

В сборке и изготовлении принимали участие инженеры B.И. Астахов, Н.С. Тюричев, А.П. Россихин и др., а также механики В.А. Сахаров, Е.А. Израилов, А.М. Антонов, А.И. Азизов и др.

Многие детали шасси автомобилей изготовлены в экспериментальном цехе Московского завода малолитражных автомобилей.

В настоящее время заканчивается первый этап ходовых испытаний автомобилей «Пионер» и «Салют».

Эти испытания проводятся на тренировочных двигателях, необходимых для обкатки и опробования надежности шасси и тренировки водителей.

После окончания этого этапа на автомобилях будут установлены специальные двигатели для спортивных заездов.


источник: инженер М. БАРВЕНКО; Рис. А. КАТКОВСКОГО «Гоночные автомобили» // Техника-молодежи 11/1948, с. 14–15 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account