Глюки толстоваты

18

Как нам пишут из Янины «Известия»,

—кут отхере—
«Минобороны предложило заменить «Армату» двухзвенным «танком будущего»»

Кортинко из этих ваших энторнедов

Специалисты Министерства обороны России разработали концепцию двухзвенного «танка будущего», который после 2040-х годов должен прийти на смену «Армате». Проект в рамках форума «Армия-2020» был представлен 38-м Научно-исследовательским испытательным институтом бронетанкового вооружения и техники (НИИИ БТВТ), который готовит проекты требований к перспективной бронетехнике.

В институте считают, что до 2040-х годов танк «Армата» и его версии будут эффективными в бою, но уже сейчас необходимо закладывать основы танка отдаленной перспективы. Такую боевую машину рассматривают специалисты 38-го института в варианте двухзвенной сочлененной конструкции.

Отмечается, что передний боевой модуль может иметь отделение управления с тремя членами экипажа, которые находятся в бронированной капсуле. В средней части боевого модуля планируется размещение необитаемой башни с установкой в нее электротермохимической пушки с автоматом заряжания.

Во втором звене танка планируется размещение газотурбинного двигателя на 3 тыс. л.с., а также воздушных и наземных дронов, которые будут выполнять функцию разведки и охраны. Второй модуль будет соединен сцепкой с первым.

Ранее 24 августа сообщалось, что перспективный российский танк «Армата» прошел испытания в беспилотном режиме. По словам представителя предприятия, специалисты работают в направлении создания роботизированных боевых машин переднего края.

В начале июля сообщалось, что Россия готовит «Армату» к продаже за рубеж. По словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрия Шугаева, российские производители, помимо танка Т-14, готовы предложить потенциальным покупателям системы ПВО С-300 и С-400, а также легкий истребитель МиГ-35.

Т-14 — единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Он предназначен для ведения боя в непосредственном соприкосновении с противником.

—кут дохере—

И небезызвестный Барон Тонколюк:

—кут отхере—

Объект 490 «Перспективный танк 21 века» Андрей Тарасенко

Модель танка 21 века.

В октябре 1984 года руководство ГБТУ и ГРАУ прибыли в ХКБМ во главе с генералом Потаповым и Баженовым, чтобы ознакомиться с развитием разработки перспективного танка. На «Объект 490А» была установлена пушка калибра 125 мм (разрабатывался вариант 130 мм), и разговоры о повышении калибра продолжались уже давно. Начались споры о том, какой калибр выбрать — 140 мм или 152 мм. В этот момент генерал Литвиненко, глава НКТ ГРАУ (Научный комитет главного артиллерийского и ракетного управления), сделал диаграмму очень хорошо и четко демонстрирующую насколько эффективен калибра 152 мм для танка. С этого момента калибр 152 мм был принят для будущего проекта, и никто никогда не возвращался к этому вопросу.

После того как  было принято решение о калибре пушки перспективного танка, существующие варианты танков Объект 490 «Тополь» и  Объект 490А «Бунтарь» потребовали полной перекомпоновки.

Компоновка «Бунтаря» претерпела изменения, в результате которых был создан танк «Объект 477», компоновка которого была утверждена в 1985 году. Из дневников Ю. М. Апухтина: 12.05.85. … Шомин, наконец, утвердил компоновку. Ковалюх добился, что конструкция автомата заряжания не кольцевая, а сзади замкнутый контур с подпиткой боеприпасами из корпуса. Посмотрим, что из этого получится.

Е.А. Морозов

Таким образом, в проекте вернулись  к компоновке близкой классической за исключением вынесенного вооружения. Новый вариант «Объект 490» Е. А. Морозова находился в разработке параллельно с «Боксером»/«Молотом», и также был перепроектирован для оснащения орудием 152 мм 2А73.

Деревянная модель первого варианта новой компоновки танка «Объект 490». 1:10. В первоначальном варианте гусеничные движители предполагались в обводах 3+3 катка.

Это привело к созданию одного из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения, отличающегося не имеющими аналогов уровнями защиты экипажа, подвижности и огневой мощи:

— защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы;

— 32 унитарных выстрела L=1400 в полностью автоматизированной укладке;

— мощность двигателей до 2000 л.с.

— возможность движения при повреждении 2-х гусеничных движителей (с противоположных сторон).

Ранний вариант компоновки с размещением экипажа в кормовой части танка

(Проблема сокращения численности экипажа основного танка. Ю. М. Апухтин, А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов, П. И. Назаренко. //ВБТТ. №6. 1980).

Описание компоновки танка

Основным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на 5 изолированных друг от друга отсеков и распо­ложение их вдоль продольной оси от носа к корме в последовательности, соответствующей их вкладу и боевую эффективность танка.

Размещение отсеков танка «490». Ранний вариант.

1 — топливный отсек; 2 — отсек систем двигателя и силовой установки;

3 —  отсек ос­новного вооружения; 4 — отсек автомата заряжания;

5 — отсек экипажа.

Первым расположен топливный отсек с ми­нимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка (700 и 1000 мм от БПС и КС). Повреждение этого отсека, разделенного продольными перегородками, и частичная утрата топ­лива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности.

За топливным отсеком в корпусе расположен отсек систем двигателя и силовой установки, а над ним — отсек ос­новного вооружения. Эти отсеки имеют более высокий уровень защиты, так как выход из строя двигателя или пушки существенно снижает боевые возможности танка. Расположенный в носовой части корпуса топливный отсек является эк­раном для силовой установки и повышает ее живучесть при снарядном обстреле. Силовая установка включает в себя 2 одина­ковых двигателя (на макете 5ТДФ, в перспективе планировалась установка 4ТД). Трансмиссия с гидрообъемной  передачей  позволяет регулировать ве­личину мощности, передаваемой на каждый гусеничный обвод. Это позволяет:

  • использовать двигатели умеренной мощности (800-1000 л.с.) при высокой мощности силовой установки в целом;
  • продолжить движение при боевых повреждени­ях одного из двигателей;
  • снижать путевые расходы топлива за счет ис­пользования одного из двигателей или обоих вместе в зависимости от дорожных условий.
  • скорость хода вперед и назад аналогичная – более 75 км/ч, что значительно увеличивает выживаемость танка в бою.

Затем размещается отсек автомата заряжания (A3) с боекомплектом, имеющий еще более вы­сокий уровень защиты и экранируемый от фрон­тального огня тремя предыдущими, а в верхнем поясе отсеком основного вооружения. Поражение этого отсека, кроме потери танком своей огневой мощи, может привести к детонации зарядов с тяжелыми последствиями. Для нейтрализации вы­соких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в днище отсека предусмотрены «вышибные пластины» (на первом варианте в крыше), выполняющие функции предохранительного клапана. Длина отсека A3 предусмат­ривает возможность размещения унитарного боеприпаса (L=1400 мм) и позволяет упростить кинематику подачи и досылания боеприпаса в камору пушки. В первом варианте компоновки танка выстрелы в АЗ размещались в конвейерах вертикально (32 выстрела), поступая в размещенный по центру расходный механизм на 4 выстрела, в заключительном варианте – горизонтально.

Последним в кормовой части танка размещен отсек экипажа. Экипаж расположен в удобной позе — сидя с обеспечением всех эргономических требований (санузел, отопление, кондиционер, приготовление пищи). На крыше, во второй башне, размещен комплекс электронно-оптических средств поиска целей и управ­ления основным и дополнительным вооружением. Такая компоновка танка обеспечивает диффе­ренцирование уровня защиты и живучести отдель­ных компонентов танка в соответствии с их зна­чимостью.

Интересной особенностью компоновки являюсь применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°).

Новый вариант перспективного танка отличался от первоначального решениями по схеме броневой защиты, автомата заряжания  и гусеничного движители (4+2 катка).

Вариант перспективного танка (разработка ~1989-91).

Вооружение 150 мм пушка 2А73, автомат заряжания с двумя горизонтально расположенными конвейерами.

Дополнительное вооружение – 30 мм гранатомет на задней башне и два 2×7,62 мм пулемета ТКБ-666.

По периметру танка и в шахтах между бортами отсека экипажа для поражения целей, атакующих сверху размещены 26 мортир КАЗ «Штандарт».

Размещение отсеков танка «490». Вариант по публикации в ВБТТ №7. 1991, последней публикации Е. А. Морозова.

При разработке проекта большое внимание уделено защите от боеприпасов, атакующих сверху.

1 — топливный отсек; 2 — отсек систем двигателя и силовой установки;

3 —  отсек ос­новного вооружения; 4 — отсек автомата заряжания; 5 — отсек экипажа.

Огневая мощь

Хотя танк является уни­версальной машиной, способной поражать разнооб­разные цели, его главная задача (в соответствии с концепцией основного танка) – борьба с сильнобронированными целями типа танк. Необходимость ее решения определяет «облик» и состав комплекса танкового вооружения, тип и характеристики основного оружия. Данная концепция сохраняется и в наше время.

Основное вооружение финального варианта танка состояло из 152 мм пушки 2А73 с полностью автоматизированным боекомплектом из 32 унитарных выстрелов расположенным в двух конвейерах. Каждый конвейер имел свою систему досылания выстрела. Хотя башня обеспечивала круговое вращение углы возвышения/склонения пушки относительно горизонта составляли -5°,  +10° только в диапазоне курсовых углов ±45°. Этот недостаток компенсировался за счет применения  управляемой гидропневматической подвески, что за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.

В то же время значительно возросла насыщенность поля боя танкоопасной живой силой, вооруженной носимыми противотанковыми  средствами – РПГ, ПТРК. Борьбе с такими целями уделялось важное внимание при создании харьковского танка 21 века. Дополнительное вооружение включало два, расположенных по обеим сторонам кормовой части блока вооружения 2-ствольных 7,62 мм курсовых пулемета ТКБ-666 (ЦКИБ СОО) с независимым наведением по вертикали. Углы возвышения (+45°) позволяли поражать цели расположенные на верхних этажах зданий и в горной местности. Готовый боекомплект каждого пулемета составлял 1500 патронов.  На задней башне, расположенной над капсулой экипажа размещался 30 мм автоматический гранатомет с углами наведения по горизонту 360°, по вертикали -10°,  +45°).

Особенно лаконично была построена СУО танка. Прицельные комплексы строились в виде отдельно расположенного тепловизионного модуля и лазерного дальномера размещенного справа (по ходу танка) в бронемаске. Телевизионный модуль и канал наведения управляемого снаряда размещался слева. Панарамический прицел с визуальным каналом располагался на задней башне, изображение передавалось как командиру-наводчику так и механику водителю. Дневно-ночная ТВ панорама размещалась на станке автоматического гранатомета на задней башне.

Модульная установка тепловизионного и телевизионного прицелов в бронемаске танка позволяла размещать разработанные и производимые серийно в 80-е годы приборы, например 1ПН71 1ПН126 «Аргус» и пр. имевшие большие габаритные размеры, при этом приводы по углу места и азимуту не требовались, так как прицелы стабилизировались с пушкой. Дополнительная точность достигалась благодаря «активной» подвеске, снижавшей нагрузки на стабилизатор вооружения.  Поиск целей (при приведении к углу и положению заряжания) мог в то же время осуществляться независимым дневным панорамическим прицелом и дневно-ночной панорамой установленными на блоке вооружения второй башни.

Интересной особенностью компоновки являлось применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°).

На лобовой части корпуса, а также на надгусеничных полках устанавливались камеры переднего обзора. Камера заднего обзора устанавливалась в центральной части кормы танка. По бортам башни устанавливались мортиры системы «Туча» — 12 шт.

Над отсеком экипажа размещалась вторая башня с дополнительным вооружением, панарамическим прицелом с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел, устанавливающийся на станке вместе с автоматическим гранатометом.

Проблему создания и серийного производства компактных танковых прицелов с тепловизионным каналом не удалось решить спустя десятилетия после развала СССР. На данный момент проблема решается путем закупки и лицензионного производства зарубежных компонентов (в РФ). Уровень развития технологий в СССР, РФ отражает прибор 1ПН126, принят в 2005 г. Сложно представить себе вариант «альтернативной истории» развития систем технического зрения в СССР, в случае если бы он не развалился, но надеяться на компактность и высокие характеристики, позволяющие отказаться от визуального канала было бы безосновательно.

Пример изображения на экране монитора «Аргус» (уровень 90-х). От визуального канала отказываться было преждевременно.

Круговой обзор из танка планировалось реализовать при помощи телекамер переднего обзора расположенных на верхней лобовой детали носового узла корпуса и на надгусеничных полках, а так же камер заднего обзора размещенной по центру кормы корпуса. Также у экипажа имелись призменные приборы наблюдения с выводом изображения над окулярами панорамического прицела.

Защита

4.04.74Проскуряков (ВНИИТМ):

 — Защита должна быть дифференцированной и обеспечивать угол обстрела ±25 .. 35 градусов.  Виды защиты: броня, активная защита и маскировка. Броня должна быть существенно поднята по сравнению с изделием «225» и  «226».

Надо обеспечить защиту от натовского снаряда калибра  120 мм с увеличенной начальной скоростью. Без брони танка нет. Защиту решать не за счет толщины, а за счет новых решений.

Маневренность должна быть повышена за счет гидромеханической трансмиссии. Ее сейчас Исаков делает совместно с ВНИИТрансмашем на мощность 1500 л.с. Это должно повысить средние скорости движения, уменьшить время разгона, повысить управляемость, плавное изменение радиусов поворота машины, обеспечить максимальную скорость заднего хода.

 Решения компоновки танка 21 века уделяли ключевое внимание  обеспечению защиты компонентов танка в соответствии с их вкладом в боевую эффективность. Если первый (топливный) отсек имел лобовую противоснарядную защиту на уровне, заданном ТТТ, то последний отсек (эки­пажа) будет практически защищен в 2-2,5 раза сильнее. Поскольку создание снарядов с таким уровнем бронепробиваемости в обозримом будущем невозможно, указанное построение компоно­вочной схемы дает возможность обеспечить высо­кую вероятность выживаемости танка в бою при минимальной массе брони.

Подход к  защите перспективного танка описан в статье А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов. П. И. Назаренко «Пути повышения живучести танка».

Развитие проекта «490».

1 и 2 – с вертикальным размещением выстрелов в двух конвейерах АЗ и расходным механизмом в центре, вышибные пластины выполнены в крыше отсека АЗ;

3 – с горизонтальным размещением в двух конвейерах. Вышибные пластины выполнены в днище отсека АЗ.

Данное направление развития было заложено А. А. Морозовым еще в 70-е, после завершения проектирования и начала крупносерийного производства танка Т-64А. Подробно решения описаны в записях дневников о проектировании танка «Объект 450» по Теме «101».

В раннем варианте разработки проекта защита верхней детали носового узла корпуса включала плиту из стали толщиной 80 мм установленную под углом 60°. На плиту устанавливался съемный пакет (170 мм/60°) с тандемно-установленными активными элементами защиты, которые разделялись 50 мм стальной плитой. По своей идее такая защита была схожа с устанавливаемым сейчас на танк «Оплот» модулем ДЗ «Дуплет».

Защита башни представляла из себя комбинированную структур с разнесенным (бронемаска), комбинированным с активными элементами (лоб и борта) бронированием.

Эквивалент защиты с верхней полусферы – 180…200 от УЯ и 600 от кумулятивных боеприпасов. Единственным уязвимым местом танка являлась башня в ее центральной части, где бронирование составляло 50 мм (5°). Однако, даже в случае поражения этого участка кумулятивными боеприпасами или УЯ из строя мог быть выведен только один из двигателей.

Крыша отсека боекомплекта представляла комбинированную структуру с активными элементами и многослойным бронированием, на заключительном варианте «вышибные пластины» выполнялись в днище для снижения ослабленных зон защиты сверху.

Наружные и центральные детали в защитных конструкциях корпуса и башни выполнялись из стали высокой твердости, внутренние из стали средней твердости. Это позволяло уменьшить формирование осколочного потока при пробитии элементов бронирования.

Заключительный из описанных (П. Ф. Гнедаш, Л. И. Мазуренко,   Е. А. Морозов. Возможный вариант нетрадиционной компоновочной схемы танка. Вестник бронетанковой техники, №7. 1991) вариант танка 21 века защищала комбинированная броня (сталь+наполнитель+сталь) расположенная под углом 80°. Деталь формировала защиту верхнего и среднего пояса защиты танка.

а – продольный разрез; б – вид в плане со снятой башней и крышей корпуса; 1 — пушка; 2 — башня; 3 – погон башни; 4 – крышка отсека автомата заряжания; 5 – отсек экипажа; 6 – кормовые люки экипажа; 7 – отсек автомата заряжания; 8 – отсек силовой установки; 9 – топливный отсек; 10- корпус танка; 11, 16 — двигатели; 12, 15, 19, 20 – бортовые коробки передач для передачи мощности к ведущим колесам переднего и заднего обводов; 13, 14, 18, 21 – ведущие колеса передних и задних обводов; 17, 22 – гусеницы передних и задних обводов.

Схема защиты включала слой активных элементов защиты с комбинированной схемой с продольным обжатием наполнителя (сталь + ЭДЗ + наполнитель), повышающая защиту на ~40%. Общий габарит бронирования составлял 260 мм. Конструкция обеспечивала защиту не только от боеприпасов, атакующих по горизонтали, но и защиту от боеприпасов (УЯ, кумулятивных), атакующих сверху.

Схема танка (в плане) с последовательно размещенными отсеками:

1 — лист носовой части; 2 — топливный отсек; 3 — топливная перегородка; 4 — моторный отсек; 5 — моторная перегородка; 6 — боевой отсек; 7 — перегородки боеукладок;  8 — отсеки боеукладок; 9 — перегород­ка отсека экипажа; 10 — отсек экипажа; 11 — угол обстрела наиболее мощными поражающими средствами α (альфа)

Отсеки танка были изолированными и разделялись перегородками – 20 мм для отсека топлива, систем двигателя. 20 мм перегородка между 1 и 2 двигателями. Перегородки с габаритом 50 мм устанавливалась перед отсеком боекомплекта и капсулой экипажа. В днище капсулы экипажа был предусмотрен эвакуационный люк, служивший, также в качестве санитарного узла.

Бронирование днища корпуса также было дифференцированным 20, 50 и 100 мм (комбинированное) в зонах размещения топлива и двигательного отсека; отсека боекомплекта; капсулы экипажа.

Подвижность

Расположенная в средней части танка, впереди боевого отделения, силовая установка обеспечивала дополнительную защиту экипажа. Четырехгусеничная ходовая часть, обусловленная такой компоновочной схемой, существенно повышает живучесть танка при минном подрыве. Увеличению живучести способствует также раздельное исполнение систем, обслуживающих каждый двигатель.

На базе танка с двумя двигателями можно создать семейство машин с использованием одного или двух двигателей в зависимости от типа и назначения машины, от массы и мощности, потребляемой навесным оборудованием.

Требования к подвижности танков непрерывно возрастают. Предполагается, что средняя скорость танка ближайшего будущего при движении по сухим грунтовым дорогам должна достигать 50…55 км/ч. Для достижения такой скорости удельная мощность танка должна быть не менее 21…23 кВт/т, а максимальная скорость, обеспечиваемая скоростным диапазоном трансмиссии 80…90 км/ч.

Преодоление естественных препятствий и искусственных заграждений, проделывание проходов при помощи навесного и встроенного оборудования требуют дополнительного увеличения мощности силовой установки.

Одной из важных мер защиты танка является повышение подвижности с целью  эффективного маневрирования под огнем (в том числе и задним ходом, не подставляя уязвимую корму). Исследования показывают, что за счет защитного маневрирования на поле боя вероятность попадания в танк снижается в 2-4 раза, защищенность повышается в 1,5-2 раза. Это относится в особенности к защите от управляемых ракет.

Таким образом, для увеличения подвижности танка с прогнозируемой массой (свыше 54 тонн) требуется силовая установка мощностью 1320…1470 кВт.

Высокие динамические качества танков в ука­занном диапазоне мощностей в сочетании с хоро­шей топливной экономичностью при малой загруз­ке можно обеспечить двигателями с двумя уровня­ми мощности (4ТД – 800 и 1000 л.с.).

Второй, нижний, уровень мощности необходим для экономичной эксплуатации танка при ограниченной скорости движения и сравни­тельно легких дорожных условиях.

Для перспективного танка может быть применена силовая установка с двумя одинаковыми двигателями, размещенными в средней части танка, бортовыми гидрообъемно-механическими трансмиссиямии гидрообъемным приводом механизма поворота. Механизм реверса обеспечивает возможность движения передним и задним ходом с одинаковыми скоростями.

Маршевое движение танка в колоне предпологалось осуществлялять кормой вперед. В кормовом люке механика водителя имелся иллюминатор и ТВ система заднего обзора. Кресло выполнялось поворотным.

Преимущества проекта танка 21 века А. А. Морозова.

  1. Максимально возможная защита экипажа в рамках весовых ограничений ~55 тонн.
  2. Размещение экипажа в наименее подверженной обстрелу кормовой зоне танка в высокозащищенной капсуле.
  3. Простая и лаконичная схема размещения прицельных комплексов, соответствующая уровню развития науки и техники на ближнесрочную перспективу. Наличие визуального канала в панорамическом прицеле с обзором с наивысшей точки танка.
  4. Применение простой схемы автомата заряжания без ограничений по длине выстрелаL=1400 (активная часть БПС до 1300 мм) с полной автоматизацией боекомплекта. Весь   боекомплект   основного   вооружения полностью механизирован и размещен в едином автомате заряжания с простой тра­екторией и кинематикой доставки выстрела в ка­зенник пушки.
  5. Возможность движения передним и задним ходом с одинаковыми скоростями (75 км/ч).
  6. Простота создания семейства машин с 1 или 2 двигателямии удобным размещением десанта и целевой нагрузки. Например, высокозащищенного БМП. Существенное влияние на облик танка, наряду с принципиальными решениями основных узлов и систем, могут оказать: сокращение функциональ­ных задач, решаемых танками в бою; приспособление конструкции танка в качестве базовой ма­шины для семейства ВГМ и к условиям массового производства; необходимость сохранения возможности дальнейшего совершенствования в ходе жизненного цикла машины.
  7. С целью повышения живучести ходовая ча­сть имеет 4-обводная с приводом на каждый обвод. Это дает возможность танку при разрыве од­ного из обводов (и даже двух на разных бортах) не утратить подвижность.
  8. Максимальная   защита   капсулы экипажа от всего набора поражающих средств, включая химическое, бактериологическое и радиа­ционное воздействие, ком­форт в обитаемом отделении (наличие санитарных устройств, устройства для разогрева пищи и кондиционера). Совместное размещение экипажа кардинально решает вопросы взаимопомощи   и   взаимозаменяемости,   существенно упрощает вопросы внутренней связи и дублирова­ния функций танкистов.
  9. Максимальнаяпротивоминная защита танка и членов экипажа;
  10. Силовая установка танка имеет возможность работы в двух режимах:

1)  максимальной мощности — при движении и тяжелых дорожных условиях и в бою;

2) в частичном режиме  (~50%  Мmax — при движении по хорошим грунтовым дорогам и до­рогам с твердым покрытием. Оба режима долж­ны быть по экономичности равноценны, обеспечи­вая минимальный удельный расход топлива. Это наиболее радикальный путь   повышения   запаса хода танка при ограниченном   объеме   возимого топлива.

  1. Замена торсионной подвески гидропневматической, поми­мо решения основной задачи — повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода, — дает возможность управляв клиренсом танка, что повышает его проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости. Таким образом, введение лишь одной системы повышает показатели подвижности (прямой эффект), защищенности и огневой мощи тапка (побочный эффект).

—кут дохере—

И даже не так:

Ясно, что моделька с Отваги — это неправильно понятая последняя модификация объекта 490.

А похож анонсированный «Известиями» укур на чудовищное творение военной мысли викингов после ведра мухоморовки — шведский UDES XX 20.

В рамках очередного проекта, разрабатывавшегося в рамках программы UDES (Underlagsgrupp Direkt Eld Stridsfordon – «Наземная боевая машина, стреляющая прямой наводкой») были определены основные требования к перспективному сочлененному танку. Для повышения подвижности машина должна была иметь два отдельных корпуса с собственными гусеничными движителями. Передний предлагалось оснастить орудийной установкой и рабочими местами экипажа. Задняя секция, в свою очередь, предназначалась для размещения силовой установки и некоторых элементов комплекса вооружения.
Работы по новому экспериментальному проекту стартовали в 1977 году, однако до определенного времени строительство и испытания опытной машины не планировались. Проект новой боевой машины получил обозначение UDES XX 20. Литеры «XX» означали Extra Experimental и указывали на пробный характер разработки. Предполагалось, что новый проект позволит проверить и усовершенствовать уже существующие конструкции, однако не будет «претендовать» на серийное производство. Тем не менее, по мере развития новый вариант танка мог рассчитывать на дополнительную доработку и последующее принятие на вооружение.
Испытания показали, что сочлененная схема имеет ряд характерных преимуществ перед традиционной компоновкой. Одновременно с этим имелись и некоторые недостатки, негативным образом сказывавшиеся на подвижности. Тем не менее, развитие такой конструкции решили продолжить. Опробованный на полигоне макет орудийной установки тоже не обошелся без претензий. Так, было решено отказаться от жесткого монтажа пушки. Для повышения боевых характеристик следовало использовать полноценный боевой модуль с системами горизонтального и вертикального наведения. Наводку пушки путем перемещения корпуса посчитали неудобной. В частности, она не позволяла стрелять на ходу, а также накладывала иные ограничения на боевое применение техники.

Предварительные работы по проекту UDES XX 20 продолжались до начала восьмидесятых годов. При этом использовались технические требования, сформированные еще в начале семидесятых специалистами управления FMV. Танк должен был иметь боевую массу около 20-25 т и нести пушку калибра 105 мм. В начале восьмидесятых требования были скорректированы. Теперь заказчик желал увидеть танк той же массы, но с усиленным бронированием и «главным калибром» в виде гладкоствольного орудия калибра 120 мм. Подобные технические требования на этот раз следовало соединить с сочлененной компоновкой, что само по себе было не слишком простой задачей.
Результатом обновления технического задания стало появление улучшенной версии проекта, по которой в дальнейшем планировалось строить опытный образец. Из имеющихся данных следует, что пересмотр требований к проекту не потребовал серьезной переработки конструкции машины. Отдельные элементы танка пришлось изменить, увеличив и усилив их. Общие черты конструкции, однако, остались без изменений. Благодаря этому удалось в определенной мере ускорить создания улучшенной версии проекта.

Оба корпуса должны были оснащаться одинаковыми ходовыми частями. В их составе имелись передние ведущие колеса малого диаметра. Также предусматривалось использование трех опорных катков большого диаметра с индивидуальной подвеской на каждом борту. В корме находились крупные направляющие колеса, так же опущенные на уровень грунта.
Два корпуса должны были соединяться между собой при помощи особого шарнира, представлявшего собой дальнейшее развитие существующей системы. В нижней части кормы передней секции и лобового листа задней помещались устройства для соединения двух корпусов, позволявшие им качаться относительно друг друга. На верхней части кормы передней секции располагались крепления для установки поршня управляющего гидроцилиндра. Сам цилиндр следовало крепить на верхней части лба заднего корпуса. Такое положение гидроцилиндров позволяло изменять положение корпусов всеми необходимыми способами. Дифференцированная работа цилиндров заставляла машину изгибаться для выполнения в поворот. Синхронный выпуск поршней заставлял центральную часть танка подниматься вверх, тогда как обратный процесс приводил к подъему носа и кормы с опорой на «внутренние» части гусениц. Все эти возможности предлагалось использовать для маневрирования и преодоления препятствий. Кроме того, перемещение передней секции можно было применять для увеличения углов наводки орудия.

В кормовой части переднего корпуса танка UDES XX 20 должна была находиться башня лафетной компоновки. На погоне корпуса, задняя часть которого помещалась на вынесенной опоре на корме, помещалась поворотная платформа башни. На ней разместили две наклоненные вперед стойки с шарниром для монтажа пушки. На цапфах должна была располагаться 120-мм пушка компании Rheinmetall со стволом длиной 44 калибра. Орудие оснащалось развитыми противооткатными устройствами и дульным тормозом характерной формы. Для защиты от обстрела казенная часть пушки должна была находиться внутри корпуса сложной многогранной формы. Орудийная установка получила электрические и гидравлические приводы наводки, позволявшие обстреливать цели в любом направлении в пределах значительного вертикального сектора.
Проект предусматривал использование автомата заряжания. Ввиду недостатка места внутри передней секции механизированная укладка должна была располагаться в заднем корпусе. Там же планировалось поместить и манипулятор для подачи боеприпасов к пушке. Доступ к казеннику мог обеспечиваться люком в корпусе орудийной установке. При решении задач компоновочного характера такая конструкция автоматики заряжания, однако, требовала после каждого выстрела возвращать пушку в нейтральное положение. Тем не менее, имелась возможность достичь скорострельности на уровне 7-10 выстрелов в минуту.
В переднем корпусе танка UDES XX 20 должен был работать экипаж, состоящий из трех человек. Водитель и командир находились в передней части корпуса, слева и справа соответственно. Наводчика предлагалось поместить за ними. Члены экипажа имели собственные люки в крыше, дополненные смотровыми приборами.

Общая длина перспективного танка с пушкой вперед составляла 9,63 м, длина по корпусам – 7,4 м. Ширина – 2,9 м, высота по крыше орудийной установки – 2,6 м. Боевая масса танка была определена на уровне 26 т. 600-сильный дизельный двигатель давал удельную мощность на уровне 23 л.с. на тонну, что позволяло получить максимальную скорость 55 км/ч.

В 1982 году компания HB Utveckling AB при участии управления министерства обороны FMV построила опытный образец перспективного танка. С целью отработки различных элементов конструкции было предложено провести первый этап испытаний без применения полноценной орудийной установки. Вместо нее на крыше передней секции смонтировали упрощенный агрегат схожих габаритов и массы. В качестве макета 120-мм пушки на имитаторе башни закрепили трубу, не выступающую за пределы носовой части корпуса. Кроме того, из-за некоторых проблем производственного характера опытный танк не получил подъемную кабину командира. Для защиты экипажа от внешних воздействий на лобовом листе была смонтирована рама особой конструкции. Впоследствии ее несколько раз снимали с танка и устанавливали обратно. В таком виде опытный танк вышел на первые полигонные испытания.
В течение некоторого времени прототип сочлененного танка ездил по трассам испытательного полигона и преодолевал различные препятствия, в том числе и достаточно сложные. Ходовые испытания полностью подтвердили расчетные характеристики шасси. Как и ожидалось, сочлененная машина отличалась высокой проходимостью на сложных ландшафтах и могла преодолевать самые разные препятствия, в том числе широкие траншеи и высокие стенки. При невозможности преодолении препятствия за счет мощности двигателя и гусениц водитель мог изменить взаимное положение двух корпусов, оптимизировав его под текущую задачу. В таком случае задняя секция помогала передней пересечь препятствие или одолеть подъем, после чего та затаскивала ее вслед за собой.

Самым заметным недостатком проекта стала чрезмерная сложность производства и эксплуатации, связанная с необходимостью изготовления сразу двух корпусов и специальных систем для их соединения. Сочлененная компоновка также сокращала маневренность техники: четыре гусеницы даже при наличии шарнира не позволяли танку разворачиваться на месте подобно другой гусеничной технике. По площади бортовой и верхней проекции сочлененный танк превосходил любую другую технику классической архитектуры. Открытое размещение шарнира и его гидроцилиндров приводило к повышенным рискам. При повреждении приводов шарнира бронемашина лишалась большей части своих преимуществ в маневренности и проходимости.

Испытания опытного танка UDES XX 20 с макетом боевого модуля и полноценной башней продолжались с начала 1982 года до марта 1984-го. В рамках этих работ были подтверждены или уточнены основные характеристики и возможности техники. Кроме того, испытатели смогли выявить все имевшиеся недостатки и определить степень их влияния на машину.

Предложенный проект перспективного танка сочлененной конструкции представлял большой интерес для армии ввиду получения достаточно высоких технических и боевых характеристик.

Тем не менее, машина имела ряд серьезных недостатков производственного и эксплуатационного характера. С учетом перспектив и возможностей было решено не продолжать разработку проекта UDES XX 20 или иной подобной техники с целью дальнейшего создания полноценной боевой машины для армии. Военные решили, что больше пользы будет от новых проектов танков традиционной архитектуры. Экспериментальный проект выполнил поставленные задачи, после чего был закрыт.

А теперь котейко и ВЖУХ!

Нет, невжух 🙁

Все картиночки принадлежат их уважаемым владельцам, халявные лого со сканов оригинальных изданий затёрты (хорошо виден типографский растр).

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account