1

 

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

На днях незаметно прошла годовщина события, вызвавшего в свое время очень большой резонанс. 30 января 1934 года состоялся единственный полет советского стратосферного аэростата (стратостата) "Осоавиахим". Стратостат установил мировой рекорд высоты, но платой за это стала гибель всех троих членов его экипажа.

Судя по документам расследования катастрофы, максимальная высота подъема стратостата, на который была рассчитана его конструкция, составляла 20 километров. Запас балласта в гондоле, включая "аварийный" (приборы, оборудование и личные вещи экипажа), допускал относительно безопасный спуск с этой высоты. Однако аэронавты – П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскин – после достижения предельного потолка понадеялись на "авось", решили рискнуть и сбросили часть балласта, чтобы подняться еще выше – до 22 километров. Стремление к рекорду, как это нередко бывает, пересилило инстинкт самосохранения.

Результат получился печальным, но закономерным. При спуске стратостат превысил предельно допустимую скорость снижения, на высоте в несколько километров стропы не выдержали, гондола оторвалась и рухнула на землю. Неудачная конструкция герметичного входного люка (для его открытия требовалось открутить 12 гаек, на что уходило не менее двух минут), не позволила аэронавтам покинуть гондолу и воспользоваться имевшимися у них парашютами.

При возникновении аварийной ситуации положение усугубилось тем, что воздухоплаватели начали экономить балласт, упустив критический момент, когда нагрузка на стропы стала чрезмерной. Из-за этого гондола упала, имея в бункере еще 265 килограммов свинцовой дроби от первоначального запаса в 500 кг. Если бы от этого груза освободились вовремя, возможно, трагедии удалось бы избежать. Впрочем, также возможно, что остатки балласта не сбросили из-за поломки выпускного клапана.

В этой истории прослеживается явная аналогия с известным древнегреческим мифом об Икаре. Все помнят, чем закончилась для этого безрассудного юноши попытка взлететь слишком высоко, вопреки предостережению отца, сделавшего для него крылья из птичьих перьев. А рекорд погибшего экипажа продержался 22 месяца. В ноябре 1935 года он был побит американским стратостатом "Эксплорер-2", подъем которого на высоту 22,7 км завершился благополучно.

Гибель "надувного Икара"

Картина Алексея Иорша "Летающие киты спасают "Осоавиахим".

Гибель "надувного Икара"

Подготовка к запуску стратостата "Осоавиахим". На правом снимке видны "шары-прыгуны", которые использовались для контроля за состоянием оболочки.

Гибель "надувного Икара"
Схема стратостата "Осоавиахим" и его гондолы, представлявшей собой шарообразную "скорлупу", сваренную из штампованных стальных сегментов толщиной 0,8 мм и опиравшуюся на резиновый "бублик" — амортизатор. На верхнем полюсе гондолы размещался герметичный входной люк, а на нижнем — гермоклапан сброса балласта.
Справа вверху — фотография с места падения гондолы. На переднем плане — накрытые брезентом останки экипажа.

Гибель "надувного Икара"

Сталин и Орджоникидзе на торжественных похоронах экипажа стратостата. Справа — урны с прахом Федосеенко, Васенко и Усыскина, выставленные перед мавзолеем Ленина.

Гибель "надувного Икара"

Серия советских почтовых марок, посвященных погибшим аэронавтам.


источник: http://vikond65.livejournal.com/589640.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account