Флот, что мог бы быть

2

Обнаружил, что поисковые системы дают ссылки на некоторые мои статьи. Не в первой десятке, конечно. Но уже какая-никакая, а известность. До этого я был хорошо известен только у себя на работе, вися под заголовком «Самый проблемный работник месяца (– квартала — полугодия -)». После очередного косяка меня, бывало, спрашивали: «Ну о чём ты думаешь!?» И как вот объяснять, что думаю я о походе Карла ХII в Британию и становлении великой Швеции в Атлантике (вариант: Пётр (или лучше альтернативный СуперПётр) отвоёвывает у Швеции не только юго-восточную Прибалтику, но и провинцию Сконе с атлантическими портами — и становление Всевеликой России в Атлантике). У меня альтер­нативо­мания, я просто не могу без этого.

Резюме предыдущих публикаций и комментариев к ним: Япония проиграла ВМВ во многом по причине подавляющего экономического превосходства США. Ну и союзники у США оказались понадёжнее (с СССР во главе списка). Следовательно, непроигрышная стратегия Японии в АИ-войне: удар по экономике США + коалиционные действия против них. Только с теми силами, что имелись у японцев в РИ, такая стратегия нереальна. Ну а с такими силами они оказались в результате ряда предвоенных решений – решений, оказавшихся ошибочными.

Во 1-ых. Строительство линкоров «Ямато» – оно как в чёрную дыру всосало огромные ресурсы. Так ещё и не успели с ними к началу войны – они не могли вложиться в первый удар. Ну а потом японцы вдруг поняли, что в начатой ими войне актуальны авианосцы, а не то, что они так натужно строили. Одну из полуготовых Ямат стали перестраивать в авианосец. Это переделывание заняло 2,5 года, да так его и не закончили.

Понятно, что лучше бы японцы сразу начали строить авианосцы заместо Ямат. Только решения о том, что строить, принимали в 30-х гг. в основном консервативные адмиралы; они слушать не станут предложение об отказе от строительства суперлинкоров в пользу авианосцев. А вот предложение о супербоевом корабле-гибриде может их заинтересовать.

Итак, альтернативный Ямато: ГК урезается до 410 мм, броня: борт — с 410 мм до 300, лоб башни — с 650 мм до 350, барбеты ГК — с 560 до 350, рубка — с 500 мм тоже до 350. Главная палуба остаётся 230 мм. За счёт снижения веса брони увеличивается скорость — с 27,5 до 30 узлов. Впрочем, нет, лучше увеличить размерения: длина — с 263 до 285, ширина — с 37 до 39. С такими размерами можно отдать полкорабля под линкор, полкорабля под авианосец :

Флот, что мог бы быть

На первый взгляд фигня полная. На второй тоже. Лучше предложить построить два корабля – бронированный авианосец и линкор. Такая спарка вполне способна решить боевые задачи, возлагаемые на Ямато, а сверх того и те задачи, что Ямате непосильны. Вместо сверхкорабля в 63 000 т (стандартное ВИ) в программу пополнения флота вносятся два тридцатитысячника. Авианосец на 80 самолётов с бронированной полётной палубой + бронепалубой над машинами и боеприпасохранилищами + бронепояс (в общем, примерно РИ Тайхо). И линкор, спроектированный по примеру британского Нельсона :

Флот, что мог бы быть

стандартное ВИ 33 300 т; длина 216 м; броня: пояс — 380 мм max, палуба — 159 мм max, башни ГК — 406 мм лоб; ГК — 3х3 406 мм; скорость 23 узла.

Только на АИ японском линкоре, чтобы уложиться в меньшее ВИ, уменьшено количество башен ГК до 2×3-410 мм; за счёт этого несколько уменьшена длина, а скорость возросла до 32 узлов. Более простые, чем Ямато, корабли строились быстрее. Заложенные в 1937 и начале 38-го первые две пары линкоров и авианосцев к декабрю 41 были в строю (+ ещё пара в достройке и пара на стапеле).

2. В 1930-е гг. японцы развернули строительство несколько странных кораблей. Для своего класса все они были слишком большими и чрезмерно дорогими. Секрет оказался прост. Вскоре после начала ВМВ японский флот начал пополняться новыми авианосцами, как бы экспромтом переоборудованными из разных вспомогательных судов. На самом деле все было спланировано заранее. Японцы попытались обойти ограничения Вашингтонского соглашения и приняли специальную «теневую» судостроительную программу. Важной ее частью являлась постройка судов, предназначенных для быстрого превращения в авианосцы. Счет им открыли «Дзуйхо» и «Сёхо» – бывшие базы подводных лодок. Хотя переделка кораблей оказалась более основательной, чем это предусматривалось довоенными планами, головной «Дзуйхо» вступил в строй уже в декабре 1940 г.

Третий авианосец – «Рюхо», переоборудованный из плавбазы, по устройству во многом повторял первую пару, но имел большее водоизмещение. Скоростью он уступал «Дзуйхо» на два узла. В общем, «Рюхо» оказался менее удачным, чем его предшественники.

В целом японская « теневая» судостроительная программа себя не оправдала. Переоборудованные авианосцы оказались слишком разнотипными. Возни и расходов потребовалось слишком много: сперва надо было построить корабль, а затем ещё его перестраивать. И по боевым возможностям они заметно уступали кораблям этого класса специальной постройки.

Флот, что мог бы быть

Сравним: Рюдзё при своих 10 600 т мог нести 48 самолётов (правда, это теоретически; на практике из-за некоторых конструктивных недостатков авиагруппа составляла 35 единиц). А вот Дзуйхо при 11 400 т – 30 самолётов, Рюхо при 13 400 т – 31. Всё потому, что на Рюдзё ангар двуярусный, а на авианосцах-переделках смогли соорудить только одноярусный.

Вывод: гораздо лучше для японцев заместо теневой программы запустить в серию лёгкие авианосцы типа "улучшенный Рюдзё". Улучшения: накинуть ВИ до 14 500 т, что даёт возможность несколько удлинить корабль — а вместе с ним и ангар с палубой, довести авиагруппу до 50 и более самолётов, без проблем с их использованием. + усилить конструкцию корпуса. Также закрыть полностью нос — корабль меньше заливается и полётная палуба начинается не в 20 метрах от носа, а сразу. К декабрю 41-го вполне можно успеть построить и ввести в строй 5 единиц + 3 в достройке и на стапеле. Чтобы хватило на это ресурсов, японцы отказываются не только от лёгких авианосцев-переделок, но и средних типа Дзуньё, также не строятся 2 тяжёлых Сёкаку.

3. При отказе от авианосцев-переделок в строю остаются скоростные плавбазы подлодок. Только в покое их всё равно не оставляют — они переделываются в универсальные плавбазы — не только для подлодок, но и для гидросамолётов. А именно — для больших летающих лодок Н6К (а затем и Н8К). Плавбазы позволяют полнее реализовать возможности этого оружия: огромная дальность, нагрузка в 4 бомбы по 250 кг (в перегруз могли брать и 6–8, дальность при этом уменьшалась), ну и малая требовательность к ВПП.

Флот, что мог бы быть

Пример использования: от японской базы Маджуро на Маршалловых островах до Лос-Анджелеса 7800 км. 6000 км Н6К пролетают пустыми (в смысле: с полными баками, но без бомб). Далее самолёты приводняются подле плавбаз, их по одному затаскивают на корабль, где заливают им топливо, подвешивают бомбы или торпеды, экипаж заправляет свои термосы горячей похлёбкой и саке. И самолёты отправляются к цели, до которой осталось 1800 км. Цель (к примеру) – объекты Лос-Анджелесского авиапромышленного комплекса. Такая атака может быть проведена уже 7-8-го декабря 41-го (при условии, что плавбазы с кораблями прикрытия выдвинутся заранее). Большие самолёты, конечно, уязвимы, зато они могут атаковать и ночью.

Специализированная плавбаза типа «Акицусима» при ВИ 4650 т несла на палубе одну летающую лодку + на борту размещался запас топлива и боеприпасов для 9 лодок на 2 вылета. Для универсальной плавбазы ВИ 11–12 тыс. т эти цифры более чем удваиваются. На четыре плавбазы могут опираться три полка Н6К — 72 машины.

4. «Синсю-мару» не остался единственным специализированным транспортно-десантным кораблём в японском флоте. Судпром Японии осилил ещё один такой же + перед войной по экстренному переделали в десантные ещё ряд кораблей. В частности, лайнеры, что в РИ переделываются в авианосцы типа «Дзуньё», в АИ переделываются в большие быстроходные транспортно-десантные корабли (для высадки на Оаху очень нужная вещь).

5. Ну и дальше по мелочи: расширяется программа подготовки пилотов; с 38-го запускаются в серию эскортные эсминцы «Акидзуки», а с 40-го «улучшенный Акидзуки» (т.е. собственно РИ Акидзуки) – тем самым обеспечивается некоторое ПВО и ПЛО ударных соединений.

Итого альтернативный японский флот на начало декабря 41-го: 6 тяжёлых и 6 лёгких авианосцев (учебный «Хосё» не считается), 12 линкоров, 2, нет 3 монитора, 8 эскортных эсминцев и остальное как в РИ. С таким составом завалить американского слоноосла можно.

 

Кстати, всех с наступающими.

Подписаться
Уведомить о
guest

37 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account