«Филадельфийский эксперимент или отдать все Чарльзу Крампу».
Представляю Вашему вниманию «небольшую» альтернативу , буду рад услышать все мнения.
В марте 1898 года господин Чарльз Крамп в срочном порядке прибывший в Санкт- Петербург, для получения заказов на строительство кораблей для Российского Императорского флота.
Уже на тот момент Крамп 20 лет является поставщиком кораблей для РИФ, так в 1878-1879 годах Российский Императорский флот пополнился четырьмя крейсерами для крейсерской войны ( «Европа» «Азия» «Африка» «Забияка») до сих пор находящиеся на вооружении флота.
Предложения мистер Крампа выглядят очень заманчиво и внушительно:
Построить для России два броненосца, два крейсера водоизмещением по 6000 и два крейсера 2500 т. и 30 миноносцев, из которых 20 должны были строиться на специально созданной для этого верфи во Владивостоке.
Опыт строительства боевых кораблей у компании William Cramp & Sons имелся приличный, помимо русских крейсеров (1878-1879 г.) на стапелях компании были построены бронепалубные крейсера «Балтимор», «Колумбия», «Миннеаполис» , броненосные крейсера «Нью Йорк» и «Бруклин» , эскадренные броненосцы «Индиана», «Массачусетс,» «Айова» , бронепалубный крейсер » Касаги».
Довольно долго мистер Крамп, не проявлял готовности идти навстречу “чрезмерно строгим”, по его мнению, условиям заказа кораблей, поэтому и договориться не удавалось .
М-р Крамп в качестве образца он предлагал строившиеся его фирмой броненосец “Айова” (США) и крейсер “Касаги” (Япония). Заказчик настаивал на своих прототипах—броненосце “Пересвет” и крейсере “Диана”.
И даже несмотря на явный демпинг мистера Крампа в попытке оттеснить конкурентов с Российского рынка, поиски компромисса между техническим заданием и возможностями Крампа затягивались………..
(далее чистейшей воды АИ).
Совершенно случайно, Главный инспектор кораблестроения Н.Б.Кутейников при совместной поездке на достраиваемый на верфи «Нового адмиралтейства» броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» знакомит мистера Ч. Крампа, с главным корабельным инженером Дмитрием Васильевичем Сквроцовым.
Г-н Н. Б. Кутейников в разговоре с Д.В. Сворцовым, случайно обмолвился о причинах приезда м-ра Ч. Крампа, и его столь доскональному изучения судостроения в России.
Помня о том что с момента рассмотрения его проекта крейсера «Русского паровозостроительного и механического общества » прошло довольно много времени, а ответы от МТК до сих пор не получены.
г-н Д.В. Скворцов приглашает рассмотреть предложения в свете новых обстоятельств в составе: представителя правления «Русского паровозостроительного и механического общества» г-н Иванова, м-ра Ч.Крампа, себя собственно и г-на Н. Е. Кутейникова в качестве эксперта и третейского судьи. Встреча должна была состоялась на следующий же день, но все пошло не так.
Абсолютной неожиданностью для собравшихся стало появление на встрече Великого князя Александра Михайловича со свитой в лице адмирала Степана Осиповича Макарова и младшего помощника кораблестроителя Барановского.
Вишенкой на торте стало появление сына Николай Ермолаевича Кутейникова, Николай Николаевича, с чертежами уже отвергнутого МТК проекта эскадренного броненосца в 13000т.
В спорах и расчетах прошел весь день и часть ночи, часть вопросов решили перенести на следующий день.
К следующему заседанию с представителями МТК, Чарльз Крамп, подготовился всесторонне и основательно, новости с родины тоже радовали. Управляющему делами верфи удалось перекупить чертежи нового эскадренного миноносца (как раз вовремя оставалось их доработать и согласовать смету).
В отсутствие генерал-адмирала, что случалось довольно часто, обязанности морского министра исполнял адмирал Тыртов (который как и его начальник не стесняясь брал взятки при принятии решений) . Крамп и к этому был готов, заказав в банке необходимые суммы но…
Только начавшееся было обсуждение новых эскадренных броненосцев прервал посыльный со скорбными известиями «На пути из Кронштадта в Петербург вылетела на камни яхта генерал-адмирала «Стрельна», четверо матросов гвардейского флотского экипажа доставили тело великого князя на берег, в числе погибших так же значилась известная в Петербурге танцовщица».
На время «всеобщей скорби» дела в МТК приостановились, не малой тому причиной стало настойчивые требования великого князя Александра Михайловича, о проведении финансовых проверок деятельности Морского ведомства, Красного Креста, Добровольного флота. На фоне этого адмирал Тыртов вынужден подать прошение об отставке, на время рассмотрения прошения И.О. должности морского министра становиться Иван Михайлович Диков.
Великий князь Александр Михайлович, за дерзкие высказывания в адрес покойного и своей настойчивость был сослан на Черноморский флот, командовать эскадренным броненосцем «Ростислав». Но финансовая проверка все таки показала отсутствие астрономических сумм в бюджетах как подотчетного ведомства так и благотворительных обществ.
И.М. Диков вступая должность главы Морского ведомства, предложил ряд реформ, в том числе и сроков службы кораблей в составе действующего флота, как и сроками нахождения боевых кораблей в резерве, что несомненно повлияло на принятия решений.
Новому морскому министру и начальнику главного морского штаба Ф.К. Авелану (вышел таки сухим из воды) ничего не оставалось как отдать заказы на строительство:
1.) ДВУХ Эскадренных броненосцев 1 ранга вооруженный 305-мм артиллерией, приняв за прототип переработанный проект Н.Н. Кутейникова.
Проект эскадренного броненосца в 13 000 т. (2*2*305/40, 16*152/45-мм) 18 уз.
2.) ДВУХ крейсеров 1 ранга по переработанному проекту крейсера «Русского паровозостроительного и механического общества » Д.В. Скворцова, (вне конкурса, за счет денег Добровольного флота , чуть позже разберемся как так получилось ).
3.) ОДНОГО крейсера 2 ранга по переработанному проекту безбронного боевого судна С.О. Макарова в 3000т.
3.) ШЕСТНАДЦАТИ эскадренных миноносцев со строительством на верфи William Cramp & Sons и вооружением на Новой верфи «Русского паровозостроительного и механического общества»
Проект эскадренного миноносца построенного на верфи Крампа и получившего вооружение во Владивостоке. 435/605т. (3*75/50, 2*57/40, 3*381-мм ТА) 29,5 уз.
4.) Кроме того совместная Русско-американская судостроительная компания брала на себя обязательства по модернизации, техническому вооружению, и ремонту устаревших кораблей Российского Императорского флота, для чего в сроком на 15 лет компании предоставлялся судоремонтный завод Нового адмиралтейства во Владивостоке. В список кораблей для модернизации попали:
4.1) Броненосный крейсер «Рюрик» («Новое адмиралтейство» Владивосток)
4.2) Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» («Новое адмиралтейство» Владивосток)
4.3) Эскадренный броненосец «Сисой Великий» (William Cramp & Sons )
4.4) Эскадренный броненосец «Наварин» (William Cramp & Sons )
4.5) Эскадренный броненосец «Император Николай I»(William Cramp & Sons )