Эволюция КИТ-ообразных. Часть 2. Головастик

1

Разработка и конструкция

Так и оставшись опытной машиной, БАЗИС стал платформой для целого семейства бронемашин. Самой первой стала, как не странно, самая сложная. Идея создания высокомобильных легкобронированных истребителях танков начала получать воплощение. Новый проект получил название КИТ-1 (Колесный Истребитель Танков). Для чего была разработана новая двухместная башня, сначала под пушку Л-11, а затем в неё установили знаменитую Ф-34. С пушкой был спарен пулемет ДТ. За основу взяли башню новейшего харьковского танка Т-34 с погоном «в свету» в 1420мм. Стенки башни выполнили из 7мм брони, лобовую деталь из 12мм. Кроме этого, уменьшили наклон задней и боковых стенок для удобства размещения экипажа. Уравновесить башню не удалось, но ручной поворотный механизм справлялся с вращением, сравнительно легкой башни, на  уклоне, вплоть до 150. Было разработано два варианта башни – полностью закрытая, с возвышающимся купольным люком заряжающего и полуоткрытая, у которой крыша была только в передней части башни. Открытая башня была легче, имела лучшую вентиляцию, но поначалу считалась более уязвимой. Башня получила от  БА-10 смотровые приборы и амбразуры для стрельбы из личного оружия. Для командирских машин предусматривалась установка радиостанции в кормовой нише башни.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 2. Головастик

При всех своих достоинствах, у новой башни был один существенный недостаток – она не помещалась на шасси БАЗИС-а.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 2. Головастик

Чтобы установить башню, шасси пришлось серьезно переделать. В левом борту появилась дверь для водителя, запаска перекочевала вперед, между колес. Корпус стал заметно шире, а задние колеса получили двойную ошиновку. Что делать, вес машины вплотную приблизился к 9-ти тонам. При этом, колея задних колес осталось той же, что и у БАЗИС-а, т.е. расширена, так, чтобы колея внутренних колес совпадала с колеёй передних колес.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 2. Головастик

Мотор и трансмиссия изменений не претерпели, разве что мотор сдвинулся ещё немного левее и повернулся относительно продольной оси машины на 2 градуса. Бронекорпус упростили, сократив число корпусных деталей.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 2. Головастик

Внешность машины получилась необычной для тех лет – на сравнительно компактном шасси возлежала большая башня с необычно длинной пушкой. Незамедлительно появилась кличка «Головастик», под которой машина вошла в историю.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 2. Головастик

Несмотря на внешность, машина твердо стояла «на ногах», раскачка при стрельбе из пушки Л-11 оказалась приемлемой, даже при повернутой на 90 градусов башне. В дальнейшем, при переходе на пушку Ф-34, раскачка неизбежно возросла. Стабилизаторы поперечной устойчивости в СССР ещё не изобрели, система выключения подвески представлялась слишком сложной, аутригеры раскладывать/собирать не хотелось. На ствол навернули дульный тормоз от ЗИС-3, тем самым снизив силу отдачи, и раскачка уменьшилась до приемлемой величины. В таком виде КИТ-1 поступил на вооружение и в серийное производство.

ТТХ

  1. Экипаж: 3 человека;
  2. Боевой вес – 8,7 т.
  3. Мощность двигателя – 85 л/с;
  4. Скорость по шоссе– 45 км/ч;
  5. Бронирование: лоб башни -12мм, борта башни и корпус – 9мм, крыша и днище – 5мм;
  6. Вооружение: 76мм пушка Ф-34, пулемет ДТ.

 

Боевое применение

На 04-00 час. 22.07.41г. в войсках имелось более 40 машин. Все они размещались под Ростовом и Воронежом, где степной рельеф местности позволял максимально проявить мобильные возможности машин. Машины находились в освоении, полной боевой готовности планировали достичь к сентябрю-октябрю 41-го года. Разумеется, что планы переменились. Первые две батареи из 24-х орудий спешно перебросили в район Николаева. Там, в украинских степях, им предстояло на практике доказать верность теоретических выкладок.

С самого начала КИТ-ы находились в резерве штаба армии. В августе-сентябре, им неоднократно удавалось выполнять быстрые, преимущественно ночные марши, и перехватывать голову Манштейновских клиньев. Пользуясь преимуществом в дальнобойности и скорости, КИТ-ы придерживались особой тактики. Их целью не было полное уничтожение противника или удержание занятой позиции. Открывая ураганный огонь с хорошо замаскированных позиций с дистанции 1,5-1,0 км, КИТ-ы старались нанести максимальный урон танкам противника за минимальное время. Подбив один-два танка, КИТ-ы отходили на запасную позицию. Пока противник разворачивался против обнаруженной противотанковой батареи, пока пытался её атаковать, КИТ-ы сменив позицию, наносили новый удар и опять откатывались.

Наибольший эффект получался при комбинированном использовании батарей обычных сорокопяток и мобильных КИТ-ов. КИТ-ы, пользуясь преимуществом в дальнобойности орудий, начинали бой с большой дистанции, «разбирая» сосредоточенным огнем из двух-трех орудий даже ПЦ-4. Немецкие танки бросались в атаку и попадали в огневой мешок сорокопяткам. Пока немцы увязали в борьбе с батареями 53-К, КИТ-ы меняли позицию и обрушивали свой огонь с других ракурсов, сами потерь не неся. Сам бой длился три-пять минут, в течение которого КИТ-ы делали три, максимум четыре, выстрела, подбивали один-два танка, и немедленно откатывались, не позволяя противнику нанести ответный удар.

Тактика приносила плоды, потери немецких танков потихоньку стали расти, а скорость продвижения танковых клиньев падать. Решающим фактором в таких битвах стала немецкая авиация. Только «штукам» удавалось накрыть неуловимые КИТ-ы на рокадах, да и то, не всегда.

В целом стало очевидно, что идея колесного истребителя танков полностью себя оправдала. И только слишком малые количества машин не позволили в конце лета-начале осени 41-го добиться более заметных результатов. В конце концов, все батареи КИТ-ов были потеряны к началу битвы под Москвой. Однако результаты противостояния побудили продолжить серийное производство машин весной 42-го.

КИТ-1 «Головастик» выпускался до мая 45-го года, участвовал во всех сражениях в составе ИПТАБ-ов. За годы войны было произведено около 700 машин. Из них, более 200 машин – в неполноприводном варианте.

На базе КИТ-1 были созданы колесный бронированный артиллерийский тягач (КБАТ) для дивизионных орудий, база для 132мм реактивного миномета БМ-13 и полугусеничный КИТ-2 «Удильщик».

Подписаться
Уведомить о
guest

82 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account