1

Спартаковский переворот в Германии грянул 3 сентября 1935 года. Левые не повторили своей ошибки совершенной в 1930 году – теперь первый удар был нанесен по правительственным учреждениям, в том числе Военному министерству и Рейхстагу. Захватывались и казармы Рейхсвера, в которых оказалось немало тайных членов Союза Спартака. Всех пытавшихся оказывать сопротивление безжалостно убивали.

В числе погибших в здании Рейхстага был и лидер Национал-социалистической революционной рабочей партии Германии Адольф Гитлер. Уже на следующий день начальник штаба СА Эрнст Рем объявил о поддержке его штурмовиками спартаковцев. Хотя и не все коричневорубашечники последовали за своим вождем, перешедших на сторону красных оказалось достаточно, чтобы окончательно сломить сопротивление контрреволюционеров.

5 сентября был объявлен состав Народного правительства, которое возглавил престарелый Карл Либкнехт. Народным министром иностранных дел стал Лев Троцки, внутренних дел – Эрнст Тельман. Рему досталось давно вожделеемое им военное министерство.

Одной из первых забот революционного правительства стало обезглавливание армии – сотни офицеров Рейхсвера были арестованы уже в первые дни восстания, террор продолжался и в дальнейшем, причем, по мере насыщения кадрами Народной тайной полиции, постоянно усиливался.

6 сентября Народное правительство Германии декларировало возвращение под свою юрисдикцию «незаконно» оккупированных Россией германских территорий: зоны Кильского канала и Восточной Пруссии.   

Российское правительство предложило Франции начать совместное вторжение в Германию, для наведения порядка в стране, но французское правительство, считающее, что чем хуже обстоят дела у немцев, тем лучше для Франции, отказалось, сил же одной России для оккупации Германии явно не хватало. Последствия этого решения французов оказались катастрофическими для русской армии.

15 сентября правительство Австрии, обеспокоенное происходящим у ее северо-западной границы, без согласования с русским командованием, начало отвод своих войск с Итальянского фронта. Перекрыть образовавшиеся бреши русские войска уже не успели –  17 сентября началось генеральное наступление англо-итальянских войск в направление на Верону и затем Больцано. Фронт был прорван и в итоге, под угрозой окружения оказалась вся Миланская группировка русской армии. Началось отступление русских и югославских войск от Генуи и Турина к Вероне, быстро превратившееся в паническое бегство.

2 октября противник захватил Верону, а 3-го вышел к побережью озера Гарда, отрезав от основных сил более 200 тысяч русских и югославских солдат и офицеров. Только 20 тысячам из них удалось выйти из окружения севернее озера, около 10 тысяч сумели пройти через горы в Швейцарию, где они были интернированы. Около 100 тысяч были вынуждены сдаться в плен.

Проводимая спартаковцами агитация начала оказывать свое воздействие и на находящихся в Германии русских солдат и матросов. 15 октября, когда сведения о катастрофе в Северной Италии уже стали всеобщим достоянием, произошел мятеж на стоящем в Гамбурге крейсере «Светлана». Утром 16 октября поднявший красный флаг крейсер вышел в море, с намерением, как потом стало известно, достичь Ревеля или Гельсингфорса, где мятежники рассчитывали поднять всеобщее восстание. Вечером того же дня мятежный крейсер был обнаружен эскадренными миноносцами «Громкий» и «Гневный». Начальник 1-го дивизиона В. Бахметьев предложил мятежникам сдаться, но в ответ на поднятый на «Громком» сигнал со «Светланы» был открыт артиллерийский огонь. Поняв, что уговорами ничего не добьешься, Бахметьев приказал своим эсминцам начать торпедную атаку. Цели достигли три торпеды, которых оказалось более чем достаточно – мятежный крейсер быстро накренился и опрокинулся вверх килем.

Так первым кораблем, потопленным русскими эсминцами типа «Веский», оказался русский же, хотя и мятежный крейсер.  

Эсминцы типа «Веский»

Новые ограничения, наложенные на Российский императорский флот Лондонским договором 1930 года, нарушили все планы развития русского типа эскадренного миноносца. Теперь, с учетом ранее построенных кораблей этого класса, оставалось всего 20195 т, на предполагавшиеся к постройке два дивизиона новых эсминцев. В ноябре 1930 года Морское министерство дало указание начать проектирование эсминца стандартным водоизмещением 1122 т, вооруженного двумя спаренными 120-мм артустановками и двумя пятитрубными торпедными аппаратами.

Хотя поначалу конструкторы были полны оптимизма, рассчитывая облегчить корпус за счет применения электросварки, а МКО за счет применения механизмов работающих на паре повышенных параметров, вскоре стало ясно, что уложиться в заданное водоизмещение не удастся ни при каких обстоятельствах. Необходимость применения в разрабатываемом проекте новых систем управления огнем и активной гидроакустики, а так же вспомогательных механизмов требовали увеличения водоизмещения, по крайней мере, на 150 т.

К счастью, весной 1931 года подоспело решение МГШ о новых штатах для дивизионов эскадренных миноносцев, согласно которым число эсминцев в дивизионе должно было уменьшиться до шести вместо прежних девяти. Исходя из новых штатов, теперь можно было сократить число эсминцев в новой программе до 15 (девять для Балтийского и шесть для Средиземноморского флота), а, следовательно, увеличить их стандартное водоизмещение до 1346 т.

Уменьшение числа орудий главного калибра на проектируемых эсминцах должно было компенсироваться увеличением углов их обстрела, что заставило сдвинуть носовую артустановку ближе к форштевню, и поднять вторую на кормовую рубку. Сокращение числа паровых котлов до трех позволило обойтись одной дымовой трубой вместо двух у прототипа, в качестве которого был принят эскадренный миноносец «Шальной».

Распределение заказов на новые эсминцы не вызвало удивления у сведущих людей: шесть предназначенных для Средиземноморского флота эсминцев достались ОНЗиВ, девять балтийских были разделены между Путиловской верфью и Ревельским заводом.

Четырнадцать эсминцев типа «Веский» вошли в строй до начала войны, последний, «Грозящий», был сдан Путиловской верфью 5 июля 1934 года.

Эсминцы типа «Веский»

Водоизмещение: 1348 т (стандартное), 2030 т (полное). Скорость: 37,5 узлов.

Мощность машин 46000 л.с.

Вооружение: 2х2 120-мм/55, 2х2 37-мм автомата, 2х2 13.2-мм пулемета, 2х5 533-мм ТА.

Размерения (квл): 103х9.8х3,5 м.

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account