1

10 августа 1934 года Россия предъявила ультиматум Греции, потребовав отказать англичанам в базах на Крите. Греция, которая при всем желании не могла бы выполнить это требование, ответила отказом и на следующий день Россия объявила ей войну, что было, впрочем, чистой формальностью, ведь десантные суда Средиземноморского флота уже находились в море.

Утром 12 августа по острову нанесла удар большая группа трехмоторных бомбардировщиков ТБ-1. Английским истребителям удалось сбить одну гигантскую машину, но этим их успех и ограничился – подошедшие истребители И-12 и БИ-1 поднятые с авианосцев «Адмирал Непенин» и «Первенец» связали боем самолеты защитников Крита, а когда англичане ушли на заправку, над островом появились еще более крупные четырехмоторные ТБ-2 и в небе расцвели купола парашютов.

Эсминцы типа «Шальной». Россия

Десантников было совсем немного, чуть больше трехсот, но народная молва быстро довела это число до многих тысяч. Греческий гарнизон в панике устремился в восточную, свободную, как говорили, от десанта часть Крита, англичане же сняли часть своих сил с побережья, отправив их в глубь острова отлавливать парашютистов, что и обеспечило успешную высадку морского десанта. 14 августа русскими был захвачен порт Ханья, что ускорило разгрузку транспортных кораблей.

Англия почувствовав серьезную опасность начала настаивать на том, чтобы итальянский флот наконец задействовал свои немалые силы, совершив набеговую операцию в Эгейском море.

15 августа дивизия итальянских «Кондотьери» вышла в море и, удачно разминувшись в темноте с русскими дозорами, прошла пролив Китира. Здесь «Альберто ди Джюссано» и «Бартоломео Коллеони» потеряли идущие впереди корабли и, бесцельно поплутав, отправились восвояси, благополучно вернувшись в Таранто, двум же оставшимся «повезло» — в предрассветном сумраке перед «Джиованни делле Банде Нере» и «Альберико да Барбиано» показались шесть русских десантных кораблей, на каждом из которых находилось по 10 танков «В-6».

Прикрытие конвоя обеспечивали легкий крейсер «Адмирал Лазарев» и два эсминца-Новика, но неожиданно для устремившихся в атаку итальянцев старенький русский крейсер оказался серьезным противником. Его 75 мм броневой пояс неплохо защищал от 152-мм снарядов, огня же русских стотридцаток оказалось достаточно для нанесения тяжелых повреждений практически небронированным итальянским крейсерам. Старший офицер русского крейсера, капитан 2-го ранга Н. Кузнецов, заменивший убитого в первые минуты боя командира, умело руководил боем, решительно маневрировал, ведя огонь с обоих бортов, так что орден Святого Георгия 4-й степени и чин капитана 1-го ранга, по мнению офицеров флота, был им вполне заслужен.

Не выдержав, итальянцы начали отходить к осту, но, обратив все свое внимание на пытавшийся их преследовать «Лазарев» даже не заметили устремившиеся к ним с восхода серые тени, так что выпущенный русскими эсминцами торпедный залп оказался, вероятно, самым результативным в истории. В «Альберико да Барбиано» попало четыре торпеды, а в «Джиованни делле Банде Нере» целых семь. По воспоминаниям командира «Щедрого» капитана 2-го ранга С. Овцына, оказавшегося ближе всего к гибнущему крейсеру, весь его  левый борт представлял собой сплошную пробоину. «Джиованни делле Банде Нере» опрокинулся и затонул в считанные секунды, а «Альберико да Барбиано» продержался на плаву еще целых пятнадцать минут, успев спустить флаг.

*********************************

Выявившиеся уже на испытаниях первых эсминцев недостатки вооружения «36-узловых» заставили начать работу по созданию новой артсистемы, имеющей раздельно-гильзовое заряжание. Проведя многочисленные опыты с размерно-весовыми макетами снарядов и зарядов различных калибров, был выбран 29 кг 120-мм снаряд, позволяющий обеспечить максимальную длительную скорострельность  и удобство заряжания на узкой, качающейся палубе. Новая артустановка с орудием длинной в 55 калибров проектировалось Обуховским заводом сразу в двух вариантах: одноорудийном и двухорудийном.

Разработка эсминца нового проекта происходила в режиме максимальной экономии. Недавнее прекращение постройки линейных кораблей и линейных крейсеров программы 1919 года привело к серьезным финансовым трудностям – сумма выплаченной частным заводам неустойки была оглашена лишь на закрытом заседании Государственной Думы, что вызвало препятствия к дальнейшему финансированию строительства флота с ее стороны. А ведь по программе 1924-1929 годов предстояло построить 10 новых крейсеров.

В итоге решили ограничиться постройкой двух дивизионов новых эсминцев, по одному для Балтийского и Средиземноморского флотов, которые должны были заменить выводимые в резерв старые эсминцы типа «Дерзкий» и «Счастливый», а также восемь наиболее изношенных балтийских «Орфеев» и «Новик». К планируемым 18 кораблям добавлялись два эсминца для Сибирской флотилии, строительство которых ранее было отложено.

В итоге было решено «предельно» ограничить водоизмещение эсминцев новой серии, снизив мощность ТЗА до 36000 л.с., что позволяло обойтись четырьмя паровыми котлами повышенной производительности вместо пяти имеющихся на предыдущей серии, понизив скорость до 35,5 узлов.

При этом МГШ проявил неудовольствие недостаточным, по его мнению, количеством торпедных аппаратов на эсминцах типа «Хищный», потребовав разместить на новых кораблях по три четырехтрубных торпедных аппарата. В итоге, по своим параметрам эскизный проект стал напоминать первоначальный проект Новиков, с 12-торпедным залпом и двумя двухорудийными 120-мм артустановками, расположенными в оконечностях.

В скором времени, однако, состав вооружения был пересмотрен, в сторону усиления артиллерии и улучшения ее живучести — МГШ предпочел установку кормовых орудий в одноорудийных установках, пойдя на уменьшение числа торпед в залпе до десяти, с установкой двух пятитрубных торпедных аппаратов «нового образца».

Было улучшено расположение 37-мм автоматов, с увеличением углов их обстрела, чему способствовал отказ от двух шлюпок, которые как показывала практика, «могли быть успешно заменены спасательными плотами».

Лучшим из рассматриваемых был признан проект Путиловской верфи, образцом для которого были приняты обводы миноносцев типа «Упрямый».

По итогам состоявшихся торгов Русско-Балтийский завод получил заказ на пять  эсминцев, три из которых предназначались для Средиземноморского флота, а два для Сибирской флотилии, Путиловская верфь на шесть балтийских и ОНЗиВ на шесть средиземноморских. Заказ еще на три эсминца для Балтийского флота неожиданно достался заводу Крейтона в Або, недавно проведшего полную реконструкцию производства.

Все двадцать эсминцев типа «Шальной» вошли в боевой состав флота в 1927-1928 годах.

Эсминцы типа «Шальной». Россия

Водоизмещение: 1290 т (стандартное), 1670 т (полное). Скорость: 35,5 уз.

Мощность машин 36000 л.с.

Вооружение: 1х2 и 3х1 120-мм/55, 2х1 37-мм автомата, 2х5 533-мм ТА.

Размерения (квл): 101,1х9,7х3,5 м.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

87 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account