Статья с канала «частные суждения» на яндекс-дзене.
После просмотра недавно вышедшего «Носферату», который ремейк фильма Мурнау 1922 года, подумалось, что советский кинематограф по каким-то причинам обходил стороной этот сюжет, а зря. Можно представить альтернативный вариант истории советской культуры, в которой Дракула, он же Орлок и Носферату, стал бы одним из главных персонажей советской кинокультуры.
Прежде всего, обратимся к той же эпохе, то есть 1920-м. Кто мог бы снять советский ответ немецкому вампиризму? Ну конечно Сергей Эйзенштейн! Причём в разные периоды творчества он бы снял разные варианты этой истории. Ранний Эйзенштейн снимет сюжет об обречённой борьбе Носферату против диктатуры пролетариата. Ну куда упырю с одними клыками супротив будённовской-то шашки?.. В фильм войдут кадры исторической кинохроники, а сам вампир, разумеется, будет на стороне белых — он же в конце концов граф, да к тому же натуральный кровопийца.
Средний период творчества Эйзенштейна: Носферату против индустриализации. Древний вампир, гроб с которым случайно откопали метростроевцы, пытается морочить голову готическими ужасами сперва передовицам производства, затем ученицам рабфака, и наконец, студенткам ВТУЗа. Но поскольку они все отнюдь не анемичные викторианские аристократки, а совсем даже наоборот, ничего у него не выходит. В финале вампиру отрезает голову трамвай… нет, лучше паровоз, под музыку Г. Свиридова «Время, вперёд!» Стоп, это анахронизм, данная музыкальная композиция появилась намного позже. Ну да ничего, в советские 30-е имелась своя подходящая музыка.
Наконец, поздний Эйзенштейн снимет историческую драму в стилистике второй части «Ивана Грозного», про трудную судьбу и душевные терзания валашского князя Влада Цепеша. Мистики в этом фильме не будет вовсе, один только суровый психологизм. А вот Александр Роу сделает из истории Дракулы детскую сказку, в которой главную роль сыграет, конечно же, Георгий Милляр. Сюжет фильма Роу будет взят из фильма Мурнау 1922 года, но с иными акцентами и стилистикой, из-за чего из тяжёлой немецкой мистики выйдет забавная история для детей и юношества.
В 1960-е появится совсем детский вариант той же сказки, «Первомайские приключения Маши и Вити». Двое юных октябрят отправятся в путешествие к замку зловещего графа, а по пути им будут всячески мешать разные приспешники древнего Зла. К слову о приспешниках. Дракуле помогала шайка цыган, но ведь в советском кино цыгане обычно изображались положительными героями. Так что снимут и ещё одну часть «Неуловимых мстителей», в которой Яшка-цыган возглавит отряд, помогающий перешедшему на сторону Советов бывшему графу, а теперь красному командиру Носфератову в его борьбе против британского империализма.
Не может быть обойдена и тема Великой Отечественной, а также шпионских триллеров. Появится аналог «Семнадцати мгновений весны», в которой Дракула, нет, лучше граф Орлок из фильма Мурнау, станет группенфюрером, его замок станет тайной базой общества «Аненербе», а якобы сумасшедший Нок, помощник Орлока, на самом деле будет советским агентом, внедрившимся в ряды кровососов с целью сорвать зловещие планы немецких оккультистов по возрождению вампирско-нацистской идеологии в послевоенной Европе.
Не будем забывать и о комедиях. Трус, Балбес и Бывалый в очередном фильме Гайдая будут приключаться в Трансильвании, где сохранился красивый народный обычай отдавать юных комсомолок-спортсменок на пропитание местному вампиру… Появится и молодёжный мюзикл в стилистике «Небесных ласточек», где вампир станет положительным персонажем, скрывающимся от инквизиции и тёмных суеверных крестьян среди очаровательных монашек в горном женском монастыре.
В конце 1970-х вампиры советского кино дотянутся своими длинными клыками и до заветной Англии. С одной стороны, советские режиссёры снимут наконец свой вариант классического «Дракулы» Брема Стокера, в стилистике «Собаки Баскервилей». С другой стороны, всё-таки в рамках канона им будет тесно, поэтому появится авантюрно-приключенческий комедийный боевик с похождениями древнего графа среди самых разных слоёв викторианского общества в стиле «Приключений принца Флоризеля».
Не могли обойти своим вниманием эту тему Тарковский с Сокуровым. Первый возьмётся за Дракулу, второй за Орлока. Их фильмы будут трудны для восприятия простыми кинозрителями, зато получат массу престижных наград на международных кинофестивалях. Марк Захаров в свою очередь снимет двухсерийную лирическую музыкальную драму «Тот самый Дракула», а Эльдар Рязанов — комедию «Гематоген», в которой древний граф найдёт своё призвание на должности младшего научного сотрудника в ЦОЛИПК (Центральный ордена Ленина институт переливания крови, реальное советское научно-исследовательское учреждение).
Конечно, использует фигуру вампира и перестроечное кино. Только на этот раз упырь будет символизировать мертвящую хватку сталинизма, а его логово станет обителью бюрократии эпохи Застоя. Впрочем, могут снять и что-нибудь совсем экспериментальное, в стиле «Господина оформителя». Музыку, конечно же, напишет Сергей Курёхин, а Дракулу сыграет Виктор Авилов, причём без грима и накладных клыков, на одном лишь актёрском таланте и харизме.
источник: https://dzen.ru/a/Z6puXMfp4muOEhVY