11

Содержание:

Операция «Барбаросса» стала нелёгким испытанием для вермахта, который на Восточном фронте столкнулся с неприятными неожиданностями. Одной из них было значительное количество советских танков с противоснарядным бронированием (Т-34 и КВ), против которых штатные 37-мм противотанковые пушки оказались малоэффективны. Ещё одним сюрпризом стало низкое качество дорог, с наступлением осенней распутицы превратившихся в серьёзное препятствие для автотранспорта и даже полугусеничных тягачей. Первую проблему попытались решить внедрением в войска 75-мм противотанковой пушки Pak 40, вторую — созданием «восточного» транспортёра-тягача RSO. Путём соединения этих двух изделий в 1943 году был создан эрзац-истребитель танков.

Образцом для подражания конструкторам фирмы «Штайр» послужили советские гусеничные транспортные трактора СТЗ-5, во множестве захваченные вермахтом летом 1941 года. Не слишком быстроходные, но простые и неприхотливые, они обладали феноменальной проходимостью. Компоновка с расположением кабины над двигателем позволила при небольшой длине машины организовать грузовую платформу. СТЗ-5 мог буксировать прицепы массой до 4,5 т и перевозить «на спине» ещё полторы тонны груза. Немецкий вариант тягача, получивший название RSO (Raupenschlepper Ost — гусеничный тягач «Восток»), создавался с применением узлов полуторатонного грузовика «Штайр» 1500А, но при этом был полностью гусеничным.

Уже в 1942 году RSO запустили в серийное производство. Простая до примитивности конструкция RSO делала его недорогим и пригодным для массового выпуска: до конца войны на четырёх заводах изготовили свыше 28 000 единиц. Гусеничная ходовая часть с большим клиренсом позволяли RSO весьма успешно справляться с таким неприятным явлением, как распутица. Хотя скорость тягача без прицепа не превышала 25 км/ч, на дорогах Восточного фронта этот показатель был третьестепенным после проходимости и ремонтопригодности. А с этими параметрами у RSO было всё в порядке.

Тягач RSO в базовом исполнении (bundesarchiv.de)

Эрзац-самоходка

Тягач RSO рассматривался прежде всего как транспортная машина, но в 1943 году начались проработки по превращению его в самоходную артиллерийскую установку путём монтажа противотанкового или зенитного вооружения. Нельзя сказать, что в то время вермахт испытывал острую нужду в истребителях танков: к 1943 году на смену машинам первого поколения, вооружённым 47-мм пушками, уже пришли самоходки «Мардер» нескольких модификаций, различавшихся шасси и вооружением (76,2-мм переделки трофейных советских орудий или 75-мм орудия Pak 40). Тем не менее перспектива получить дешёвый высокопроходимый истребитель танков, предназначенный для пехотных частей, выглядела весьма заманчиво, ведь полуторатонную пушку Pak 40 было затруднительно перемещать на поле боя силами расчёта. К тому же буксируемая артиллерия несла большие потери во время отступлений: далеко не всегда противотанкисты успевали подогнать тягачи, чтобы отвести свои орудия.

Разработка противотанковой САУ на базе тягача RSO началась летом 1943 года. Концептуально она была ближе не к классическим истребителям танков, а к «носителям оружия» (Waffenträger) — самоходкам с минимальной бронезащитой. Ещё одним характерным отличием от «Мардеров» являлся большой диапазон углов горизонтальной наводки. Орудийная установка Pak 40/4, предназначенная для монтажа на шасси RSO, обеспечивала круговой обстрел. Для сравнения укажем, что применённая на истребителе танков «Мардер II» орудийная установка Pak 40/2 имела угол горизонтальной наводки всего 57°.

Один из ранних прототипов САУ с полностью закрытой кабиной. (Kwok P., Duske H.F. 7,5 cm Pak 40/4 auf gep. Sebstfahrlafette Raupenschlepper Ost (RSO). — Nuts & Bolts, vol. 09, 1998)

Первые прототипы противотанковой САУ на базе тягача RSO имели полностью бронированную двухместную кабину, за которой на грузовой платформе монтировалась установка Pak 40/4. Единственной защитой для расчёта пушки служил штатный орудийный щит. В такой конфигурации самоходка лишилась одного из основных своих преимуществ — малой высоты линии огня. Это затрудняло маскировку и делало машину неустойчивой при стрельбе на углах горизонтальной наводки, значительно отличающихся от диаметральной плоскости. Демонстрация прототипа высшим военным чинам прошла неудачно, конструкторы получили указание переделать САУ и справились с этим заданием к августу 1943 года.

Прототип V4 в боевом положении (tanks-encyclopedia.com)

Прототип V4 в походном положении (tanks-encyclopedia.com)

В новом исполнении самоходка получила бронированную кабину уменьшенной высоты, прикрывавшую двигатель, но лишь частично защищавшую механика-водителя. Толщина брони не превышала 10 мм. Высота основания установки Pak 40/4 также была уменьшена. Грузовая платформа сохраняла штатные деревянные борта, на огневой позиции откидывавшиеся в горизонтальное положение. В походном положении грузовая платформа полностью закрывалась брезентовым тентом, образовывавшим также козырёк над рабочим местом механика-водителя. Прототип такой САУ обозначался V4, что позволяет предположить наличие трёх прототипов в предыдущем исполнении (с полностью бронированной кабиной), но документально этот факт не подтверждён.

Проекции САУ 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf). (Барятинский М. Бронетанковая техника Германии 1939–1945. Часть 2)

Самоходка получила название 7,5 cm Pak 40/4 auf gep. Sebstfahrlafette Raupenschlepper Ost (7,5-см противотанковое орудие 40/4 на бронированном самоходном лафете гусеничного тягача «Восток»), сокращённо — 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf). Экипаж машины состоял из четырёх человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Углы вертикальной наводки орудия составляли от −5º до +22º, горизонтальной — 360°. Боекомплект состоял из 28 унитарных выстрелов, уложенных в семь ящиков под полом платформы (по четыре выстрела). Орудие вело огонь теми же снарядами, что и буксируемая пушка Pak 40:

  • SprGr — осколочный снаряд массой 5,74 кг. Начальная скорость снаряда — 550 м/с;
  • PzGr 39 — бронебойный трассирующий снаряд массой 6,8 кг. Начальная скорость — 790 м/с, бронепробиваемость — 132 мм на дистанции 500 м, и 116 — на 1000 м;
  • PzGr 40 — бронебойный подкалиберный снаряд массой 4,1 кг с сердечником из вольфрама. Начальная скорость — 990 м/с, бронепробиваемость — 154 мм на дистанции 500 м, и 133 мм — на 1000 м;
  • HL.Gr — кумулятивный снаряд массой 4,6 кг. Применялся для поражения бронированных целей на дистанциях до 600 м.

САУ в боевом положении, вид сверху (tanks-encyclopedia.com)

Самоходка во время испытательных стрельб (tanks-encyclopedia.com)

Производство и служба

В сентябре 1943 года фирма «Штейр» начала производство партии из 50 самоходок, предназначавшейся для войсковых испытаний в группе армий «Юг». 1 октября машину показали Гитлеру (к тому времени были готовы лишь три самоходки). Простая и дешёвая боевая машина, вооружённая мощным орудием, произвела на фюрера благоприятное впечатление. По его указанию был разработан план массового производства 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf), предусматривавший наращивание ежемесячного выпуска с 60 САУ в марте 1944 года до 400 в июле. Однако, пока готовилось полномасштабное производство, с фронта начали поступать совсем не радужные отклики о новой САУ. В итоге выпустили менее сотни машин (есть данные о 60, 83 и 89 единицах).

Гитлер осматривает самоходку, 1 октября 1943 года (tanks-encyclopedia.com)

Заводские испытания самоходок из первой партии проходили в декабре 1943 года, а в конце января следующего года начались поставки на фронт. Одной из первых эти машины получила 1-я лыжная бригада, весной 1944 года развёрнутая в 1-ю лыжную дивизию. Соединение, входившее в группу армий «Центр» (позже в группу армий «Северная Украина»), вело бои в зоне Припятских болот. В каждом из двух лыжных полков сформировали зенитно-противотанковую роту, первоначально имевшую номер 9 (после развёртывания полков до трёхбатальонного состава она стала 13-й).

Согласно штату, такая рота располагала двумя зенитными (20-мм полугусеничные зенитные самоходные установки Sd.Kfz. 10/5) и двумя противотанковыми взводами. Противотанковый взвод имел три САУ 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf), один транспортёр RSO для подвозки боеприпасов, а также командирский «Кюбельваген» и полугусеничный мотоцикл Sd.Kfz. 2. Поскольку лыжники получили лишь девять самоходок, то 9-я (13-я) рота 2-го лыжного полка вместо двух противотанковых взводов получила лишь один. В боях и при отступлении дивизия потеряла большинство своих самоходок, но в начале 1945 года, когда соединение вело бои в Словакии, в 1-м лыжном полку всё ещё имелась одна самоходка 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf).

Самоходка 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf) в одной из частей вермахта (Kwok P., Duske H.F. 7,5 cm Pak 40/4 auf gep. Sebstfahrlafette Raupenschlepper Ost (RSO). — Nuts & Bolts, vol. 09, 1998)

Вероятно, единственный снимок, запечатлевший 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf) в бою. Самоходка принадлежит 13-й роте 1-го лыжного полка (Kwok P., Duske H.F. 7,5 cm Pak 40/4 auf gep. Sebstfahrlafette Raupenschlepper Ost (RSO). – Nuts & Bolts, vol. 09, 1998)

Большинство 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf) попало не в пехотные соединения, а в армейские танкоистребительные батальоны (Armee Panzerjäger-Abteilung). Насколько можно судить, ни один из них не был полностью перевооружён такими САУ — они получили максимум по одной роте. Подтверждено использование 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf) в группе армий «Центр» — в 743-м батальоне (9-я армия) и 744-м батальоне (2-я армия); в группе армий «Север» — в 751-м дивизионе 16-й армии (3 САУ по состоянию на 1 сентября 1944 года) и 752-м дивизионе 18-й армии (8 САУ, из них 7 исправных, по состоянию на 1 мая 1944 года). Возможно, они также служили в 741-м, 742-м и 753-м дивизионах. Имеются и сообщения о применении 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf) в 18-й панцергренадерской дивизии (группа армий «Центр»).

Самоходка 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf), используемая в качестве катафалка во время похоронной церемонии (Kwok P., Duske H.F. 7,5 cm Pak 40/4 auf gep. Sebstfahrlafette Raupenschlepper Ost (RSO). – Nuts & Bolts, vol. 09, 1998)

Самоходная противотанковая установка 7,5 cm Pak 40/4 auf RSO (Sf) не пользовалась популярностью среди личного состава. Среди наибольших недостатков отмечались малая скорость, чрезмерная шумность двигателя воздушного охлаждения и его склонность к перегреву, а также отсутствие нормального боевого отделения, делавшее работу экипажа крайне некомфортной как в бою, так и на марше. Боеукладки были неудобными, а доступ к ним затруднённым. Вызывал неудовольствие и высокий силуэт машины, который не только затруднял маскировку, но и делал орудие неустойчивым при стрельбе. Последний фактор обусловил прозвище, которым наделили самоходку её расчёты: аббревиатуру RSO они расшифровывали как Rollender Sarg Ost — «Опрокидывающийся гроб «Восток».

Тактико-технические характеристики САУ 7,5 cm Pak 40/4 auf gep. Sebstfahrlafette Raupenschlepper Ost

ЭКИПАЖ, ЧЕЛОВЕК 4
БОЕВАЯ МАССА, КГ 5200
ДЛИНА, ММ 4570
ШИРИНА, ММ 1990
ВЫСОТА, ММ 2600
КЛИРЕНС, ММ 550
ВООРУЖЕНИЕ 75-мм пушка Pak 40/4
БОЕКОМПЛЕКТ, СНАРЯДОВ 28
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л.С. 70
СКОРОСТЬ ПО ШОССЕ 17
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ / ПО ПЕРЕСЕЧЁННОЙ МЕСТНОСТИ, КМ 300/150
ТОЛЩИНА БРОНИ, ММ:
КАБИНА 5-10
ЩИТ 10
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
УГОЛ ПОДЪЁМА, ГРАД. 20
ШИРИНА РВА, СМ 170
ГЛУБИНА БРОДА, СМ 85
ВЫСОТА СТЕНКИ, СМ

55

Литература:

Bryja M. Artyleria niemiecka 1933-1945. – Militaria, 1996
Gander T., Chamberlain P. Enzyklopädie deutscher Waffen 1939-1945. – Motorbuch Verlag
Kwok P., Duske H.F. 7,5 cm Pak 40/4 auf gep. Sebstfahrlafette Raupenschlepper Ost (RSO). – Nuts & Bolts, vol. 09, 1998
Коломиец М. Противотанковая артиллерия вермахта. – М.: Стратегия-КМ, 2006
Харук А.И. Артиллерия Вермахта. – М.: ЭКСМО, 2010


источник: https://warspot.ru/14365-erzats-samohodka-iz-erzats-tyagacha

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account