«Экспериментальный бомбардировщик, дальний радиус действия». Опытные тяжелые дальние бомбардировщики Boeing XB-15 и Douglas XB-19. Часть 1

16

Все части статьи

«Экспериментальный бомбардировщик, дальний радиус действия». Опытные тяжелые дальние бомбардировщики Boeing XB-15 и Douglas XB-19. Часть 1

Содержание:

Предисловие редакции: Генерал Билли Митчелл умер в 1936 году за несколько лет до того как в годы Второй Мировой войны были практикой подтверждены его теории применения дальних бомбардировщиков. Если бы Билли Митчелл прожил еще год, он мог бы стать свидетелем первого полета первого из двух новых бомбардировщиков, которые представляли собой первые попытки авиационного корпуса армии США (United States Army Air Corps – USAAC) создать такой самолет.

К 1934 году молодые приверженцы мощи военно-воздушных сил, которые в 1926 году во время трибунала над Билли Митчеллом были капитанами, заняли высокие посты в авиационном корпусе армии США. Идея Митчелла о том, что у Америки должны быть бомбардировщики с чрезвычайно большой дальностью полета, способные наносить удары по центральным районам потенциального противника, больше не считалась надуманной глупостью.

Когда Митчелл покинул службу, его идеи о военно-воздушных силах были официально отвергнуты на самом высоком уровне, но они прочно укоренились в смотрящей в будущее растущей группе младших офицеров, среди которых был Генри Харли «Хэп» Арнольд.

Большие четырехмоторные летающие лодки регулярно совершали перелеты через Атлантику, и заголовки газет были посвящены впечатляющим перелетам на большие расстояния. Параллельно шло развитие тяжелых бомбардировщиков. В период с сентября по ноябрь 1929 года советский бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов» в рамках демонстрационного кругосветного перелета пересек северную часть Соединенных Штатов. Этот самолет представлял определенный интерес, но он был лишь немногим крупнее бомбардировщиков-бипланов Keystone B-6, состоявших на вооружении авиационного корпуса армии США. Его собрат, появившийся четыре года спустя, был совершенно другим самолетом.

бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов» во время перелета из Москвы в Нью-Йорк. Снимок en.wikipedia.org

бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов» во время перелета из Москвы в Нью-Йорк. Снимок en.wikipedia.org

маршрут бомбардировщика ТБ-1 «Страна Советов» на поплавках. Снимок sun9-70.userapi.com

маршрут бомбардировщика ТБ-1 «Страна Советов» на поплавках. Снимок sun9-70.userapi.com

3 июля 1933 года огромный советский бомбардировщик ТБ-4 (АНТ-16) совершил свой первый полет, который получил широкое освещение в прессе. Размах его крыла в 177 футов (54 м) был более чем вдвое больше, чем у бомбардировщиков Keystone. Хотя дальность полета ТБ-4 была лишь немногим больше дальности полета ТБ-1 и примерно такой же как у бомбардировщиков Keystone, данный факт в то время не был известен. Люди, которые читали о советском бомбардировщике, пересекшем территорию Соединенных Штатов, теперь обнаружили, что у Советского Союза имеется бомбардировщик, который был в два раза крупнее и который, как и его предшественник, был современным цельнометаллическим монопланом, в то время как авиационный корпус армии США мог похвастаться бипланами с полотняной обшивкой.

схема опытного тяжелого бомбардировщика ТБ-4 (АНГ-16). Снимок airwar.ru

схема опытного тяжелого бомбардировщика ТБ-4 (АНГ-16). Снимок airwar.ru

опытный тяжелый бомбардировщик ТБ-4 (АНГ-16). Снимок airwar.ruопытный тяжелый бомбардировщик ТБ-4 (АНГ-16). Снимок airwar.ruопытный тяжелый бомбардировщик ТБ-4 (АНГ-16). Снимок airwar.ru

опытный тяжелый бомбардировщик ТБ-4 (АНГ-16). Снимок airwar.ru

В Соединенных Штатах для тех, кто понимал военный потенциал дальних бомбардировщиков это было почти таким же технологическим сигналом тревоги, каким в 1957 году стал полет первого в мире спутника. Даже старые кавалеристы в генеральном штабе армии США могли видеть, что времена меняются.

Пришло время Америке обзавестись большим бомбардировщиком. На авиабазе Райт-Филд, недалеко от Дейтона, штат Огайо, отдел материально-технического обеспечения авиационного корпуса армии США приступил к серьезному изучению концепции дальнего бомбардировщика, которую более десяти лет назад отстаивал Билли Митчелл.

Проект A

Наконец, весной 1934 года генеральный штаб в Вашингтоне согласился с этой концепцией, и отделу материально-технического обеспечения получил разрешение приступить к полномасштабному, хотя и секретному, исследованию технической осуществимости такого самолета. Новый проект, первый в своем роде, был официально и загадочно обозначен как «Проект A» (Project A).

14 апреля начальник отдела материально-технического обеспечения генерал-майор Генри Конгер Пратт (Major General Henry Conger Pratt) направил официальное тактико-техническое задание по проекту A, которое скромно называлось

«Самолет дальнего действия, пригодный для военных целей».

Десять дней спустя Пратт открыл свою утреннюю газету, чтобы прочитать еще одну сенсационную новость с Востока. 24 апреля 1934 года Советский Союз стал обладателем самого крупного на тот момент самолета в мире. С размахом крыла 210 футов (64 м) он затмил ТБ-4 и все самолеты, которые тогда летали в Соединенных Штатах. Самолет, спроектированный Андреем Туполевым и получивший обозначение АНТ-20, был назван «Максим Горький» в честь широко известного русского писателя. Этот восьмимоторный крылатый исполин мог похвастаться размещенными на его борту кухней, кинотеатром и типографией. Самолет АНТ-20 был создан в качестве пропагандистского трюка, и этот трюк сработал. В мире не было ни одного ангара, в котором разговор не заходил бы о «Максиме Горьком».

В тот же самый момент в Соединенных Штатах производители самолетов, получившие от авиационного корпуса армии США секретный меморандум о «Проекте A», изучали спецификации. Американские авиастроители понимали, что когда генерал Пратт и его штаб говорили «Самолет дальнего действия, пригодный для военных целей», они имели в виду не просто самолет дальнего действия, а самолет с максимальной дальностью полета 5000 миль (8050 км).

Срочность задачи была подчеркнута полетом «Максима Горького», но никто в Соединенных Штатах не осознавал, что дальность полета «Проекта A» более чем в шесть раз превышает дальность полета гигантского советского самолета. Эта государственная тайна была удобно изъята из рекламы, выпускаемой московской пропагандистской машиной.

Разработка самолета в рамках «Проекта A» была сложной задачей, поскольку для того времени дальность полета самолетов обычно измерялась сотнями, а не тысячами миль. Однако компании Boeing Airplane Company (Boeing) из Сиэтла, штат Вашингтон, и компания Glenn L. Martin Company (Martin) из Балтимора, штат Мэриленд, представили свои предложения, которые были сочтены заслуживающими дальнейшей проработки.

14 мая генерал-майор Пратт совал совещание на авиабазе Райт-Филд, где он встретился с президентом компании Boeing Клермонтом «Клэром» Эгтведтом (Clairmont ‘Claire’ Egtvedt) и представителем компании Martin К. А. Ван Дюзеном (C.A. Van Dusen) с целью обсудить «Проект A». Помощник Пратта, капитан Леонард «Джейк» Хармон (Captain Leonard ‘Jake’ Harmon), преданный сторонник идей Билли Митчелла, был тем человеком, которому было суждено сыграть ключевую роль в развитии стратегической авиации во время Второй мировой войны, также присутствовал на этом совещании. Хармон подчеркнул необходимость в общей массе в 60000 фунтов (27216 кг) и объяснил требование дальности полета в 5000 миль (8000 км) в контексте потребности в самолете, который мог бы, действуя с баз на континентальной части Соединенных Штатов, выполнять действия по защите Аляски, Гавайев и зоны Панамского канала.

Эгтведту и Ван Дусену было предложено представить к середине июня чертежи своих гигантских самолетов. Хотя ни одна из этих компаний еще не создавала четырехмоторные самолеты, в конструкторских бюро обеих компаний проекты таких самолетов обретали свои линии на чертежных досках, и инженеры компаний четко понимали технические нюансы больших самолетов. Предложенный компанией Boeing проект должен был быть разработан под обозначением XB-15, в то время как проект Model 145 компании Martin – под обозначением XB-16. В качестве силовой установки авиастроителям были предложены рядные двигатели Allison V-1710-3, мощностью по 1000 л. с. (746 кВт) каждый.

Boeing Model 294 представлял собой обычный цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом, однокилевым хвостовым оперением и двигателями, размещенными в передней кромке крыла. Martin Model 145 отличался нетрадиционной двухбалочной конструкцией с относительно короткой фюзеляжной гондолой и с двухкилевым хвостовым оперением. Размещение четырехмоторной силовой установки также было необычным. Два двигателя Allison установлены на передней кромке крыла и оснащены тянущими пропеллерами, тогда как два других – на задней кромке и оснащены толкающими пропеллерами. Еще одной необычной особенностью проекта компании Martin, по крайней мере для 1934 года, было убирающееся шасси с носовой стойкой.

Martin Model 145 был более крупным из этих двух самолетов. Его общая масса превышала 100000 фунтов (45360 кг), в то время как у проекта Boeing Model 294 общая масса составляла примерно 65000 фунтов (29500 кг). Размах крыла Model 145 должен был составлять крыла 173 фута (52,7 м) по сравнению с 149 футами (45,4 м) у Model 294.

Оба самолета были меньше ТБ-4 и «Максима Горького», но они все равно оставались одними из самых крупных самолетов, которые когда-либо были задуманы. Разумеется, они были одними из самых крупных самолетов, спроектированных американскими авиаконструкторами.

Когда чертежи проектов были представлены, проект XB-16 был отклонен, но инженеры компании Martin использовали опыт работы в работах по другим проектам. Компания Martin уже приступила к созданию коммерческой летающей лодки Model 130. В годы Второй Мировой войны компания Martin построила свою огромную четырехмоторную летающую лодку PB2M-1 Mars. С размахом крыла 200 футов (61 м) летающая лодка Mars была самым крупным самолетом, эксплуатируемым в Соединенных Штатах до конца Второй Мировой войны.

28 июня 1934 года – через 11 дней после того, как «Максим Горький» впервые поднялся в воздух – отдел материально-технического обеспечения заключило с компанией Boeing контракт на изготовление одного опытного самолета XB-15. Команда во главе с руководителем проекта Джеком Килстрой (Jack Kylstra) приступила к работе над проектом, который в ближайшие три года потребовал бы примерно 670000 человеко-часов.

По стечению обстоятельств, несколько человек, работавших над проектом Model 294, обладали конфиденциальной информацией о работах над крупным самолетом, которые ведутся в конструкторском бюро Андрея Туполева. Пятью годами ранее, когда ТБ-1 совершил свой перелет через Соединенные Штаты, этот самолет пролетел из Сибири через Аляску в качестве поплавкового гидросамолета. Когда в середине октября 1929 года ТБ-1 «Страна Советов» прибыл в Сиэттл, с него нужно было снять поплавки и прикрепить колеса для перелета через континентальную часть США. К кому в 1929 году в Сиэтле можно было обратиться для работ с гидросамолетом как не к крупнейшему производителю гидросамолетов на северо-западе Соединенных Штатов? Пока персонал компании Boeing выполнял необходимые работы, рабочие компании нашли и отремонтировали несколько потертых кабелей системы управления. В ходе работ сотрудники компании Boeing близко познакомились с решениями конструкторов компании Junkers и конструкторского бюро Туполева, создавших ТБ-1.

бомбардировщик ТБ-1 «Страна Советов» на поплавках. Снимок sun9-13.userapi.com/

бомбардировщик ТБ-1 «Страна Советов» на поплавках. Снимок sun9-13.userapi.com

В течение лета 1934 года была изготовлена новая технологическая оснастка, и постепенно основные конструктивные элементы самолета Model 294 обретали форму. Сначала работы начались на заводе №1 компании, но впоследствии планер был перевезен на барже по реке Дувамиш (Duwamish) на завод №2, где имелось больше места. Тот же сценарий был реализован несколькими годами позже – и сменив целое технологическое поколение – когда компания Boeing разработала бомбардировщик B-29 Superfortress.

«Проект D»

В то время как компания Boeing продвигалась вперед в реализации XB-15, отдел материально-технического обеспечения авиационного корпуса армии США был воодушевлен идеей создания еще более грандиозных самолетов с большой дальностью полета. 5 февраля 1935 года командование авиационного корпуса армии США объявило о «Проекте D» (Project D). Как и «Проект A», «Проект D» предусматривал создание военного самолета с очень большой дальностью полета, но при этом более сфокусированным на достижении большой дальности полета, чем «Проект A».

От создателей самолета по «Проекту A» требовалась дальность полета 5000 миль (8000 км), но авторы «Проекта D» объяснили, что они опубликовали свое тактико-техническое задание

«в попытке дальнейшего развития военной авиации путем исследования возможности достижения в будущем максимально возможной дальности полета.»

Короче говоря, это была экспериментальная программа, направленная на то, чтобы позволить производителя авиационной техники сделать все возможное для максимального повышения диапазона летно-технических характеристик.

Как и в случае с «Проектом A» были представлены два приемлемых первоначальных предложения. Одно было от компании Douglas Aircraft Company (Douglas) из Санта-Моники, штат Калифорния, которая собиралась стать крупным игроком в области коммерческой авиации и которая еще не выпускала крупные четырехмоторные самолеты.

Другой компанией, откликнувшейся на требования программы «Проект D», была компания Sikorsky Aviation Corporation (Sikorsky) из Стратфорда, штат Коннектикут, которая была основана русским эмигрантом Игорем Сикорским. Будучи одним из первых авиастроителей в России, Игорь Сикорский в годы Первой Мировой войны выпускал для царя Николая II военные самолеты, одним из которых был поражавший воображение современников бомбардировщик, названный так в честь былинного героя «Илья Муромец». Этот четырехмоторный бомбардировщик совершил свой первый полет за шесть месяцев до начала Первой Мировой войны. Несмотря на малочисленность и невозможность выполнять массированные налеты «Муромцы» в годы войны нанесли более четырехсот ударов по немецким целям и привлекали внимание таких людей, как Билли Митчелл.

После того, как русская революция 1917 года свергла царя, Игорь Сикорский переехал в Америку и к моменту выпуска меморандума о «Проекте D», его компания выпускала крупные четырехмоторные коммерческие летающие лодки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Martin Model 145

Предложенный компанией Martin проект Model 145, получивший официальное обозначение XB-16, был, пожалуй, самым радикальным из трех проектов дальних бомбардировщиков с точки зрения его компоновки. Model 145 должен был стать двухбалочным четырехмоторным самолетом, оснащенным двигателями Allison V-1710 (хотя некоторые источники предполагают, что должны были использоваться Pratt & Whitney R-1830). Внешние двигатели должны были быть оснащены толкающими винтами, а их гондолы выступали вперед за переднюю кромку крыла для обеспечения секторов обстрела дистанционно-управляемым турелям с двумя пулеметами. В верхних частях хвостовых балок, в передней и в задней оконечностях фюзеляжной гондолы предусматривались оборонительные пулеметные позиции. Предусматривалась бомбовая нагрузка в 12000 фунтов (5443 кг).

рисунок проекта дальнего бомбардировщика Martin Model 145

рисунок проекта дальнего бомбардировщика Martin Model 145

источник: Bill Yentie «»Experimental Bomber, Long Range» Boeing XB-15 and Douglas XB-19» «International Air Power Review» 05, pages 164-169

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-experimental-bomber-long-range-boeing-xb-15-douglas-xb-19-01

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account