10

Наткнулся я тут сегодня на большой склад всяких вкусностей, что интересно, там многое и с нашего сайта, AlterHistory.com, например «тысячетонные» эсминцы я списал вот отсюда И вот с удовольствием делюсь.
Оглавление.

К оглавлению

Проектирование.

 

Принимая программу 1898 года Россия особое внимание обратила на задачу противодействия японским миноносцам, скоростным и многочисленным. Была поставлена задача создания специального «контрминного крейсера», в формате «пятисоттонного» и «тысячетонного». По свидетельству Витте, причиной появления этой программы стало то, что Государь, познакомившись с созданным в 1897г минным крейсером «Абрек» пришел в ярость — при скорости в 21 узел никакой борьбой ни с какими миноносцами он заниматься не мог, не догонит (люди, лично знающие Государя, ставят это свидетельство под большое сомнение — он не впадал в ярость ни по какому поводу).
В лице пятисоттоного минного крейсера ожидалось увидеть, по словам генарал-адмирала, «корабль со скоростью «Сокола» и вооружением, вдвое сильнее, чем у «Абрека», водоизмещение при этом не должно было превышать 500т.
К тысячетонному крейсеру требования были похожими. В за пару лет до того МТК уже заказывал «проект разведчика при эскадре, водоизмещением 1000-1500 т, скоростью 25 уз. дальностью плавания 1000 миль 23-уз скоростью и 5000 миль 10-уз скоростью. Корабль должен обладать «артиллерийским вооружением, преобладающим над минным, возможно сильным для успешной борьбы с неприятельскими «Havock»-ами и с возможной защитой жизненных частей корпуса. Следовало также предусмотреть «хорошую мореходность», достаточные условия обитаемости, позволяющими экипажу выносить более или менее продолжительные условия плавания. По комплектации корабль должен стать развитием типа минного крейсера. Водоизмещение следовало сколько возможно приблизить к нижнему из названных пределов». Теперь же требования были пересмотрены: требуемая скорость повышалась на 3 узла, требуемую дальность плавания сократили, улучшенной обитаемостью разрешено было пренебречь.

Вопреки названию, основным вооружением минных крейсеров считалось артиллерийское, при проектировании МТК предъявил требования, что погонный и ретирадный залпы должны составлять не менее трех орудий. Запас снарядов расчитывался на три часа боя, рубка бронировалась. Тысячетонный корабль должен был получить одно пудовое орудие Барановского и два шестифунтовых Гочкисса на полубаке, три таких же на юте и два по бортам, итого 1х107мм + 7х57мм, полутысячетонный — одно полупудовое Барановского и два трехфунтовых Гочкисса на полубаке, три трехфунтовых на юте, итого 1х87 + 5х47. Вдобавок на ходовую рубку были установлены пятиствольные однофунтовки Гочкисса. Боезапас расчитывался на три часа боя. Торпедные аппараты предусматривались палубные, двух-трехтрубные, полноповоротные, калибра 457мм. При этом и основную артиллерию, и минные аппараты еще только предстояло разработать.
Надо заметить, что и пушки, и торпедные аппараты вышли удачные, применялись во многих проектах, особенно ТА: открытые с переднего конца, они позволяли применять торпеды с различной длиной, и их не пришлось заменять после изобретения новых торпед 45-12.
Рассмотрев представленные проекты, МТК выбрал из них два: «Пятисоттонный» проект фирмы Крейтона и «Тысячетонный» проект Балтийского завода.

Фирма Крейтона, взяв за основу проект собственного крейсера «Абрек»,
значительно облегчила его и ускорила, применив более качественный и более тонкий металл, заменив паровые машины на более современные, высокооборотистую, более легкую и более мощную, 7500 л.с., и пять паровых котлов производства нового Бийского завода.
Балтийский завод пошел другим путем, проект «Абрека» был значительно увеличен, проект предусматривал на «тысячетонном» минном крейсере ЭУ мощностью 15 тыс.л.с., из двух ПМ и 10 котлов того же Бийского завода.
По требованиям разных чинов, обитавших под «шпицем», проекты многократно пересматривались, и в итоге вернулись практически к тем же решениям, только к бронированию рубки добавили бронирование погребов боезапаса.

Лишь к лету 1901 года первые корабли, нагруженный балластом вместо артиллерии, приступили к испытаниям. Кораблестроители из Абэ, к своему счастью, успели быстро получить одобрение и заказ на 10 кораблей, а балтийцы промешкались до сентября. Тут, как на зло, случилась катастрофа новейшего английского «истребителя» «Кобра», просто развалившегося  на ходу, и к  испытаниям со стороны морского ведомства было проявлено драконовское внимание. Комиссия сочла корабль негодным:  перегрузка была такой,  что волны перекатывались через палубу даже при легком волнении, а самое главное — были выявлены опасные явления резонанса. Корабль и проект вернули на завод на переделку. Фальшборт заменили сплошным бортом, корпус усилили противорезонансными связями, мощность ЭУ сократили вдвое, оставив только 5 котлов и одну машину. Перегрузка корабля значительно сократилась, но сократилась и скорость, составив скромные 22,7 узла.

К оглавлению

Испытания и производство.

И «пятисоттонные», и «тысячетонные» минные крейсеры по проекту имели радиорубки с искровыми радиотелеграфами, однако, поскольку завод задерживал поставку радиостанций, «и в целях экономии», большинство кораблей обходились только флажками и ратьером.
Выпуск минных крейсеров этих типов продолжался с 1901 до 1905 года, когда свое триумфальное шествие во флоте русского императора начали турбины Аносова.

Боевая служба и реконструкция 1904г.

Компания 1904 года, начавшаяся с печально знаменитой атаки японских миноносцев, заставила морское ведомство начать специальную программу по повышению боевых возможностей минных крейсеров. Из миноносной флотилии, находившейся на Балтике, по два тысячетонных и полутысячетонных корабля были отправлены в распоряжение специальной комиссии, которая для экспериментов получила широкие возможности, включая мощности судоремонтного завода.  С минных крейсеров демонтировали все вооружение и месяц гоняли по балтийскому морю, планомерно перемещая с места на место балласт, имитирующий различные нагрузки — артиллерию, боеприпасы и т.д.

В результате этих работ корабли перестали зарываться носом, легко взлетали над волнами, превышая на испытаниях 27-28 узлов скорости для полутысячетонных и  24 — 24,5 узла для тысячетонных.

В апреле 1904г на флот  были переданы проекты реконструкции кораблей, по сути сводившиеся, если исключить бюрократический моменты навроде переименования минных крейсеров в контрминоносцы,  к следующему: якоря заменялись на более легкие, якорные цепи заменялись на тросы, запасной якорь и запасная цепь к нему убирались совсем, бронезащита рубки и погребов, крепившаяся изнутри на заклепках, демонтировалась, радикально сокращался боезапас, артиллерию Гочкисса снимали полностью всю, в кормовой части ставили 1-2 орудия того же калибра, что стояло на полубаке. Дальнобойность и могущество артиллерии значительно повысились. Позже в программу реконструкции были добавлены 37мм пулеметы Максима, злые языки поговаривали, что это сделано единственно с целью отвязаться от  МТК, который излишне увлекся подсчетом числа фунтов железа, вылетающего с борта корабля (однофунтовый максим выпускает в минуту 135кг стали).
Переменные грузы рационально перераспределялись, при этом преимущественным образом загружалась корма, в носовой части кораблей часть отсеков оставалялась не занятой, их задраивали, превращая в коффердамы, и заполняли пробкой.

Эффективность огня еще больше повысили за счет установки центрального управления стрельбой с дальномерного поста, оборудованного прекрасной оптикой.

Увлекшаяся комиссия предложила вернуть на «тысячетонники» предусмотренные первоначальным проектом котлы и машину, удлиннить носовую оконечность и заменить одиночную установку 107мм орудия на полубаке на спаренную, на специальном станке, который предстояло разработать, и даже начала работы на «Буйном» и «Безумном», но МТК настоял, чтобы все предусматриваемые реконструкцией работы могли быть выполнены без захода в док и только силами экипажей. Впрочем, останавливать уже начатые работы не стали.
Все работы по переделке минных крейсеров в контрминоносцы были выполнены на Дальнем Востоке в течении мая-июня, а на Балике в июле-августе, по мере поступления артиллерии.

Контрминоносцы «Буйный» и «Безумный» прошли более глубокую модернизацию. Использованные для экспериментов, они успел попасть в док до того, как МТК опомнился, на них были установлены пять дополнительных котлов и дополнительная машина, более мощная артиллерия. Работы не удалось закончить в срок, но обладавшие прекрасным ходом, контрминоносцы догнали 2 Тихоокеанскую эскадру в Бизерте.

В результате российский императорский флот получил боевые машины, сочетающие в себе высокую скорость хода и мощную артиллерию.

К оглавлению

Сами корабли.

Для Тихого нужды Дерзкие и Буйные. Контрминоносцы для рубежа веков.

Минные крейсера «Буйный», «Безумный», 1904г

Водоизмещение:  1100т (после 1904г — 990 тонн).
Размерения: 92,0 х 9,0 х 3,8 м.
ЭУ: 1 ПМ тройного расширения, 7200л.с.,  5 ПК водотрубного типа, скорость 22 узла  (с 1904г — 2 ПМ, 10 800 л.с., 7 ПК =  27,1 узла).
Вооружение: 1 — 107 мм/55, 7х1 — 57/40, 2х5 — 37 (с 1904 — 1х2 + 3х1 — 107мм/55,  пулеметы 2х37мм Максима, после 1910г заменены на КПВТ 2х1 х 15,2мм), ТА надводные, поворотные, спаренные 2х2, под мины 457 мм, после 1904  -1х2х457.
Экипаж: 7 / 4 / 100 = 111 человек.

Для Тихого нужды Дерзкие и Буйные. Контрминоносцы для рубежа веков.

Минный крейсер Беспокойный, 1904г

Водоизмещение:  1100т (после 1904г — 960 тонн).
Размерения: 88,8 х 9,0 х 3,8 м.
ЭУ: 1 ПМ тройного расширения, 7 200 л.с., 5 ПК водотрубного типа, скорость 22 узла (после 1904г —  24,3 узла).
Вооружение: 1 — 107 мм/55, 7х1 — 57/40, 2х5 — 37 (с 1904 — 3х1 — 107мм/55, пулеметы 2х37мм Максима, после 1905г заменены на КПВТ 2х1 х 15,2мм), ТА надводные, поворотные, спаренные 2х2, под мины 457 мм.
Экипаж: 7 / 4 / 80 = 91 человек.

 

Для Тихого нужды Дерзкие и Буйные. Контрминоносцы для рубежа веков.

Контрминоносец типа Дерзкий

Водоизмещение: 560 тонн (с 1904г — 530 тонн).
Размерения: 70 х 7 х 3,1 м.
ЭУ: 2 ПМ тройного расширения, 7 200 л.с., 5 ПК водотрубного типа, Адмиралтейский коэффициент 180-195, скорость 23 узла (с 1904г —  27,0.. 27,8 узла).
Вооружение:  1 — 87мм/55, 5х1 — 47мм/43, 2х5 — 37мм, (с 1904г — 3х1 — 87 мм/55, пулеметы 2 х 37мм Максима), ТА надводные, поворотные, спаренные 2х2 — 457 мм, (с 1904г  1х2 — 457мм).
Экипаж: 6 / 72 = 78 человек.

 

К оглавлению

Эпилог.

Автор создавал эти миноносцы под паровые турбины, а у меня, согласно эпохе, стоят паровые машины, поэтому пришлось сократить, по сравнению с оригиналом, мощность ЭУ. Пересчитал скорость для адм.коэфф. 194, как у Новика. Дальность хода осталась неизвестной, просто умолчу.
Как и обычно в своих АИ, я не выдумываю чего-то невероятного (и по мере обсуждения с коллегами степень невероятности то и дело меняется), просто предки избегут явных ошибок, ну и вовремя додумаются до пары догадок.  В частности — почему наши миноносцы получали на вооружение торпеды не самые мощные из имевшихся на вооружении РИФ?

Ну и немного удачи добавлю им. Если делать все миноносцы в виде гораздо более дорогих «Добровольцев», то это, во-первых, будет весьма затратно, а во-вторых, вызовет мощный виток гонки вооружений, у наших врагов будут эсминцы еще больше, еще быстрее и еще мощнее — они установят туда турбины. Они у них уже были, «Вейпер» создан в 1899г. И таких кораблей у них будет значительно больше, чем у нас — Британия, стоявшая за Японией, была очень богатой страной, да и Америка была совсем не бедной.

А вот если делать не супернагибаторов, а «Абреков», скромненько так, на 22-23 узла, и небольшими партиями, чтобы не заставлять врагов волноваться и интересоваться, ну что такое крейсер в 1050т, без брони и с 22узлами? Авизо! Сколько их у русских? 5 штук! И еще 10 подобных же недокрейсеров, но на 500т. Сторожевики! И хрен с ними. Враг будет спать спокойно.

А в 1904г мы резко проводим реконструкцию и позволяем им развивать 25-28 узлов, и вот тогда РИФ получит нескомпенсированное преимущество.
В общем вот. Прошу высказывать мнения

Подписаться
Уведомить о
guest

283 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account